Перспективный календарно – тематический план работы по развитию связной речи (ознакомлению с репродукциями картин) детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на 2018 – 2019 уч. год
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему

Энгель Видана Валентиновна

Знакомство с репродукциями картин художников и беседа по ним - очень важная и необходимая составляющая работы специалистов в группах компенсирующей направленности. И в массовых группах - разумеется, тоже. К сожалению, педагоги не всегда уделяют достаточно времени и внимания этому разделу. Предложенный перспективный календарно - тематический план по ознакомлению детей с репродукциями картин известных художников (составленный в соответствии с лексическими темами), призван помочь воспитателям и учителям - логопедам организовать эту работу должным образом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temat.planir.podgotovit.gr_.kartiny.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный календарно – тематический план работы                               по развитию связной речи (ознакомлению с репродукциями картин)

детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на 2018 – 2019 уч. год*

Месяц, неделя

Лексическая тема

ОД / культурная практика по ознакомлению детей с репродукциями картин художников

Сентябрь, 1-3 неделя

03.09.- 21.09.

Обследование детей учителем - логопедом. Заполнение речевых карт. Мониторинг развития детей воспитателями и педагогом - психологом. Заполнение листов оценки

Сентябрь, 4 неделя

24.09.- 28.09.

Осень. Осенние месяцы.

Деревья осенью

Интегрированное занятие с использованием картин            И. Левитана «Сумерки. Луна»  и Ф. Васильева «Болото в лесу» из цикла «Четыре времени года» (9, с. 5)

Октябрь, 1 неделя

01.10.- 05.10.

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах

Октябрь, 2 неделя

08.10. – 12.10.

Фрукты. Труд взрослых в садах

Культурная практика по знакомству с натюрмортом         И.Е. Репина «Яблоки и листья» (7, с. 11)

Октябрь, 3 неделя

15.10. – 19.10.

Насекомые. Подготовка насекомых к зиме

Октябрь, 4 неделя

22.10. – 26.10.

Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету

Октябрь, 5 неделя

29.10. – 02.11.

Человек. Части тела

Рассматривание картины В. Л. Боровиковского «Портрет М. И. Лопухиной» и беседа по ней (4, с. 16)

Ноябрь, 1 неделя

05.11. – 09.11.

Поздняя осень. Грибы, ягоды

Интегрированное занятие с использованием картины        М. Башкирцевой «Осень» из цикла «Четыре времени года» (9, с. 9)

Ноябрь, 2 неделя

12.11. – 16.11.

Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных

Ноябрь, 3 неделя

19.11. – 23.11.

Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме

Ноябрь, 4 неделя

26.11. – 30.11.

Осенние одежда, обувь, головные уборы

Декабрь, 1 неделя

03.12. – 07.12.

Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Интегрированное занятие с использованием картин            И. Грабаря «Зимний вечер» и  И. Шишкина «Зима» из цикла «Четыре времени года» (9, с.13)

Декабрь, 2 неделя

10.12. – 14.12.

Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель

Декабрь, 3 неделя

17.12. – 21.12.

Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда

Занятие по знакомству с картиной З. Е. Серебряковой  «За обедом», в некоторых каталогах «За завтраком» (3,   с. 11)

Декабрь, 4 неделя

24.12. – 28.12.

Новый год

Рассматривание картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» и беседа по ней (12, с. 14)

Январь, 1 неделя

01.01. – 08.01.

У детей зимние каникулы

Январь, 2 неделя

09.01. – 11.01.

Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия

Рассматривание картины А. А. Пластова «Ужин трактористов» и беседа по ней (12, с. 6)

Январь, 3 неделя

14.01. – 18.01.

Профессии взрослых. Трудовые действия

Январь, 4 неделя

21.01. – 25.01.

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы

Рассматривание картины И. К. Айвазовского «Волна» и беседа по ней (12, с. 12)

Январь, 5 неделя

28.01. – 01.02.

Животные и птицы холодных стран

Интегрированное занятие с использованием картины            И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» и «Февральская лазурь» из цикла «Четыре времени года» (9,с. 15)

Февраль, 1 неделя

04.02. – 08.02.

Орудия труда. Инструменты

Культурная практика по знакомству с картиной         Г. Г. Мясоедова «Косцы» (8, с. 4)

Февраль, 2 неделя

11.02. – 15.02.

