Нарушение слоговой структуры слова.
консультация по логопедии на тему

Горбачёва Ольга Алексеевна

Ваш ребенок смешно «коверкает» слова? И даже в простых словах переставляет, пропускает, меняет местами слоги или добавляет лишние звуки и слоги, значит, у него нарушение слоговой структуры слова. Вот Вам примеры: Ребенок сокращает, переставляет слоги, уменьшает количество слогов в  простых по структуре словах: вместо «лиса»  говорит например,  «ся» (двухсложные слова, состоящие из 2-х отрытых слогов, типа «коза, лапы, киса). Также важно здесь отметить, что если ребенок говорит «иса» вместо слова «лиса», это уже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением слоговой структуры,  а является всего лишь нарушением звукопроизношения – он меняет звук [Ль] на звук [И], но слоговая структура слова остается сохранной!  Или например, «коёва» вместо «корова», тут ребенок заменяет трудный для него звук на более простой, и до 5-ти лет имеет полное право на такую звуковую замену, которая не имеет никакого отношения к искажению слоговой структуры. Но даже если у вашего ребенка имеются нарушения в слоговой структуре слова, это еще не повод для расстройств, ведь есть целый пласт игр и упражнений, с помощью которых мама тоже сможет помочь своему ребенку говорить лучше. А познакомиться с такими играми уважаемые родители, вы можете прочитав статью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_slogovoy_struktury_slova.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение слоговой структуры слова.

Ваш ребенок смешно «коверкает» слова? И даже в простых словах переставляет, пропускает, меняет местами слоги или добавляет лишние звуки и слоги, значит, у него нарушение слоговой структуры слова.

Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.

Как проявляется нарушение слоговой структуры? Чем проще слова, которые ребенок произносит с искажением слоговой структуры, тем тяжелее степень такого нарушения.

Вот Вам примеры:

Ребенок сокращает, переставляет слоги, уменьшает количество слогов в  простых по структуре словах: вместо «лиса»  говорит например,  «ся» (двухсложные слова, состоящие из 2-х отрытых слогов, типа «коза, лапы, киса).

В возрасте 4-5 лет указанные явления сигнализируют о стойком нарушении слоговой структуры слова, фонематического слуха и ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать не только фонематический слух но и чувство ритма. Ведь правильно сформированная слоговая структура является залогом последующего грамотного навыка чтения и письма ребенка, и как следствие - становление полноценной личности.

Стойкие нарушения в слоговой структуре являются одним из критериев, которые характеризуют ОНР (общее недоразвитие речи).

Самостоятельно такие нарушения не проходят. А значит – должны родителей насторожить и явится поводом к срочному походу к логопеду.

Маленькие дети могут переставлять,  пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения.

Но очень важно здесь отметить, что если ребенок говорит «иса» вместо слова «лиса», это уже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением слоговой структуры,  а является всего лишь нарушением звукопроизношения – он меняет звук [Ль] на звук [И], но слоговая структура слова остается сохранной!  Или например, «коёва» вместо «корова», тут ребенок заменяет трудный для него звук на более простой, и до 5-ти лет имеет полное право на такую звуковую замену, которая не имеет никакого отношения к искажению слоговой структуры.

Но даже если у вашего ребенка имеются нарушения в слоговой структуре слова, это еще не повод для расстройств, ведь есть целый пласт игр и упражнений, с помощью которых мама тоже сможет помочь своему ребенку говорить лучше.

Главное правило — идти от простого к сложному. Для этого хотелось бы познакомить вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

ИГРА «ОТХЛОПАЙ СЛОВО»

Оказывается любое слово  можно отхлопать. Например, слово кошка   (хлопок на каждый слог). Мы его произносим  по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога).  Молодцы, у вас все получилось.

Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко».  Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов  сделали? Как вы думаете,  это короткое слово или длинное? Верно – короткое.  Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово.  Сколько шагов у вас получилось?  (3 шага). Это длинное слово или короткое?

ИГРА «СКОЛЬКО СЛОГОВ В СЛОВЕ»

Мы  слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части.  Эти части называются слогами. Каждое слово  состоит из какого-то количества слогов.  Например, из 1 слога (1 хлопок - дом), из 2 слогов (2 хлопка - кукла), из 3 слогов (3 хлопка - бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка - карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных,  столько и слогов (хлопков, шагов)

Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

 «РАЗЛОЖИ ИГРУШКИ» (мелкие игрушки из кинде-сюрприз)

Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку.  В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога.  Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.

«НАЙДИ КАРТИНКУ».

Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в ваших  домашних занятиях с ребенком. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию, а то может сделать только мама в домашних условиях.  

И еще один совет: когда вы занимаетесь с ребенком играми по нормализации слоговой структуры слова, не обращайте внимание на неправильное произношение звуков, если таковое имеется. Это будет только отвлекать и расстраивать ребенка, не делайте замечаний по плохой дикции. В это время ваша цель — научить говорить слова, соблюдая слоговое наполнение.

А звукопроизношением займетесь в другое время.

Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»

Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...