«Развитие тактильных ощущений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития в работе учителя – логопеда» проект
статья по логопедии на тему
С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Во всех возрастных группах всё чаще появляются так называемые «неговорящие дети»: дети, у которых в 2-6 лет отсутствует активная речь, что безусловно отрицательно влияет на общее развитие ребенка, и его мышление. У детей с ТМНР страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Коррекция имеющихся нарушений у детей, требует комплексного подхода, поэтому в нашем образовательном учреждении работают в тесной взаимосвязи всем специалисты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_ivanovoy_e.v._word.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Е.В.
учитель - логопед 1 категория
МБОУ "Школа - интернат №4
г.Челябинска" дошкольное
отделение.
«Развитие тактильных ощущений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития в работе
учителя – логопеда» проект
С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Во всех возрастных группах всё чаще появляются так называемые «неговорящие дети»: дети, у которых в 2-6 лет отсутствует активная речь, что безусловно отрицательно влияет на общее развитие ребенка, и его мышление.
В дошкольное отделение «Школы – интерната №4 г.Челябинска в сентябре 2017 года набрали детей с Тяжёлыми Множественными нарушениями Развития (ТМНР). У детей с ТМНР страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Коррекция имеющихся нарушений у детей, требует комплексного подхода, поэтому в нашем образовательном учреждении работают в тесной взаимосвязи всем специалисты.
Именно поэтому в нашем учреждении специалистами, работающими на младших возрастных группах был организован проект «Ум ребёнка на кончиках пальцев» - проект по развитию речи через тактильные ощущения.
Вид проекта: творческий, практико-ориентированный, долгосрочный, групповой.
Участники: дети средней группы, «неговорящие», дети с речевыми нарушениями, дети с ОВЗ, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Сроки реализации: сентябрь 2017г – май 2018г.
Цель проекта: развивать (совершенствовать) речь детей через тактильные ощущения.
Описание проекта.
Для стимулирования развития речи детей в нашем МДОУ организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики, начиная с раннего возраста. Осуществляют эту работу воспитатели всех возрастных групп под руководством учителя-логопеда во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх.
Основными методами применяемыми в работе с детьми с ТМНР, являются методы, основанные на нейропсихологии, такие как:
Телесно – ориентированные методы
Базальная стимуляция (соматическая, вестибулярная, вибрационная)
Сенсорная интеграция.
Все вышеперечисленные методы направлены на развитие восприятия, телесный опыт и коммуникацию.
Телесно – ориентированные методы, включают в себя подвижные и малоподвижные игры, игры с мячом, элементы психогимнастики, коррекционной ритмики, упражнения на координацию речи с движением, кинезиологические упражнения, приёмы самомассажа, дыхательные упражнения, релаксационные упражнения и др.
Соматическая базальная стимуляция — развитие телесной чувствительности посредством прикасаний. Педагог своими руками лепит тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность., используя следующие материалы: губки; массажные перчатки; перчатки из различных тканей, подушечки с наполнителями; мягкие игрушки; массажёры, различной степени жёсткости, вода, лёд, фен.
Вестибулярная базальная стимуляция — развитие равновесия тела, как в состоянии покоя, так и при движении в трех основных направлениях: движения тела в горизонтальной плоскости вправо и влево; движения в вертикальной плоскости вверх и вниз; поступательно-возвратные движения вперед и назад. Вестибулярная стимуляция осуществляется при помощи покачивания и поворачивания тела и его отдельных частей.
Вибрационная базальная стимуляция — развитие чувствительности к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. При вибрационной стимуляции на тело оказывается воздействие при помощи вибрирующих игрушек, электрической зубной щётки, музыкальных инструментов с сильной резонирующей поверхностью и др.
Наряду с базальной стимуляцией в обучении детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями используется сенсорная интеграция, направленная на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств. В своей работе, мы активно используем следующий комплекс игр и упражнений, направленный на коррекцию сенсорной интеграции: раскачивание в гамаке; перекатывание со спины на живот; заворачивание ребёнка в плед, одеяло или паращют; преодоление препятствий; движения под музыку, пение песен с движениями; игры с мыльными пузырями; исследовательские игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами.
Каждое комплексное занятие в соответствии с календарно – тематическим планированием, проводится 2 раза в неделю и состоит из 8- 10 игр (заданий). Например:
- « Паровозик» - создание положительного настроения на деятельность у детей.
- «Круг» - организационный момент с элементами психогимнастики, упражнения на координацию речи с движением,
- «Свечка» - упражнение на развитие дыхания.
- «Лягушонок» - упражнение направлено на развитие у детей представлений о своём теле, формирование предпосылок речевого общения.
- «Ёжик» - приёмы самомассажа и упражнения на координацию речи с движением.
- «Гусь» - развитие фонематического слуха, музыкального ритма, речи.
- «Снежки» - релаксационное упражнение.
- «Жираф», «Подкова» - направлены на развитие тактильных ощущений с элементами релаксации.
- «Мышеловка» - игра на развитие ВПФ, координации, смекалки.
- «Паращют» и «Карусель» - коррекция сенсорной интеграции, развитие вестибулярного аппарата.
- «НОД» в соответствии с темой недели
- «Чаепитие» - завершение нашего занятия, направленное на развитие речи, релаксационный момент, воспитание у детей общения и взаимопомощи в коллективе.
Благодаря тесному взаимодействию наших специалистов в своей работе с родителями, в нашей группе была обновлена образовательная среда. У нас появились различные игры: бизиборды с различными видами застёжек (пуговицами, молниями, замками, липучками, пряжками, кнопками, шнуровками); сенсорные дорожки для ног, пальчиковые бассейны с различными наполнителями; были сшиты массажные варежки; тактильные мешочки с разными наполнителями, создана тактильная книга, сделан тактильный алфавит на CD дисках; различные пальчиковые театры из фетра, вязаные сказки, кинестетический песок, стол с подсветкой для песочной терапии. В ходе нашей работы, у детей были заметны улучшения в развитии крупной и мелкой моторики, концентрации внимания, ориентировки в собственном теле, развитии зрительного и слухового восприятия, речевом развитии.
Список литературы:
1. Ененкова Л.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и или множественными нарушениями физического и или психического развития
2. Миненкова И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. – С. 69–74.
3. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова
4. Фишер Э. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии / Э. Фишер. – Мн.: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999. – 256с.
5. Эллнеби И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной стимуляции для развития детей / И. Эльнебю. – Мн.: Белорусский Экзархат – белорусской православной церкви, 1999. – 108 с.
6. Эллнеби И. Право детей на развитие / И. Эллнеби. – Мн.: БелАПДИ – «Открытые двери», 1997.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекет занятия «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ».
Благодаря пальчиковому театру, используя героев сказки разной фактуры, удетей с ТМНР развиваются новые тактильные ощущения, активизируетсязрительное восприятие и увеличивается количество положительных...
Особенности изобразительной деятельности при работе с детьми с ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития)
Занятия изобразительной деятельностью являются очень важной частью общего развития ребёнка. И малыши с интеллектуальной недостаточностью не исключение. Но подготовка и проведение этих занятий имеет ря...
Конспект интегрированного занятия в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Тема: «Дождик»
Предлагается конпект интегрированного занятия в ОО "Художествено-эстетическое развитие (музыка) для детей от 3 до 8 лет с тяжёлыми множественными нарушениями развития....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для детей с глубокой умственной отсталостью и тяжёлыми множественными нарушениями развития "Учимся играя"
Для детей с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в условиях детского дома-интерната, т. е находящихся в условиях социальной депривации, игра является не только возможностью социального в...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для детей с глубокой умственной отсталостью и тяжёлыми множественными нарушениями развития "Мир вокруг нас"
Важным аспектом обучения детей с глубокой умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету "Мир вокруг нас" расчи...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»
Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...
Доклад на тему Формирование социально-бытовых умений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМПР)
Доклад на темуФормирование социально-бытовых умений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМПР)...