«Развитие тактильных ощущений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития в работе учителя – логопеда» проект
статья по логопедии на тему

Баженова Евгения Валентиновна

 С каждым годом  в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Во всех возрастных группах  всё чаще появляются  так называемые «неговорящие дети»: дети, у которых в 2-6 лет отсутствует активная речь, что безусловно отрицательно  влияет на общее развитие ребенка, и его мышление. У детей с ТМНР страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Коррекция имеющихся нарушений у детей,  требует комплексного подхода, поэтому в нашем образовательном учреждении работают в тесной взаимосвязи всем специалисты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_ivanovoy_e.v._word.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Иванова Е.В.

                                                                         учитель - логопед 1 категория

                                                                        МБОУ "Школа - интернат №4

                                                                       г.Челябинска" дошкольное  

                                                                        отделение.

«Развитие тактильных ощущений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития в работе

учителя – логопеда» проект

              С каждым годом  в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Во всех возрастных группах  всё чаще появляются  так называемые «неговорящие дети»: дети, у которых в 2-6 лет отсутствует активная речь, что безусловно отрицательно  влияет на общее развитие ребенка, и его мышление.

           В дошкольное отделение «Школы – интерната №4 г.Челябинска в сентябре 2017 года набрали детей  с Тяжёлыми Множественными нарушениями Развития (ТМНР).  У детей с ТМНР страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Коррекция имеющихся нарушений у детей,  требует комплексного подхода, поэтому в нашем образовательном учреждении работают в тесной взаимосвязи всем специалисты.

Именно поэтому в нашем учреждении специалистами, работающими на младших возрастных группах был организован проект «Ум ребёнка на кончиках пальцев»  - проект по развитию речи через тактильные ощущения.

Вид проекта: творческий, практико-ориентированный, долгосрочный, групповой.

Участники: дети средней группы, «неговорящие», дети с речевыми нарушениями, дети с ОВЗ, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Сроки реализации: сентябрь 2017г – май 2018г.

Цель проекта: развивать (совершенствовать) речь детей через тактильные ощущения.

Описание проекта.

             Для стимулирования развития речи детей в нашем МДОУ организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики, начиная с раннего возраста. Осуществляют эту работу воспитатели всех возрастных групп под руководством учителя-логопеда во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх.

          Основными методами применяемыми в работе с детьми с ТМНР, являются методы, основанные на нейропсихологии, такие как:

Телесно – ориентированные методы

Базальная стимуляция (соматическая, вестибулярная, вибрационная)

Сенсорная интеграция. 

Все вышеперечисленные методы направлены на развитие восприятия, телесный опыт и коммуникацию.

              Телесно – ориентированные методы, включают в себя подвижные и малоподвижные игры, игры с мячом, элементы психогимнастики, коррекционной ритмики, упражнения на координацию речи с движением, кинезиологические упражнения, приёмы самомассажа, дыхательные упражнения, релаксационные упражнения и др.

           Соматическая базальная стимуляция — развитие телесной чувствительности посредством прикасаний. Педагог своими руками лепит тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность., используя следующие материалы: губки; массажные перчатки; перчатки из различных тканей, подушечки с наполнителями; мягкие игрушки; массажёры, различной степени жёсткости, вода, лёд, фен.

           Вестибулярная базальная стимуляция — развитие равновесия тела, как в состоянии покоя, так и при движении в трех основных направлениях:  движения тела в горизонтальной плоскости вправо и влево; движения в вертикальной плоскости вверх и вниз; поступательно-возвратные движения вперед и назад. Вестибулярная стимуляция осуществляется при помощи покачивания и поворачивания тела и его отдельных частей. 

            Вибрационная базальная стимуляция — развитие чувствительности к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. При вибрационной стимуляции на тело оказывается воздействие при помощи  вибрирующих игрушек, электрической зубной щётки,  музыкальных инструментов с сильной резонирующей поверхностью и др.

