Конспект ОД «Подарки для бабушки. Звуки [К] и [К']» по лексической теме «Семья»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Батанина Анастасия Михайловна

Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте на основе деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k-k_-_konkurs.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по формирование фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей логопедической группы с ОНР

«Подарки для бабушки. Звуки [К] и [К']»

по лексической теме «Семья»

 

Подготовила:

учитель-логопед МБДОУ №130

г. Липецка

А.М. Батанина

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить давать полную характеристику звукам [К] и [К'],  (согласный, глухой, твердый (мягкий)), учить дифференцировать звуки [К] и [К'];

Коррекционно-развивающие:

- закреплять правильное произнесение звуков [К] и [К']  в слогах, словах, предложениях;

- закреплять понятия  «слово»,  «согласный  звук», «слог»;

- развивать  фонематические  процессы;

- учить определять место звука в слове;

- закреплять умение детей делить слова на слоги;

-  совершенствовать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами;

 - формировать умение употреблять существительные ед. и мн. числа в творительном падеже;

- развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, творческое мышление, воображение.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать  умение  выслушивать  вопрос до  конца  и  давать  ответ  полным  предложением;

- воспитывать сочувствие к окружающим.

Задачи ОО в интеграции: закрепление речевых навыков в общении (социально-коммуникативная – речевое развитие), развитие общей и мелкой моторики, согласование речи с движениями (физическое развитие – речевое развитие)

Целевые ориентиры: развитие связной, грамматически правильной речи посредством дидактических игр.

Методы и приёмы: игровой,  наглядный, практический, словесный.

Оборудование для педагога: ноутбук, мультимедиа, слайды презентации, почтовая коробка, диск, корзина, зеркало, шапка, фартук, очки, яблоко, предметы (кисть,  шоколад, кегля, кот, букет, сумка, мелки), массажный мячик, картинки.

 Оборудование для детей:  полоски разной длины, «чашки» для дыхания, зеркала, «звуковые шапочки»,  крышки с отверстием, шнурки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Логопед: - Ребята, у меня есть знакомая бабушка, зовут её Клава.  Она живет одна. Мне очень хочется поздравить ее с праздником 8 Марта. Она будет очень рада.  Я принесла почтовую коробку и диск. Поможете собрать в коробку подарки и записать праздничную презентацию на диск?

 Давайте начнем запись.

Логопед: - Ребята, чтобы начать запись, надо знать пароль. Наш пароль – это звук, который слышится  в начале слова  КОРОБКА и в конце слова ДИСК. Какой это звук?

Дети - Звук [К].

Характеристика звука.

- Как мы его произносим?

- Звук [К] какой?

- Согласный

- Почему?

- А ещё какой?

- Твёрдый

- Как мы его обозначим?

- А ещё звук [К] глухой. Проверим. Приложим ладонь к горлышку. Голосовые связки не работают.

Итак, расскажите все про звук [К].

А есть ли звука [К] братец – мягкий звук? Измените слово диск, чтобы звук [Кʹ] стал мягким.  (Диски)  Расскажите про звук [Кʹ].

- Молодцы! Включим диск. (Включается презентация на компьютере)

- Мы будем собирать подарки, в названиях которых есть звуки [К] и [К'].

(По ходу занятия дети собирают подарки в почтовую коробку)

Слайд 1 – бабушка Клава.

Логопед:  - Чтобы собрать подарки, нам нужно разгадать загадки и выполнить задания. С чего же начать – я не знаю!!! Давайте проложим дорожку и посмотрим, куда она нас приведет. (Разложить предметы на разном расстоянии)

Игра «Подбери дорожку»

Ход игры. Логопед  выстраивает на ковре ряд игрушек или предметов  на разном расстоянии друг от друга. Детям предлагаются полоски разной длины - «дорожки».  Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия.

Инструкция: «Подберите дорожку так, чтобы она поместилась между предметами». (Образец ответа: «Здесь я проведу длинную дорожку».)

Логопед: - Куда же привела нас дорожка? Что это? Давайте подарим эту чашку бабе Клаве. А вы любите пить чай. Вот и для вас чашечки. Надо сначала чай остудить. Как будем дуть? Молодцы!

Упражнение на развитие дыхания: «Дуем на горячий чай».

Логопед: - Посмотрите, вот и готов первый кадр нашего поздравления.

Слайд 2 - чашка

Логопед: - Что еще мы подарим бабушке? Отгадайте загадку.

Я на солнышке сверкаю,

Зайцев солнечных пускаю.

Глянешь ты в меня –

Увидишь там себя.

