Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи
статья по логопедии на тему

Антонова Лариса Александровна

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati_u_detey_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi.docx13.27 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Данной проблемой занимались отечественные и зарубежные ученые в области педагогики и психологии, такие как: Выготский Л.С., Зейгарник Б.В., Леонтьев А.Н., Линдрей П., Миллер Дж., Рубинштейн С.Я., Норман Д. и др.

В частности, Зейгарник Б.В. отмечала, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на все познавательные процессы данной категории детей. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательности заданий.

У детей с речевыми расстройствами данные процессы имеют некоторые отклонения от нормы: так, продуктивность непроизвольного запоминания ниже, чем в норме, они слабо владеют приемами смыслового заучивания, плохо контролируют себя при воспроизведении заученного; недостаточно активны при выполнении мнемической деятельности, что проявляется в снижении старания вспомнить заученное. Воспроизведение заученного отличается недостаточной точностью: при дословном повторении несложного текста допускается много ошибок.

Поскольку дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития памяти, поэтому важна ее диагностика с целью выяснения, преодоления и коррекции тех особенностей, которые накладывают на ее формирование речевые нарушения. Диагностика особенностей памяти важна для решения задач дошкольной, школьной психодиагностики.

Не смотря на то, что память становилась предметом исследования у многих авторов, которые по-разному объясняли ее структуру, генез, взаимодействие с другими психическими функциями (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П. Жане, З.М. Истомина, О.С. Лебедева, А.Р. Лурия), проблема развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно разработана, что также подтверждает актуальность настоящего исследования.

Проведя анализ литературных источников, можно утверждать, что дети с общим недоразвитием речи третьего уровня отличаются особенностями памяти от нормально развивающихся сверстников по всем характеристикам данного познавательного процесса. Эти особенности заключаются в снижении продуктивности непроизвольного запоминания, слабым владением приемами смыслового заучивания, недостаточной активностью при выполнении мнемической деятельности, что проявляется в снижении старания вспомнить заученное, воспроизведение заученного отличается недостаточной точностью, снижением вербальной и логической памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме: « Развитие моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого.группы » Опыт работы.

Из опыта работыпо теме: « Развитие   моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого.группы »...

Использование наглядного моделирования в логопедической работе как основы развития умственных способностей детей с общим недоразвитием речи

представлена попытка систематизации работы по наглядному моделированию в логопедической практике по преодолению ОНР у дошкольников на основе анализа сущности и способов моделирования речевых проявлени...

Теоретические основы исследования проблемы развития внимания у детей с общим недоразвитием речи.

Интересные взгляды различных авторов на проблему развития внимания у детей с ОНР....

Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная статья рассказывает  об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие памяти имеет свои особенности и требует применения спе...

Опыт работы по теме "Художественно-продуктивная деятельность, как средство развития восприятия у детей с общим недоразвитием речи"

В методической разработке представлен опыт работы по теме, принципы деятельности, методы и приемы и этапы работы....

Современное состояние проблемы исследования особенностей развития памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В статье освещена тема памяти, как психического познавательного процесса, описано развитие речеслуховой памяти в онтогенезе, а также нарушение развития речеслуховой памяти у детей старшего дошкол...

Консультация "Развитие внимания, памяти у детей с общим недоразвитием речи"

Консультация написана с опорой на опыт работы с детьми ОНР....