Преодоление гиперсаливации у детей с дизартрией
консультация по логопедии на тему

Алтухова Елена Витальевна

Применение низких температур в медицинских целях берет свое начало в глубине веков и продолжает оставаться актуальным сегодня.

Криотерапия – это воздействие на ткани организма низкими (менее +5°C) и сверхнизкими (до -160°C) температурами, благодаря чему возникает быстрое охлаждение кожного покрова до +1 °С.

В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. К примеру, по данным к.п.н., доцента кафедры специальной педагогики и психологии Вакуленко Л.С. Мурманского государственного педагогического университета, дизартрия имеет место у 40,8% из 240 дошкольников с речевой патологией в возрасте от 4 до 7 лет. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.

В статье  рассмотриваются традиционные и нетрадиционные приемы одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_gipersalivatsii_u_detey_s_dizartriey.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление гиперсаливации у детей с дизартрией.

 Холодные аппликации,  массаж кубиками льда – эти лечебные методы объединяет один действующий физический фактор – холод. Применение низких температур в медицинских целях берет свое начало в глубине веков и продолжает оставаться актуальным сегодня.

Криотерапия – это воздействие на ткани организма низкими (менее +5°C) и сверхнизкими (до -160°C) температурами, благодаря чему возникает быстрое охлаждение кожного покрова до +1 °С.

В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. К примеру, по данным к.п.н., доцента кафедры специальной педагогики и психологии Вакуленко Л.С. Мурманского государственного педагогического университета, дизартрия имеет место у 40,8% из 240 дошкольников с речевой патологией в возрасте от 4 до 7 лет. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.

Целью данной статьи является рассмотрение традиционных и нетрадиционных приемов одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.

Предварительная работа

Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения педагог напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.

Рекомендации.

  • Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
  • Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
  • На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.

Основной этап работы

1. Криотерапия.

Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В.А. Киселева).

http://www.logoped.ru/images/vorolp01a.gif

Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ.

2. Полоскание полости рта.

  • Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.
  • Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

3. Логопедический массаж.

  • Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд (Е.Ф. Архипова ).
  • Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
  • Массаж по точкам. 
    Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично) (В.А. Киселева ).
  • Массаж мягкого нёба. 
    Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увулы для получения выраженного глоточного рефлекса (В.А. Киселева ).

4. Жевание твёрдой пищи.

Инструкция для родителей детей-дизартриков:

  • Грызём, жуём, глотаем - морковку.
  • Грызём - сухари, баранки, сушки.

5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения(Е.М. Косинова ).

  • Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
  • «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
  • «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
  • «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
  • «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
  • «Упражнение йогов» - рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
  • «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.

6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.

  • Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
  • На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.

7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.

8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке (В.А. Киселева ).

  • а а а; э э э; и и и;
  • аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
  • аэи, аэи, аэи.

Основываясь на нашем практическом опыте, при систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.

Литература. 
1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии.- М., 2007. 
2. Блыскина И.В. Логопедический массаж.- СПб., 2004. 
3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж.- М., 2005. 
4. Киселёва В.А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии.- М., 2007. 
5. Косинова Е.М. Уроки логопеда.- М., 2003. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление симптомов гиперсаливации у детей

Консультация для родителей о симтомах, причинах и методах преодоления симптомов гиперсаливации у детей....

Гиперсаливация и её преодоление у детей с дизартрией

Гиперсаливация и её преодоление у детей с дизартрией...

Преодоление гиперсаливации у детей

Применяются как традиционные, так и нетрадиционные приёмы для преодоления такого неприятного симптома дизартрии.1. Учимся проглатывать слюну.2. Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, спос...

Комплекс гимнастики для преодоления гиперсаливации

Упражнения, направленные на уменьшение проявлений гиперсаливации у детей...

Комплекс гимнастики для преодоления гиперсаливации

Что такое гиперсаливация?Гиперсаливация  это обильное  слюнотечение.Гиперсаливация может быть связана с повышенным слюноотделением, но чаще всего она является причиной того, что слюна, ...