Памятка для родителей по звуко-буквенному анализу слов
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Энгель Видана Валентиновна

Данная памятка поможет родителем разобраться в таком сложном для них звуко-буквеном анализе слов. В ней приведены примеры фонетического разбора слов, классификация звуков в виде схемы. Эту памятку коллеги могут взять за основу при разработке своей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_po_zvuko-bukvennomu_analizu.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Дорогие родители!

Этот материал поможет Вам упорядочить знания по теме «Звуковой анализ слова».

Сначала давайте вместе разберёмся, какие бывают звуки.

Итак, все звуки русского языка делятся на две большие группы:

гласные и согласные.

Звуки и буквы – это одно и то же? Нет и ещё раз нет!

Звуки – это то, что мы слышим и произносим.

   Буквы – это то, что мы видим, пишем и читаем.

Одна буква может обозначать:

- два звука (как в некоторых случаях йотированные гласные: ель – [йэ]ль);

- один звук (чаще всего: например, сон – [c]он);

- или не обозначать звука (как буквы «Ь» и «Ъ»: соль – сол[ ]).

При выполнении звукового анализа слов нам обязательно нужно об этом помнить!

      Например, произнесите слово «лето» и пропойте при этом гласные.

Вот какая звуковая схема у Вас получится: [л’эта]. Именно эти звуки [л], [э], [т], [а] мы и будем обозначать символами красного, синего или зелёного цветов.

Я не ошиблась: последний звук именно [а], ведь мы анализируем то, что произносим и слышим, а произносим мы [л’эта].

      А теперь посмотрим на звуковую схему слова день: [д’эн’].

На что стоит обратить внимание? Во-первых, количество букв (4): «д», «е», «н», «ь» и звуков (3): [д’], [э], [н’] в данном слове не совпадает, во-вторых, буква «е» (как и в слове  «лето») обозначает звук  [э]  и смягчает впереди  стоящую  согласную,  а,   в-третьих, мягкий знак также смягчает впереди стоящую согласную и не обозначает звука.

Таким образом, в слове «день» три звука: первый звук [д’] – мягкий согласный, обозначаем его зелёным цветом, второй звук [э] – гласный, обозначаем его красным цветом, третий звук [н’] - мягкий согласный, обозначаем его зелёным цветом. Вот как это выглядит на схеме:

    Д  Е  Н  Ь

Не так сложно. Главное, не спешить и обращать внимание, в какой позиции находится та или иная буква (особенно это касается йотированных гласных «е», «ё», «ю», «я»: в начале слова, после гласной или согласной буквы), а также помнить о некоторых «всегда» (какие звуки всегда твёрдые или всегда мягкие) и «не» (буквы «твёрдый знак» и «мягкий знак» звуков не обозначают).

        Ниже представлена схема «Звуки русского языка», примеры звуковых схем и краткая информация, опираясь на которую Вы без труда выполните звуковой анализ абсолютно любого слова. Я на это очень надеюсь. Успехов Вам и Вашим детям!

 


                                                                Звуки  

                          Гласные                                                           Согласные

             (гласные звуки можно петь)                   (согласные звуки «не поются», воздух встречает                    

                                                                                             преграду в виде губ, языка, зубов)                                                             

         Их 6: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]

          Гласные звуки обозначают

                 красным цветом.

                                                                Твёрдые и                                  Звонкие и                                                                                                                    

                                                                   мягкие                                        глухие

                                                               

                                                                Твёрдые согласные звуки обозначают синим цветом.

                                                                Мягкие согласные звуки обозначают зелёным цветом.

       Звонкость - глухость согласных звуков определяется работой голосовых складок.

Положите ладонь на горло и произнесите согласный звук.

*Если «горлышко дрожит», значит, это звонкий согласный:

[б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р];

*если «горлышко не дрожит, не работает», значит, это глухой согласный:

[к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].

Примеры звукового анализа слов:

К И Т                 Л  Е  Т  О                 Ж   У   К                 Щ  У   К   А

 

                     

      При изображении подобных схем слов согласные звуки рассматриваются с точки зрения твёрдости – мягкости:

* синим цветом обозначают твёрдые согласные звуки;

Согласные звуки [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х]  

являются твёрдыми, если после них стоят гласные буквы «а», «о», «у», «э», «ы».

      Всегда твердые согласные звуки: [ш], [ж], [ц]!

      * зелёным цветом обозначают мягкие согласные звуки.

Согласные звуки [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’]  

являются мягкими, если после них стоят гласные буквы «и», «е», «ё», «ю», «я».

      Всегда мягкие согласные: [й], [ч], [щ]!

Красным цветом обозначают гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы].

Обратите внимание: в слове «лето» буква «е» обозначает звук [э], который мы и обозначили красным цветом.

Звуков «е», «ё», «ю», «я» нет!!! Это йотированные буквы, которые могут обозначать:

 *два звука, если находятся в начале слова (ёрш - [йо]рш), после гласного звука (баян - ба[йа]н) или после мягкого и твердого знаков (вьюнок - вь[йу]нок, подъезд - под[йэ]зд);

*один гласный звук после согласных:

«я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (например, мел - м[э]л, слякоть - сл[а]коть).                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Цель:Успешное  формирование у детей навыков выполнения звукового анализа.Задачи:Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.Создать услов...

Консультация для родителей по звуко-буквенному анализу слов (практический материал)

Как порой нелегко даётся малышу звуко-буквенный анализ слов. Но родителям бывает еще сложнее помочь малышу. Несколько рекомендаций родителям по занятию с ребенком звуко-буквенным анализом слов.Исходит...

Памятка для родителей "Как проводить звуковой анализ слов"

Материал предназначен для помощи родителям в обучении детей звуковому анализу слов...

Консультация для родителей «Памятка "Звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ"»

Как правильно делать звуко-слоговой анализ слова, звукобуквенный анализ слога...

Консультация для родителей "Начало звуко-буквенного анализа"

Консультация для родителей "Начало звуко-буквенного анализа"...

Мастер-класс для родителей по звуко-буквенному анализу слов

Мастер-класс для родителей по звуко-буквенному анализу слов Форма проведения: мастер- класс Задачи: Познакомить родителей с согласными и гласными звуками. Определять звонкость и глухость зву...

памятка для родителей- как проводится звуковой анализ слова

примеры, как проводить звуковой анализ слова...