Животные жарких стран, повадки, детеныши

Февраль, 3 неделя

18.02. – 22.02.

День защитника Отечества

Февраль, 4 неделя

25.02. – 01. 03.

Моя семья

Март, 1 неделя

04.03. – 08.03.

Ранняя весна, весенние месяцы. Мамин праздник

Интегрированное занятие с использованием картины            И. Грабаря «Март» (9, с. 20)

Март, 2 неделя

11.03. – 15.03.

Цветы

Март, 3 неделя

18.03. – 22.03.

Наша Родина - Россия

Март, 4 неделя

25.03. – 29.03.

Наш родной город

Апрель, 1 неделя

01.04. – 05.04.

Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Я Маршака

Апрель, 2 неделя

08.04. – 12.04.

Космос

Рассматривание картины      А.К. Соколова «На Луне» и беседа по ней (2, с. 12)

Апрель, 3 неделя

15.04. – 19.04.

Мы читаем. Знакомство с творчеством С.В. Михалкова

Апрель, 4 неделя

22.04. – 26.04.

Мы читаем. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского

Май, 1 неделя

29.04. – 03.05.

Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной

Интегрированное занятие с использованием картин            С. Жуковского «Весенняя вода» и Н. Дубовского «Весенний вечер» из цикла «Четыре времени года» (10, с.8)

Май, 2 неделя

06.05. – 10.05.

9 мая – День Победы

Май, 3 неделя

13.05. – 17.05.

Мы читаем. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина

Рассматривание картины      В.М. Васнецова «Богатыри» и беседа по ней (5, с. 12)

Май, 4 неделя

20.05. – 24.05.

Скоро в школу. Школьные принадлежности

Культурная практика по знакомству с картиной         Н.П. Богданова – Бельского    «У порога школы» (7, с. 13)

* Перспективный календарно – тематический план работы составлен в соответствии с примерным тематическим планированием работы, предложенным Нищевой Н.В. («Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи»).                            


Литература:

1. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.

2. Знакомим детей с живописью. Пейзаж. Старший дошкольный возраст (5-7 лет): авт. – сост. Н.А. Курочкина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – Выпуск 2.

3. Знакомим детей с живописью. Натюрморт. Старший дошкольный возраст (6-7 лет): авт. – сост. Н.А. Курочкина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – Выпуск 2.

4. Знакомим детей с живописью. Портрет. Старший дошкольный возраст (5-7 лет): авт. – сост. Н.А. Курочкина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – Выпуск 2.

5. Знакомим детей с живописью. Сказочно-былинный жанр. Старший дошкольный возраст (6-7 лет): авт. – сост. Н.А. Курочкина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – Выпуск 2.

6. Знакомим с пейзажной  живописью (Большое искусство - маленьким): Авт. – сост. Н.А. Курочкина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

7. Савченко В. И. Культурные практики по ознакомлению дошкольников с живописью. Старший дошкольный возраст (5-7 лет): Выпуск 1. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

8. Савченко В. И. Культурные практики по ознакомлению дошкольников с живописью. Старший дошкольный возраст (5-7 лет): Выпуск 2. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

  1. 9.  Нищева Н. В. Четыре времени года. Цикл интегрированных занятий по развитию связной речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи (с 6 до 8 лет). Вып.1 – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

10. Нищева Н. В. Четыре времени года. Цикл интегрированных занятий по развитию связной речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи (с 6 до 8 лет). Вып.2 – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

11. Знакомим детей с живописью. Пейзаж. Средний дошкольный возраст (4 - 5 лет): авт. – сост. Н.А. Курочкина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. – Выпуск 1.

12. Знакомим детей с живописью. Жанровая живопись. Старший дошкольный возраст (6-7 лет): авт. – сост. Н.А. Курочкина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – Выпуск 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

 Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

Календарное планирование в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи

Примерное календарное планирование в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи на октябрь месяц по теме "Осень, осень, в гости просим..." (неде...

Календарный план воспитательной работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР).

laquo;Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных тра...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей посредством использования ИКТ технологий в подготовительной к школе группе» 2021-2022гг.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей....

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»

Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»Цель:развитие связной речи.Задачи:Закрепление знаний о праздновании Масленицы.Закрепление словаря по лексической теме.Развитие функции с...