Словарь логопеда
материал по логопедии по теме

Паскаль Марина Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovar_logopeda.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональный словарик

ДИЗАРТРИЯ  [диз+ греч. arthroo «членораздельно произносить»] - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

 ДИЗАРТРИЯ БУЛЬВАРНАЯ [от греч. bulbus луковица, форму которой напоминает продолговатый мозг] - дизартрия, обусловленная периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер.

ДИЗАРТРИЯ КОРКОВАЯ — дизартрия, обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.

ДИЗАРТРИЯ МОЗЖЕЧКОВАЯ — дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей.

ДИЗАРТРИЯ ПОДКОРКОВАЯ — дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей.

ДИЗАРТРИЯ ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ [греч. pseudes ложный + бульварный] — дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей.

ДИЗАРТРИЯ ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ [лат. extra вне, снаружи + pyramidalis пирамидальный] — см. Дизартрия подкорковая.

 ДИСГРАФИЯ [due- + греч. grapho писать, изображать] — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

ДИСГРАФИЯ АГРАММАТИЧЕСКАЯ — дисграфия, связанная с недоразвитием грамматического строя речи; может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

ДИСГРАФИЯ АКУСТИЧЕСКАЯ — дисграфия, обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (при этом в устной речи звуки произносятся правильно).

ДИСГРАФИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ - дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание.

ДИСГРАФИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ — оптическая дисграфия, при которой изолированные буквы воспроизводятся правильно, а при написании слова имеют место искажения, замены букв оптического характера.

ДИСГРАФИЯ ИДЕАТОРНАЯ — дисграфия, связанная с особенностями психофизиологического состояния человека (при преобладании возбуждения или торможения).

ДИСГРАФИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ [лат. lit(t)era буква] — оптическая дисграфия, при которой наблюдается нарушение воспроизведения изолированных букв.

 ДИСГРАФИЯ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ — см. Дисграфия акустическая.

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ ИСТЕРИИ — периодическое нарушение письма истерического происхождения: рука отказывается писать, пропускаются, заменяются буквы, почерк становится атактическим.

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА — дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза; на письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения.

ДИСГРАФИЯ ОПТИЧЕСКАЯ [греч. optikos относящийся к зрению] — дисграфия, которая связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме; к Д. о. относят и зеркальное письмо.

ДИСЛАЛИЯ [due- + греч. lalia речь] — нарушение звукопроизношения.

ДИСЛАЛИЯ АКУСТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи.

ДИСЛАЛИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи.

ДИСЛАЛИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-ФОНЕТИЧЕСКАЯ — дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

ДИСЛАЛИЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ [греч. mechane орудие, сооруже-. ние] — см. Дислалия органическая.

ДИСЛАЛИЯ МОНОМОРФНАЯ [греч. monos один, единый, единственный + morphe форма] — см. Дислалия простая.

ДИСЛАЛИЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ — нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции).

ДИСЛАЛИЯ ПОЛИМОРФНАЯ [греч. poly много, многое + morphe форма] — см. Дислалия сложная.

ДИСЛАЛИЯ ПРОСТАЯ — дислалия, при которой дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки.

ДИСЛАЛИЯ СЛОЖНАЯ — дислалия, при которой дефектно произносятся звуки разных артикуляционных групп.

ДИСЛАЛИЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ [лат. universalis всеобщий, всеобъемлющий, повсеместный] — расстройство звукопроизношения, при котором нарушается произношение всех или почти всех фонем данного языка.

ДИСЛАЛИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ [греч. physis природа + logos понятие, учение] — расстройство звукопроизношения, которое наблюдается у детей в возрасте до пяти лет и обусловлено недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха; Д. ф. можно назвать возрастным нарушением звукопроизношения.

ДИСЛАЛИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ [лат. functio деятельность] — нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата и центральной нервной системы.

ДИСЛЕКСИЯ [due- + лат. lego читаю] — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

ДИСЛЕКСИЯ АГРАММАТИЧЕСКАЯ — дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.

ДИСЛЕКСИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ — оптическая дислексия, которая проявляется в нарушениях при чтении слов.

ДИСЛЕКСИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ [лат. lit(t)era буква] — оптическая дислексия, проявляющаяся в нарушениях при изолированном узнавании и различении буквы.

ДИСЛЕКСИЯ МНЕСТИЧЕСКАЯ [греч. mnesis память] — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

ДИСЛЕКСИЯ ОПТИЧЕСКАЯ [греч. optikos относящийся к зрению] — дислексия, которая проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв, а также их взаимных заменах; к Д. о. относят и зеркальное чтение.

ДИСЛЕКСИЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ [греч. semantikos обозначающий, смысловой] — дислексия, проявляющаяся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

ДИСЛЕКСИЯ ТАКТИЛЬНАЯ [лат. tactilis осязательный] — дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

ДИСЛЕКСИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа (у детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза).[1]

Логопедическое воздействие – это педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.

ММД (Минимальная мозговая дисфункция) – это недифференцированный синдром легких неврологических расстройств, преимущественно в виде двигательных, речевых и поведенческих нарушений.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

СДВГ (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни

Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)  - нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.


[1] Существует множество классификаций данного нарушения, с учетом нарушенных операций процесса чтения Р. И. Лалаева выделяет следующие виды дислексии: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала в работе логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников.

Данная статья рассказывает об обыте работы  по использованию  народной педагогики, материала устного  творчества, народных традиций  для решения   воспитательных,  образо...

Использование краеведческого материала в работе учителя – логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников.

Краеведческий материал органично впишется в любую лексическую тему коррекционного занятия. Целесообразнее начать с таких тем, как «Мой дом», «Моя семья», так как  этот мат...

Направления работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по обогащению глагольного словаря

Приемы  словарной работы,  которые могут быть использованы на логопедических занятиях по обогащению глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Пояснительная записка.Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного...

Работа учителя-логопеда с детьми с тяжелым нарушениями речи в условиях введения и реализации ФГОС ДО (Формирование экспрессивного словаря в играх-экспериментах)

Сегодняшний день, наше государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставл...

Советы логопеда: "Обогащение словаря ребенка в домашних условиях"

Советы логопеда:Обогащение словаря ребенкав домашних условиях...

Словарь учителя-логопеда.

Консультация для родителей«Словарь учителя-логопеда»С.А Позднякова...