Главные вкладки

    «Развитие тактильных ощущений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития в работе учителя – логопеда» проект
    статья по логопедии на тему

    Баженова Евгения Валентиновна

     С каждым годом  в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Во всех возрастных группах  всё чаще появляются  так называемые «неговорящие дети»: дети, у которых в 2-6 лет отсутствует активная речь, что безусловно отрицательно  влияет на общее развитие ребенка, и его мышление. У детей с ТМНР страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Коррекция имеющихся нарушений у детей,  требует комплексного подхода, поэтому в нашем образовательном учреждении работают в тесной взаимосвязи всем специалисты.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_ivanovoy_e.v._word.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                Иванова Е.В.

                                                                             учитель - логопед 1 категория

                                                                            МБОУ "Школа - интернат №4

                                                                           г.Челябинска" дошкольное  

                                                                            отделение.

    «Развитие тактильных ощущений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития в работе

    учителя – логопеда» проект

                  С каждым годом  в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Во всех возрастных группах  всё чаще появляются  так называемые «неговорящие дети»: дети, у которых в 2-6 лет отсутствует активная речь, что безусловно отрицательно  влияет на общее развитие ребенка, и его мышление.

               В дошкольное отделение «Школы – интерната №4 г.Челябинска в сентябре 2017 года набрали детей  с Тяжёлыми Множественными нарушениями Развития (ТМНР).  У детей с ТМНР страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Коррекция имеющихся нарушений у детей,  требует комплексного подхода, поэтому в нашем образовательном учреждении работают в тесной взаимосвязи всем специалисты.

    Именно поэтому в нашем учреждении специалистами, работающими на младших возрастных группах был организован проект «Ум ребёнка на кончиках пальцев»  - проект по развитию речи через тактильные ощущения.

    Вид проекта: творческий, практико-ориентированный, долгосрочный, групповой.

    Участники: дети средней группы, «неговорящие», дети с речевыми нарушениями, дети с ОВЗ, учитель-логопед, воспитатели, родители.

    Сроки реализации: сентябрь 2017г – май 2018г.

    Цель проекта: развивать (совершенствовать) речь детей через тактильные ощущения.

    Описание проекта.

                 Для стимулирования развития речи детей в нашем МДОУ организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики, начиная с раннего возраста. Осуществляют эту работу воспитатели всех возрастных групп под руководством учителя-логопеда во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх.

              Основными методами применяемыми в работе с детьми с ТМНР, являются методы, основанные на нейропсихологии, такие как:

    Телесно – ориентированные методы

    Базальная стимуляция (соматическая, вестибулярная, вибрационная)

    Сенсорная интеграция. 

    Все вышеперечисленные методы направлены на развитие восприятия, телесный опыт и коммуникацию.

                  Телесно – ориентированные методы, включают в себя подвижные и малоподвижные игры, игры с мячом, элементы психогимнастики, коррекционной ритмики, упражнения на координацию речи с движением, кинезиологические упражнения, приёмы самомассажа, дыхательные упражнения, релаксационные упражнения и др.

               Соматическая базальная стимуляция — развитие телесной чувствительности посредством прикасаний. Педагог своими руками лепит тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность., используя следующие материалы: губки; массажные перчатки; перчатки из различных тканей, подушечки с наполнителями; мягкие игрушки; массажёры, различной степени жёсткости, вода, лёд, фен.

               Вестибулярная базальная стимуляция — развитие равновесия тела, как в состоянии покоя, так и при движении в трех основных направлениях:  движения тела в горизонтальной плоскости вправо и влево; движения в вертикальной плоскости вверх и вниз; поступательно-возвратные движения вперед и назад. Вестибулярная стимуляция осуществляется при помощи покачивания и поворачивания тела и его отдельных частей. 

                Вибрационная базальная стимуляция — развитие чувствительности к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. При вибрационной стимуляции на тело оказывается воздействие при помощи  вибрирующих игрушек, электрической зубной щётки,  музыкальных инструментов с сильной резонирующей поверхностью и др.