                   Наряду с базальной стимуляцией в обучении детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями используется сенсорная интеграция, направленная на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств. В своей работе, мы активно используем следующий комплекс игр и упражнений, направленный на коррекцию сенсорной интеграции: раскачивание в гамаке; перекатывание со спины на живот; заворачивание ребёнка в плед, одеяло или паращют; преодоление препятствий; движения под музыку, пение песен с движениями; игры с мыльными пузырями; исследовательские игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами.

Каждое комплексное занятие в соответствии с календарно – тематическим планированием, проводится 2 раза в неделю и состоит из 8- 10 игр (заданий). Например:

  1. « Паровозик» - создание положительного настроения на деятельность у детей.
  2. «Круг» - организационный момент с элементами психогимнастики, упражнения на координацию речи с движением,
  3. «Свечка» - упражнение на развитие дыхания.
  4. «Лягушонок» - упражнение направлено на развитие у детей представлений о своём теле, формирование предпосылок речевого общения.
  5. «Ёжик» - приёмы самомассажа и упражнения на координацию речи с движением.
  6. «Гусь» - развитие фонематического слуха, музыкального ритма, речи.
  7. «Снежки» - релаксационное упражнение.  
  8. «Жираф», «Подкова» - направлены на развитие тактильных ощущений с элементами релаксации.
  9. «Мышеловка» - игра на развитие ВПФ,  координации, смекалки.
  10. «Паращют» и «Карусель» - коррекция сенсорной интеграции, развитие вестибулярного аппарата.
  11. «НОД» в соответствии с темой недели
  12.  «Чаепитие» - завершение нашего занятия, направленное на развитие речи, релаксационный момент, воспитание у детей общения и взаимопомощи в коллективе.

            Благодаря тесному взаимодействию наших специалистов в своей работе  с родителями, в нашей группе была обновлена образовательная среда.  У нас появились различные игры: бизиборды с различными видами застёжек (пуговицами, молниями, замками, липучками,  пряжками, кнопками, шнуровками); сенсорные дорожки для ног, пальчиковые бассейны с различными наполнителями; были сшиты массажные варежки; тактильные мешочки с разными наполнителями, создана тактильная книга,  сделан тактильный алфавит на CD дисках; различные пальчиковые театры из фетра,  вязаные сказки, кинестетический песок,  стол с подсветкой для песочной терапии. В ходе нашей работы, у детей были заметны улучшения в развитии крупной и мелкой моторики, концентрации внимания, ориентировки в собственном теле, развитии зрительного и слухового восприятия, речевом развитии.

Список литературы:

1. Ененкова  Л.Н.  Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и или множественными нарушениями физического и или психического развития

 2. Миненкова И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. – С. 69–74.

3. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова

4. Фишер Э. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии / Э. Фишер. – Мн.: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999. – 256с.

5. Эллнеби И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной стимуляции для развития детей / И. Эльнебю. – Мн.: Белорусский Экзархат – белорусской православной церкви, 1999. – 108 с.

6. Эллнеби И. Право детей на развитие / И. Эллнеби. – Мн.: БелАПДИ – «Открытые двери», 1997.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособия для развития тактильных ощущений у детей первого года жизни

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, п...

Развитие тактильных ощущений у детей.

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром....

«Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»

«Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»...

Конспекет занятия «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ».

Благодаря пальчиковому театру, используя героев сказки разной фактуры, удетей с ТМНР развиваются новые тактильные ощущения, активизируетсязрительное восприятие и увеличивается количество положительных...

Особенности изобразительной деятельности при работе с детьми с ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития)

Занятия изобразительной деятельностью являются очень важной частью общего развития ребёнка. И малыши с интеллектуальной недостаточностью не исключение. Но подготовка и проведение этих занятий имеет ря...

Организация непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Аннотация: в статье рассматривается проблема организации непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования, с которой сталкиваются семьи с детьми с ТМНР предшкольного возраста, а так...

Опыт работы воспитателя в.кв.кат. Cидалиновой Г. Р. «Мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор» в работе с детьми с ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Опыт работы воспитателя в.кв.кат. Cидалиновой Г. Р. «Мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор» в работе с детьми с ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития ...