Обучение детей творческому рассказыванию.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Мне захотелось поделиться с коллегами некоторыми методами и приемами по обучению творческому рассказыванию из опыта работы. Возможно они покажутся кому-то интересными и будут использованы в работе. Желаю всем успехов в работе и педагогических находок!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для учителей-логопедов

« Обучение детей творческому рассказыванию» (из опыта работы)

                   Учитель-логопед  ОКОРОКОВА А.В.

Тема: «Обучение детей творческому рассказыванию».

    Для пробуждения и развития творческой активности ребенка необходимо не только поощрять его оригинальные идеи, его новый взгляд на что-то привычное, но и создавать условия, способствующие появлению таких идей и творческого начала. Одним из средств для достижения этих целей является обучение рассказыванию с элементами творчества. Эмоциональное взаимодействие между взрослым и ребенком создает ситуацию доверия  и внутренней свободы, которые помогают ребенку перебороть стеснение и повысить творческую активность. Отношения между взрослым и ребенком на уровне эмоций являются  необходимым условием для обучения творческому рассказыванию.

    Известно, что развитие ребенка возможно только при наличии у него положительной мотивации к занятиям, основанной на его потребностях. Развивать желания, фантазии ребенку лучше всего удается в игре. Игра – это «модель», где ребенок может принять на себя любую роль. Дети с удовольствием перевоплощаются в лисичку, художника, волшебника и т.д., высказываясь от его имени, включая таким образом свое творческое воображение и творческое мышление, которые активизируют словесное творчество. Таким образом, любую сказку можно использовать как модель для развития творческих способностей ребенка и творческого рассказывания.

    При планировании занятий я включаю в них диалоги и проблемные ситуации, что обеспечивает разнообразие высказываемых точек зрения, вариативность рассказов, взаимодействие детей в развертывании единого сюжета. Диалогическое    ведение занятия помогает мне понять ребенка, «услышать» язык эмоционального общения. Создание проблемной ситуации активизирует творческое воображение  ребенка, любопытство и любознательность. При этом  предполагается  словотворчество, придумывание рифмы, загадок, продолжение рассказа.

    Творческое рассказывание необходимо использовать в работе с детьми с ОНР, которые испытывают значительные трудности в усвоении навыков составления рассказов с элементами творчества.  Это проявляется в трудности лексико-грамматического оформления речи и в самом понимании сути задания. Часто составление рассказа на тему подменяется пересказом знакомого текста, нарушается программа построения рассказа. Эмоциональная незрелость проявляется в неумении передать свое отношение к объекту. Наши дети испытывают трудности в подборе эпитетов, при пересказе сказок упускают причинно-следственные связи. Дети нашей группы нуждались в ранней коррекционной работе по их подготовке к овладению этим видом рассказывания.

    В своей работе с детьми я уделяю больше внимания развитию ассоциаций, творческого воображения, использованию многозначных слов.

    Мною было проведено занятие на основе сюжета книги Н. Носова о Незнайке. Эта книга любима многими детьми. Ее сюжет и герои позволяют им проявлять свои фантазии, выйти за рамки текста. В книге есть элементы словотворчества героев и фантазии главного героя. Материал для творческого рассказывания усложняется включением рифмовок, текстов с диалогами, сценок и драматических сюжетов.

      В этом возрасте уже возможна групповая форма работы, побуждение детей к сотрудничеству и творчеству  в совместной деятельности. Целесообразно предоставить детям возможность самостоятельно придумать и воплотить придуманное в творческой речевой активности. Дети способны не только перевоплощаться, но и контролировать собственную речь. Появляется возможность говорить от лица героя.

   

    В своей работе я также использую методику обучения творческому расказыванию по предложенному сюжету. Это сложный этап работы -  формирование связанной монологической речи. Дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах  на реалистические темы, эмоционально передавать  переживания действующих  лиц. С этой работой справляются Никита, Данил, Алеша, Адиля, Даша Новикова. Другим детям приходится помогать наводящими вопросами, так как составить программу высказывания очень сложно, особенно детям с ОНР.

    Одним из важных методических вопросов обучения творческому расказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет должен вызывать у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением элементарных описаний. Сюжеты для придумывания реалистических рассказов мы берем из области детских игр и развлечений, например:

«Ване подарили новую игрушку»,

«Наташа и Даша играют в школу»,

«Адиля и Лиза играют в больницу».

    Ряд сюжетов ориентируется на придумывание рассказов морально-этического содержания:

 «Маша – мамина помощница»,

«Адиля и Даша – хорошие подруги».

    Некоторые сюжеты отражают интерес детей к животному миру и природе:

«Алеша вывел на прогулку свою собаку»,

«Забавные приключения маленького котенка»,

«Даша помогает ухаживать за курицей с цыплятами». На занятиях ребята проявляют творческую инициативу и выдумку в рамках рассказа. Дети сочиняют сказки, в которых  действуют их любимые игрушки – зайчики, медвежата, куклы….

    В процессе обучения творческому рассказыванию я пользуюсь следующими приемами:

  • наводящими вопросами;
  • указаниями;
  • упражнениями по расширению активного словаря детей;
  • речевыми образцами.

    Очень важно обеспечить осмысление и эмоционально заинтересованное восприятие сюжета, а также речевых заданий. В процессе обучения рассказыванию я побуждаю детей к предварительному обдумыванию своих ответов. Все вместе мы даем анализ и оценку рассказа.

    К приемам, активизирующим речевую деятельность дошкольника, относится совместное составление рассказов по выбранному сюжету. Логопед начинает раскрывать тему, а дети продолжают и заканчивают. Рассказ логопеда является для них речевым образцом, которого они придерживаются в процессе всей работы.

     Пример рассказа «Как Надя потеряла и нашла свою варежку»:

«Бабушка связала Наде варежки. Варежки синие с белыми полосками. Примерила Надя новые варежки: они ей как раз впору пришлись. «Спасибо, бабушка»,- сказала Надя. Собралась Надя гулять. Надела новые варежки. А что было дальше, вы расскажете сами».

    Предлагая детям продолжить рассказ, логопед  сообщает план, которого следует придерживаться:

  • Чем на прогулке была занята Надя?
  • Как случилось, что она потеряла варежку?
  • Как она искала ее?
  • Кто ей помогал найти варежку?

Ребята придумывают различные варианты дальнейших событий.

    В процессе обучения большую роль играют вопросы логопеда. Они помогают детям живее, конкретнее представить воображаемые события и действия, о которых им предстоит рассказать. Очень важно развивать детское воображение и умение ребенка облечь в слова то, что он чувствует.

    Берем тему о ледоходе:

«Постарайтесь представить себе ледоход на реке. Что можно увидеть на реке во время ледохода? А что услышать?» Дети делятся наблюдениями: «Можно увидеть, как раскалываются льдины на части, как они несутся по реке, как льдины разбиваются друг о друга»,- говорит Никита. «Можно услышать треск льдин»,-  говорит Дима. Логопед дополняет высказывания детей. «Льдины сталкиваются друг с другом, раскалываются с грохотом и треском. Льдины обламываются и крошатся, они переворачиваются в воде. Одни льдины наползают на другие». Дети живо представляют себе картину ледохода, что отразилось на их рассказах.

    В построении рассказа важную роль играют опорные вопросы. По ним выстраивается план всего рассказа. При этом сосредотачивается внимание детей на узловых моментах рассказа, на логической последовательности изложения, на связи отдельных частей. Когда дети уже научились работать на основе готового плана, они сами  придумывают план изложения рассказа. Дети делятся своими мыслями, а логопед отмечает наиболее интересные суждения , придает им лаконичную форму и включает в план.

    В процессе обучения творческому рассказыванию необходимо создавать условия для проявления детьми большей активности и самостоятельности. В подготовительной группе у детей очень важно сформировать произвольность речи:

Преднамеренность выбора как содержания высказывания, так и языковых средств, которые точно выражают содержание высказывания.

    Разнообразными методическими приемами логопед активизирует детскую память и воображение, добивается, чтобы  дети по предложенному сюжету составляли содержательные и эмоционально выразительные рассказы.

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» в старшей группе. Формирует умение детей составлять небольшие рассказы творческого характе...

Из опыта работы: «Обучение детей творческому рассказыванию».

Здесь представлен материал из моего опыта работы....

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...

Обучение детей творческому рассказыванию

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены оп...

«Рекомендации родителям по обучению детей творческому рассказыванию по картине и сериям картинок».

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены оп...

Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.В формиров...

Обучение детей творческому рассказыванию. Досуг "Сказка - складка, послушать сладко".

Сочинение  сказок старшими дошкльниками с опорой на схемы и мнемотаблицы....