Консультация для педагогов «Игры и упражнения для формирования пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ»
консультация
Консультация для педагогов «Игры и упражнения для формирования пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 241.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16» города Алейска Алтайского края
Консультация для педагогов
«Игры и упражнения для формирования пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ»
Составил: учитель-дефектолог
Ю.А.Некрасова
г.Алейск, 2024
Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно, пространственные представления являются базисом, над которым надстраивается вся совокупность психических функций.
Несформированность пространственных представлений проявляется:
- при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради;
- при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;
- при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;
- при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке; - при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ, трудностях переключения с одного направления движения на другое.
Существует несколько этапов формирования пространственных представлений. Это:
• Освоение телесного пространства
• Освоение внешнего пространства
• Пространственные схемы и диктанты
• Конструирование и копирование
Упражнения на освоение телесного пространства.
Для формирования у ребенка пространственных представлений нужно использовать весь богатый арсенал внешних опор, маркеров, которые буквально заставляют убедиться в существовании правой и левой стороны, верха и низа, и это неизменно.
1. Игровые действия.
-Погладим ручку с обеих сторон.
-Нарисуем на пальчиках ниточки.
-Нарисуем на ладошке клубочек.
-Нарисуем бровки, губки.
2. «Маланья».
(стихотворение сопровождается показом).
У Маланьи, у старушки,
В маханькой избушке,
Жили пять сыновей.
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими головами,
Вот с такими усами,
Вот с такими бородами,
Вот с такими руками,
Вот с такими ногами,
Вот с такими плечами,
Вот с такими животами и т. д.
3. «Отбей мяч». Взрослый бросает мяч ребенку и просит его отбить рукой, ногой, головой и т. д. Благодаря этим и подобным играм осуществляется отработка расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к собственному телу по вертикальной оси.
4. «Определи по следу». На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
5. «Верх – низ». Назови и покажи верхние, затем нижние части тела, сначала стоя у зеркала, потом по памяти. Назови, что выше (ниже) всего, сначала стоя у зеркала, затем по памяти.
6. «Путаница». Психолог неверно называет части тела, находящиеся вверху (внизу, или их расположение относительно друг друга. Ребенок должен его исправить. Затем они могут поменяться ролями.
7. «Верх». Покажи и назови действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т. д.).
8. «Низ». Покажи и назови действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседание, махи ногами, вращение бедрами и т. д.).
9. «Спереди – сзади». Условно поделить вместе с ребенком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади. Назови и покажи части тела, которые находятся у тебя спереди (сзади, сначала стоя у зеркала, затем по памяти.
10. «Скажи, где?». Психолог дотрагивается до разных частей тела ребенка, надо назвать часть тела и сказать, где она расположена (спереди или сзади).
11. «Вперед». Выполнять движения только в направлении вперед (ходьба, прыжки, сгибание колен, махи руками, наклоны головы и т. д.).
12. «Назад». Выполнять движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, махи руками, ногами, откидывание головы и т. д.).
13. «Право – лево». Условно поделить с ребенком его тело на левую и правую половины в соотнесении с правой и левой рукой (по средней линии тела). Этот этап в освоении телесного пространства наиболее сложен, поскольку не имеется зрительных маркеров, способных облегчить ребенку формирование правильных представлений (правая и левая части тела одинаковы). Следовательно, вначале необходимо дать ребенку такую маркировку. Лучше всего завязать ему на левой руке прочную нитку (можно надеть часы, резинку, которую он будет носить постоянно. Назови и покажи правые и левые части тела.
14. Поймать, отбить мяч правой (левой) рукой, затем ногой.
15. «Направо». Выполнять движения только в направлении направо (махи руками, ногами, приседания на правое колено, наклоны головы и т. д.).
16. «Налево». Выполнять движения только в направлении налево.
17. «Право – лево». Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т. д.
18. «Совмещение понятий». Психолог дотрагивается до любой части тела ребенка и просит его определить, где она находится: ухо – вверху слева, колено – внизу справа, спереди и т. д.
Упражнения на освоение внешнего пространства.
1. «Моя квартира». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.
2. «Мой детский сад». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.