- Да, это зеркало. Смотрите, какое красивое. Подарим его Бабе Клаве?  А для чего мы используем зеркало? Возьмите зеркало, присядьте. Давайте вспомним, как вы ездили к своей бабушке в гости.

Артикуляционная гимнастика  «В гостях у бабушки».

- Скажите, а вы кто для бабушки и дедушки? / внуки, внучата.

Толстые внуки приехали в гости

Надуваем щёки

С ними худые - лишь кожа да кости

Втягиваем щёки

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы

Поцеловать они всех потянулись

Губы тянутся вперёд

Утром проснулись – в улыбочку губы

Снова широкая улыбка

Чистили мы свои верхние зубы

Широкий язык за верхними зубами

Вправо и влево, внутри и снаружи

Соответствующие движения широким языком

С нижними зубками тоже мы дружим

Повторение этих движений языком в положении за нижними зубами

Губы сожмём мы и рот прополощем

Поочерёдное надувание щёк с последующим выпусканием воздуха через губы

И самоваром пыхтим, что есть мочи

Одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы

Блюдца поставим - положат блины нам

Широкий язык лежит на нижней губе

Дуем на блинчик- не в щёки, не мимо

Подуть на широкий язык

Блинчик жуём, завернём и прикусим

Жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы

Блинчик с вареньем малиновым вкусным

Широкий язык загибаем кверху чашечкой

Чашки поставим, чтоб чаю налили

Широкий язык загибаем кверху чашечкой

На нос подули мы чай остудили

Подуть с «Чашечки» наверх

Чаю попили никто не обижен

«Чашечка» двигается вперёд и назад

Вкусный был завтрак - мы губки оближем.

Кончик языка облизывает губки по кругу.

Слайд 3 - зеркало

Логопед: - Ребята, посмотрите, кто на картинке? (Бабушка) Что она делает? (Бабушка надевает синий платок.) А в слове платок есть звук [К] или [К']?  Подарим бабушке платок? А сколько слогов в слове платок? Как определить?

Слайд 4 – платок.

Логопед: - Ребята, а что многие бабушки любят делать  больше всего в свободное время?  Что они вяжут? Посмотрите, вот шапочки, которые нам уже знакомы. Почему они синие и зеленые? Предлагаю с ними поиграть.  

Д/игра «Звуковые шапочки» + динамическая пауза

Дети стоят в кругу, под музыку выполняют движения. Когда музыка заканчивается, логопед берет предмет. Дети определяют, твердый или мягкий звук в слове и поднимают шапочку соответствующего цвета. Определяют место в слове. (Предметы собрать в корзину).

Логопед: - Молодцы, ребята! Подарим бабушке Клаве теплую шапку. Вот и еще один кадр готов.

Слайд 5 – шапка.

Логопед: - Какой же следующий будет наш подарок? Отгадайте загадку.

Бабушка не за красу
Колёса носит на носу –
Плохо видят глазки,
В них  мне читает сказки.  
(Очки)

- Для чего бабушке очки? Что они делают?  (Увеличивают или уменьшают предметы)

Д/И «Большой – маленький»

Логопед:  - Выберите  любой предмет из корзины и надев бабушкины очки, назовите свой предмет маленьким. (Сумка-сумочка, пакет-пакетик, цветок-цветочек, кисть-кисточка, кот-котик, букет-букетик, шоколад-шоколадка)

- Молодцы! Еще один подарок готов!

Слайд  6 – очки.

Логопед: - Вот еще одна загадка.

    Ростом мал да удал,

От меня ускакал.

Хоть надут он всегда –

С ним не скучно никогда.  (Мяч)

Д/И «Наоборот» с массажным мячом.

Внук молодой, а дедушка…пожилой (старый)

Катя дочь, а Кирилл…сын.

Мама женщина, а папа …мужчина.

Внук ленивый, а бабушка …трудолюбивая.

Папа сильный, а сын…слабый.

Кирилл внук, а Катя…внучка.

Дедушка старший в семье, а внук … младший.

- Вот этот мячик подарим бабушке Клаве для упражнений.

Слайд  9 – мячик.

Логопед: - Ну, а теперь предлагаю сделать бабушке главный подарок – собрать бусы.

Дети собирают бусы из крышек по образцу.

 

Логопед: - Молодцы, ребята! Какие красивые бусы получились! Бабушка Клава  может подарить их своим подругам на праздник.

Вот какую коробку с подарками мы собрали. И записали диск с поздравлениями.

Логопед: - С какими звуками играли?  Что вам понравилось? И чтобы вы пожелали всем бабушкам? Вы молодцы! Спасибо вам за помощь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...