Игры и упражнения на формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Киреева Надежда Михайловна

При общем недоразвитии речи (ОНР) формирование пространственных представлений имеет свои особеннности, связанные со спецификой развития детей с речевой патологией. В данном материале представлены игры и упражнения, способствующие более эффективному овладению пространственными представлениями  у дошкольников с ОНР. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на формирование

пространственных представлений у дошкольников с ОНР

Игры, направленные на развитие пространственных

и временных ориентировок

Игра «Где находится?»

Цель: формировать пространственную ориентировку на листе бумаги.

Стимульный материал: белый лист бумаги, на котором изображены геометрические фигуры (овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) разного цвета, Можно геометрические фигуры заменить различными изображениями животных (медведь, лиса, заяц, корова), видами транспорта (корабль, самолет, машина, камаз), игрушками и т. д. Фигуры расположены по углам, посредине рисуется круг.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок и скажи, где нарисован круг, (овал, квадрат, треугольник, прямоугольник)? Покажи, что нарисовано справа от круга?, слева от круга? (рис. 1).

Рисунок 1 – Геометрические фигуры.

Что изображено в правом верхнем углу, (в левом нижнем углу)?

Что нарисовано выше круга, (ниже круга)?»

Игра «Лево – право».

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле.

Логопед: «Ребята, послушайте внимательно стихотворение:

Стоял ученик на развилке дорог

Где право,

Где лево,

Понять он не мог.

Но вдруг ученик

В голове почесал

Той самой рукою,

Которой писал,

И мячик кидал,

И страницы листал,

И ложку держал,

И полы подметал.

«Победа!» – раздался

Ликующий крик.

Где право,

Где лево,

Узнал ученик! (В. Берестов).

Как ученик узнал, где право, где лево? Какой рукою ученик почесал в голове? Покажите, а где у вас правая рука? Левая рука?

Игра «Зайчик».

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле.

Инструкция: Дети, слушая стихотворение, выполняют упражнения:

Зайчик, зайчик – белый бок,

Где живешь ты, наш, дружок?

По тропинке, вдоль опушки,

Если влево мы пойдем,

Там и мой родимый дом.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

Зайчик серенький сидит

И ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть:

Лапки вверх,

Лапки вниз,

На носочки поднимись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках

Скок – скок – скок.

А теперь вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки!

Игра «Что случилось?»

Цель: развивать умение пространственной ориентировки на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки.

Инструкция: «Отступите сверху листа в клеточку четыре клетки вниз и от левого края листа – три клетки вправо, поставьте точку в уголке клетки. Я буду говорить, как нужно проводить линии, а вы внимательно слушайте и рисуйте так, как я диктую.

Например, одна клетка вправо, одна – вниз, одна клетка влево, одна вверх.

Что получилось? Получился квадрат. Это самое легкое и простое задание.

Давайте играть дальше. Вам предстоят более сложные задания, и если вы будете внимательны и не ошибетесь в выполнении моих заданий, то у вас получится такой рисунок, какой я задумала.

Например, одна клетка вниз, одна клетка вправо, две клетки вниз, – одна – вверх, одна клетка – вправо, две – вверх, одна – вправо, одна – вверх, одна –вправо, одна – вниз, одна – вправо, две – вниз, одна – вправо, одна – вниз, одна – вправо, одна – вверх, одна – вправо, две – вверх, одна – вправо, одна – вверх» (рис. 2).

Рисунок 2. – Клеточки.

Игра «Рисуем платочки».

Цель: развивать пространственную ориентировку.

Стимульный материал: образцы «платочков», с одной стороны украшенных узором.

«Посмотрите внимательно на эти платочки, на которых нарисованы узоры (рис. 3). Нарисуйте точно такой же узор на других уголках платков. Сравните получившиеся узоры. Найдите ошибки».

Рисунок 3 – Волшебные платочки.

Игра «Волшебные узоры».

Цель: развивать пространственное представление у детей.

Стимульный материал: рисунки с различными фигурами. Палочки или спички.

Инструкция: «Рассмотрите фигуры на рисунке (рис. 4). Попробуйте их выполнить из палочек по памяти» Если ребенок затрудняется, можно выкладывать по образцу.

Рисунок 4 – Забавные фигуры.

Игра «Повтори»

Цель: развивать быструю ориентировку в пространстве относительно себя и относительно другого предмета.

Инструкция: «Слушайте внимательно и выполняйте:

Задание № 1. Поднимите вверх, пожалуйста, правую руку, теперь левую, посмотрите назад, в левую сторону, в правую сторону, вперед, вверх, вниз.

Задание № 2. В центре листа в клетку нарисуйте квадрат. Выше квадрата нарисуйте круг, ниже квадрата – треугольник, справа от квадрата – прямоугольник, слева – нарисуйте ромб.

Задание № 3. В верхнем левом углу листа нарисуйте круг, в нижнем правом углу листа напишите букву «Ш», в центре листа напишите букву «А», в верхнем правом углу нарисуйте треугольник, в нижнем левом углу нарисуйте прямоугольник. Над буквой «А» нарисуйте квадрат, под буквой «А» напишите букву «С».

Задание № 4. В центре листа напишите букву «А». Справа от буквы «А» напишите букву «Д», слева – букву «М», вверху напишите букву «X», внизу –букву «З». В правом верхнем углу нарисуйте круг, в левом верхнем углу нарисуйте треугольник, в правом нижнем углу – квадрат, в левом нижнем углу нарисуйте прямоугольник.

Задание № 5. В правом нижнем углу нарисуйте круг, в верхнем правом углу – прямоугольник, в верхнем левом углу – квадрат. В центре листа нарисуйте большой круг, в его центре напишите букву «Д», выше напишите букву «С», ниже круга напишите букву «Л», справа – букву «В», слева – букву «Я».

Игра «Муха-чистюха».

Цель: развивать память при запоминании названий дней недели.

Инструкция: «Ребята, послушайте шуточное стихотворение про муху. Будьте внимательны: после того, как я вам его зачитаю, к вам будут вопросы.

Жила-была Муха-чистюха.

Все время купалась Муха.

Купалась она

В воскресенье

В отличном клубничном

Варенье.

В понедельник –

В вишневой наливке.

Во вторник –

В томатной подливке.

В среду –

В лимонном желе.

В четверг –

В киселе и смоле.

В пятницу –

В простокваше,

В компоте

И в манной каше...

В субботу,

Помывшись в чернилах,

Сказала:

– Я больше не в силах.

Ужжасно-жужжасно устала,

Но, кажется,

Чище не стала. ( Я. Бжехва).

Ребята, так в какой же день Муха купалась в клубничном варенье?

Скажите, как называется день, который следует за воскресеньем?

Вспомните, что делала Муха в этот день?

Что она делала в следующий день? Как он называется?

После того как Муха искупалась в томатной подливке, на следующий день где она купалась?

Почему, как вы думаете, этот день называется «среда»?

Как называются четвертый и пятый дни недели?

Почему Муха осталась недовольна?

Попробуйте назвать все дни недели по порядку, начиная с понедельника?

С воскресенья? Какие дни мы называем выходными? Почему?»

Игра «Какое время года»

Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности времен года.

Инструкция: «Отгадайте загадки»:

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня ...(зима).

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня .... (весна).

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» – приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я ... (лето).

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен,

И елочек. Я ... (осень).

Игра «Волшебный карандаш».

Цель: развивать умение ориентироваться на листке бумаги.

Инструкция: «Ребята! Петрушка прислал нам письмо, на котором он для нас нарисовал волшебные узоры. Но он их не дорисовал до конца. Давайте поможем Петрушке (рис. 5).

Рисунок 5 –Волшебные узоры.

Дорисуй узор справа.

Дорисуй узор слева.

Нарисуй «вишенки» внизу. Вверху».

Игра «Где спрятан клад?»

Цель: развитие пространственно-ориентировочных реакций.

Стимульный материал: всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, подушки, кубики, сюрприз.

Инструкция: «Ребята, вот перед вами карта, которая принадлежала старому пирату Флинту. На этой карте крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти. На вашем пути будут встречаться всевозможные препятствия, которые вам нужно будет преодолевать. И если вы будете точно следовать инструкции и правильно выполнять задания, вы обязательно найдете клад. А что за клад – узнаете, когда его найдете. Удачи!».

По комнате расставляются препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т. д. Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место – старт. Сверните вправо и сделайте три шага. Повернитесь налево и обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь направо и сделайте один шаг. Налево сделайте два шага ... и т. п.

Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.

Игра «Самый ловкий».

Цель: развитие пространственно-ориентировочных реакций, мелкой моторики рук.

Материал: комплекты палочек по 20 штук, коробочки. Можно для данной игры использовать спички.

Инструкция: «Ребята, перед вами коробочки, в которых у каждого из вас лежат палочки. Сейчас мы с вами проведем соревнование и узнаем, кто из вас самый ловкий. По моему сигналу вы правой рукой выкладываете по одной палочке из коробки. Затем этой же правой рукой по одной палочке – в коробку.

Выигрывает самый ловкий и быстрый».

Это же упражнение можно выполнять с детьми при работе левой рукой или же обеими руками одновременно.

Игра «Угадай-ка».

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Для проведения данной игры необходимы игрушки, которые есть у вашего ребенка, например, мишка, зайчик и кукла. Главное, чтобы эти игрушки были достаточно крупными и их можно было посадить и поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него. Ребенка нужно посадить в центре, а игрушки разместить вокруг. Далее ведущий говорит, что загадал одну из игрушек, а задача ребенка – угадать, какую. А поможет в этом «адрес» игрушки, например, «она сидит сбоку от тебя (или за тобой, перед тобой)». Ребенок должен назвать игрушку, которая находится в указанном месте. Затем можно поменяться с ребенком местами, расставив игрушки вокруг себя. Теперь загадывать «адрес» не сбоку, а слева или справа.

Игра «Найди предмет».

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве при помощи     плана.

Для проведения данной игры предварительно необходимо нарисовать (можно вместе с ребенком) план комнаты (или двора) и заранее договориться с ребенком, какую игрушку нужно будет найти. Незаметно от ребенка спрячьте в комнате игрушку и на плане отметьте место, где вы ее спрятали, красным кружком. Ребенку вручается план, по которому он должен самостоятельно найти месторасположение игрушки (предварительно можно обсудить с ребенком, что изображено на плане).

Игру можно повторять несколько раз, пряча игрушку в разные места. Так же можно усложнить задание, положив план у входа в комнату, «вверх ногами» и ввести в качестве условия игры строгий запрет на переворачивание плана. Теперь ребенку, чтобы решить задачу, придется переворачивать план в уме, что придаст его пространственным представлениям гибкость. Образец, как можно нарисовать план на рисунке (рис. 6).

Рисунок 6 – План. 1 – диван, 2 – кровать, 3 – кресло, 4 – шкаф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей  дошкольного возраста...

Дидактические игры и упражнения по формированию математических представлений у дошкольников

Дидактические игры и упражнения по формированиюматематических представлений у дошкольников​ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ФОРМОЙ Форма является одним из важнейших пространственных свойств, определяющих и...

Практикум «Формирование пространственных представлений у дошкольников через игры и упражнения» (РМО 2018г.)

Конспект практикума для педагогов "Формирование пространственных представлений у дошкольников через игры и упражнения", презентация для выступления...

Игры и упражнения на формирование пространственных представлений.

Игры и упражнения на формирование пространственных представлений....

Система упражнений по формированию пространственных представлений у детей с ОНР в средней, старшей группах "Весёлая прогулка"

Упражнения по формированию пространственных представлений у детей с ОНР в среденей, подготовителной группах...

Практическое занятие Игры и упражнения для формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста

Практическое занятие " Игры и упражнения для формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста"...