                       Наряду с базальной стимуляцией в обучении детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями используется сенсорная интеграция, направленная на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств. В своей работе, мы активно используем следующий комплекс игр и упражнений, направленный на коррекцию сенсорной интеграции: раскачивание в гамаке; перекатывание со спины на живот; заворачивание ребёнка в плед, одеяло или паращют; преодоление препятствий; движения под музыку, пение песен с движениями; игры с мыльными пузырями; исследовательские игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами.

    Каждое комплексное занятие в соответствии с календарно – тематическим планированием, проводится 2 раза в неделю и состоит из 8- 10 игр (заданий). Например:

    1. « Паровозик» - создание положительного настроения на деятельность у детей.
    2. «Круг» - организационный момент с элементами психогимнастики, упражнения на координацию речи с движением,
    3. «Свечка» - упражнение на развитие дыхания.
    4. «Лягушонок» - упражнение направлено на развитие у детей представлений о своём теле, формирование предпосылок речевого общения.
    5. «Ёжик» - приёмы самомассажа и упражнения на координацию речи с движением.
    6. «Гусь» - развитие фонематического слуха, музыкального ритма, речи.
    7. «Снежки» - релаксационное упражнение.  
    8. «Жираф», «Подкова» - направлены на развитие тактильных ощущений с элементами релаксации.
    9. «Мышеловка» - игра на развитие ВПФ,  координации, смекалки.
    10. «Паращют» и «Карусель» - коррекция сенсорной интеграции, развитие вестибулярного аппарата.
    11. «НОД» в соответствии с темой недели
    12.  «Чаепитие» - завершение нашего занятия, направленное на развитие речи, релаксационный момент, воспитание у детей общения и взаимопомощи в коллективе.

                Благодаря тесному взаимодействию наших специалистов в своей работе  с родителями, в нашей группе была обновлена образовательная среда.  У нас появились различные игры: бизиборды с различными видами застёжек (пуговицами, молниями, замками, липучками,  пряжками, кнопками, шнуровками); сенсорные дорожки для ног, пальчиковые бассейны с различными наполнителями; были сшиты массажные варежки; тактильные мешочки с разными наполнителями, создана тактильная книга,  сделан тактильный алфавит на CD дисках; различные пальчиковые театры из фетра,  вязаные сказки, кинестетический песок,  стол с подсветкой для песочной терапии. В ходе нашей работы, у детей были заметны улучшения в развитии крупной и мелкой моторики, концентрации внимания, ориентировки в собственном теле, развитии зрительного и слухового восприятия, речевом развитии.

    Список литературы:

    1. Ененкова  Л.Н.  Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и или множественными нарушениями физического и или психического развития

     2. Миненкова И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. – С. 69–74.

    3. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова

    4. Фишер Э. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии / Э. Фишер. – Мн.: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999. – 256с.

    5. Эллнеби И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной стимуляции для развития детей / И. Эльнебю. – Мн.: Белорусский Экзархат – белорусской православной церкви, 1999. – 108 с.

    6. Эллнеби И. Право детей на развитие / И. Эллнеби. – Мн.: БелАПДИ – «Открытые двери», 1997.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пособия для развития тактильных ощущений у детей первого года жизни

    Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, п...

    Развитие тактильных ощущений у детей.

    Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром....

    «Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»

    «Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»...

    ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»

    ОТЧЕТПО САМООБРАЗОВАНИЮГончаровой Анны АнатольевныВоспитатель (Должность)«Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»...

    Сборник игр на развитие тактильных ощущений для детей младшего дошкольного возраста.

    Сборник игр на развитие тактильных ощущений для детей младшего дошкольного возраста....

    Конспекет занятия «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ».

    Благодаря пальчиковому театру, используя героев сказки разной фактуры, удетей с ТМНР развиваются новые тактильные ощущения, активизируетсязрительное восприятие и увеличивается количество положительных...

    Особенности изобразительной деятельности при работе с детьми с ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития)

    Занятия изобразительной деятельностью являются очень важной частью общего развития ребёнка. И малыши с интеллектуальной недостаточностью не исключение. Но подготовка и проведение этих занятий имеет ря...