3. «Мой двор, улица». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.
4. «Водное царство» – нижняя зона. Вспомнить водоплавающих животных и рыб (тюлень, морж, крокодил, щука и др., имитировать их движения, лежа на полу. Упражнение выполняется с опорой на картинки.
5. «Пустыня». Вспомнить животных, живущих в пустыне (змея, суслик, тушканчик и т. д., имитировать их движения в нижней зоне. Упражнение выполняется с опорой на картинки.
6. «Царство зверей». Вспомнить животных (домашних и диких, живущих в средней полосе, в жарких странах, на севере. Имитировать их движения, стоя на четвереньках – средняя зона. Упражнение выполняется с опорой на картинки.
7. «Царство птиц». Вспомнить диких птиц. Имитировать их движения, стоя на ногах – верхняя зона. Упражнение выполняется с опорой на картинки.
8. «Капризный фотограф»
9. «Где кто стоит?»
10. «Царство зверей и птиц». На картине с изображением множества животных и птиц определить расположение их относительно одного выбранного животного или птицы.
11. «Найди предмет на рисунке». Предъявляется рисунок и карточки к нему с изображением отдельно взятых предметов (животных, людей и т. д.). Ребенку необходимо найти на рисунке эти предметы поочередно и описать их положение, используя предлоги: на над, под, в, а также понятия «сверху», «снизу», «справа», «слева» и т. д.
12. Отработка противоположных понятий: открыто – закрыто, большой – маленький, высокий – низкий, толстый – тонкий, короткий – длинный, узкий – широкий (реальных и на картинке).
Пространственные схемы и диктанты
1. «Робот» (и «Непослушный робот»). Ребенок выполняет команды ведущего, двигаясь в названном направлении, или же в направлении, противоположном названному (непослушный робот). Затем ребенок и ведущий меняются ролями.
2. «Пространственный рисунок». По речевой инструкции педагога или психолога ребенок должен воспроизвести задуманный рисунок. По окончании работы сравниваются рисунок ребенка и образец. Пример: «В верхнем правом углу изобрази желтый круг, в верхнем левом углу – голубой овал, в нижней части листа – горизонтальную линию слева направо (от левого края листа до правого края листа). На получившейся линии по центру изобрази большой красный квадрат, на нем – синий треугольник и т. д.»
3. «Графический диктант». Перемещение по клеточкам в тетради от определенной точки для получения рисунка-схемы.
4. «Ориентация по памяти». Предложите ребенку описать маршрут от дома до сада, от группы до кабинета психолога и т. д. Нарисуйте вместе с ним схемы пути. Обратите его внимание, что на обратном пути направление движения изменяется в противоположную сторону.
5. «Водитель». Рассмотрите вместе с ребенком план улиц. Поставьте на дорогу нарисованную или игрушечную машинку, предложите проехать из одной части города в другую по вашей команде, затем самостоятельно, комментируя свои действия.
Конструирование и копирование
Неотъемлемая часть формирования пространственных представлений – упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, пазлы, мозаика, разрезные картинки и т. д. Ниже приведены примеры игр с возможностью конструирования и копирования.
1. Продолжи узор
2. Скопируй фигуру. Ребенок копирует орнамент, сложную геометрическую фигуру, рисунок, предложенный на образце.
3. Сложи узор.
4. Собери фигуру.
5. Чудо-крестики.
6. Геометрическая мозаика.
7. Танграм.
8. И др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по формированию математических представлений у дошкольников
Дидактические игры и упражнения по формированиюматематических представлений у дошкольниковИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ФОРМОЙ Форма является одним из важнейших пространственных свойств, определяющих и...

Игры и упражнения на формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР.
При общем недоразвитии речи (ОНР) формирование пространственных представлений имеет свои особеннности, связанные со спецификой развития детей с речевой патологией. В данном материале представлены игры...

Практикум «Формирование пространственных представлений у дошкольников через игры и упражнения» (РМО 2018г.)
Конспект практикума для педагогов "Формирование пространственных представлений у дошкольников через игры и упражнения", презентация для выступления...

Игры и упражнения на формирование пространственных представлений.
Игры и упражнения на формирование пространственных представлений....

Консультация для педагогов . Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи.
Консультация для педагогов.Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи1. Лото «Определи первый звук в слове» ЦЕЛЬ Упражнять детей в выделении первого звука в слове.ИГРОВОЙ МАТ...

Консультация для педагогов " Игры и упражнения для формирования волевых качеств у детей с задержкой психического развития"
Дети с задержкой психического развития имеют особенности психических процессов, делящихся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все компоненты познавательной деятельн...


