Кризисы дошкольного детства
консультация по логопедии на тему

Васильева Светлана Петровна

Родители в определенный момент времени замечают резкие изменения в поведении. Знание детских кризисов в жизни ребенка и особенности их протекания помогут родителям в воспитании детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizisy_doshkolnogo_detstva.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

КРИЗИСЫ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Кризис 3 лет

Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы  отношений с людьми, определение собственного «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появляется феномен «Я сам». Новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений. Все это влечет за собой появление таких реакций, как:

Негативизм – отрицание условий взрослых и сопротивление им.  Негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.

Главный мотив действия сделать всё наоборот – поперек.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку.

Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется. А потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ярко проявляется стремление к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, и по мере возможностей необходимо разрешать ребенку делать какие-то вещи самому. Но во время кризиса усиленное желание самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны с ними. В этих случаях говорят о протесте, бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает
ревность. Стремление к власти здесь выступает, как источник ревнивого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье. С точки зрения малыша, который эгоцентричен в силу его возраста и развития (чувствует и расценивает как значимые только собственные желания, переживания и потребности).

Обесценивание. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного участника событий в мире предметов. Важным является проявление «воли» у малыша. В этот период взаимоотношения ребенка и взрослого оборачиваются тяжелым испытанием. Малыш начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться такими же правами, выполнять такие же действия. Он отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от собственного волеизъявления. Это настолько захватывает его, что он начинает осознанно противиться воле взрослого, и открыто противопоставлять свои желания его ожиданиям. Все эти симптомы развиваются внутри отношений взрослого и ребенка. Попытки общения с ребенком в рамках сложившихся до этого отношений могут привести к поддержанию противостояния, упрямства и негативизма.

Именно взрослый должен найти выход из ситуации, в которой ребенок глубоко переживает свою обособленность от других. Ведь, настаивая на своем, ребенок утверждает свою самостоятельность, он еще не в силах оценить правильность своих поступков, но данный период имеет для него огромное положительное значение.

Для нас – родителей, важно занять правильную позицию в этот сложный период. С одной стороны, необходимо показать ему границы своей самостоятельности, показать свою заботу, решимость, желание обеспечить безопасность ребенка (ведь именно для этого существуют многие наши запреты). С другой стороны, очень важно не сломать в это время силу воли, формирующееся «Я» и стремление к самостоятельным действиям ребенка. Необходимо показать, что он многое может, что его действия важны. Ведь эти качества очень пригодятся ему во взрослой жизни.

Именно переживания кризиса обостряют чувствительность ребенка к чувствам и переживаниям других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Учат умению общаться и сравнивать себя с другими людьми в социальном пространстве, в котором приняты правила о правах и обязанностях, выраженные для детского сознания словами «можно» и «нельзя». Из этого периода ребенок должен выйти с чувством инициативы, как основным для достоверного ощущения собственных амбиций и целей.

Дошкольный возраст (3-7 лет)

Основной характеристикой этого периода является игра. Игра, как средство познания мира и себя, как очередной этап психического развития. По мнению специалистов психологии и педагогики,  в игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально, осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Она  возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественных отношений (взрослой жизни), когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, «чтобы ребенок подрос». Центром игры является роль, которую берет на себя ребенок. В детских садах можно видеть, что в игре детей присутствуют все основные профессии, которые есть в окружающем мире. Взяв на себя роль взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде. Эта символика дает возможность смоделировать систему отношений между людьми, в игре происходит рождение смысла всех человеческих действий. Игра имеет величайшее значение для гуманистического развития малыша. А во время совместной игры (с мамой, папой или друзьями), моделируя различные ситуации, ребенок постепенно обучается тонкой оценке чувств и реакции на другого человека.

В дошкольном периоде ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и естественно пользуется и связью и, по необходимости, обособлением себя от других людей. Ребенку свойственно со всей своей детской горячностью погружаться в общение, в переживание за другого. Сочувствие делает детей из пассивных слушателей (чтение сказок, устные рассказы), активными. Ребенок искренне переживает за литературных героев, а во время страшных моментов, ужасается, требуя, чтобы книгу закрыли или придумывает более благополучное развитие ситуации. Обособление же выражается в стремлении подтвердить свою самостоятельность и, как частное выражение отчуждение - в виде страхов.

Недостаток любви в отношениях ребенка со взрослыми приводит к ощущению одиночества и «покинутости», отчужденное отношение близких порождает чувство отчужденности от других и связанный с этим страх - состояние тревоги, беспокойства, сильного смятения.  Ребенок нигде не чувствует себя в безопасности. Некоторые взрослые, для того, чтобы добиться послушания, прибегают к запугиванию: «Веди себя тихо, не то бабайка заберет!», тем самым проявляя не только отчужденность, но и явную агрессию. А также, пытаясь найти легкий способ для того, чтобы успокоить малыша и заняться своими делами.  Частое переживание страха негативно влияет на физическое и психическое самочувствие ребенка. Однако принципиально различается страх за других, который является скорее вариантом сочувствия и способствует появлению такого качества как сопереживание.

В этом же периоде ребенок активно овладевает речью как средством общения. С помощью речи, он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться впечатлениями и переживаниями. В своей речи, ребенок бессознательно перенимает стиль общения, принятый в семье, подражая родителям и близким людям. В своем ребенке каждая семья получает слепок своих недостатков и эмоциональных проявлений.

Развитие речи у дошкольника идет в нескольких направлениях: - совершенствуется ее практическое употребление, речь становится основой перестройки психических процессов и орудием мышления. Рост словарного запаса непосредственно зависит и отражает условия жизни и воспитания ребенка. Здесь наиболее заметны особенности индивидуального психического развития. Для детей такого возраста характерны эксперименты с рифмой, с суффиксами, со сменой смыслового значения слов. Поэтому, если ребенок 3-5 лет «коверкает слова», придумывает несуществующие слова или искажает их смысл, это вполне нормальное явление. Каждый из нас проходил через это для того, чтобы более полно овладеть речью.

В развитии детей в виде общения с другими детьми лежит такое стремление, как потребность быть признанным, но реализации такой потребности могут сопутствовать и негативные образования, такие, как ложь (намеренное искажение истины в корыстных целях) и зависть (чувство досады, вызванное благополучием, успехом у другого). Если взрослые адекватно воспринимают своего ребенка, не слишком наказывают и ругают, стараются удовлетворять его потребности, ухаживают за его внешним видом, такие  образования как ложь и зависть вряд ли пригодятся ему и будут часто использоваться.  Желание признания, уважение и интереса со стороны других людей, которое малыш не может получить, может спровоцировать ребенка на ложь, а так же ложь может возникать при недостаточном проявлении свой воли, излишнем давлении со стороны взрослых. В ситуации, когда ребенок должен решить для себя дилемму: удовлетворить собственные желания и стремления и пойти против воли взрослого или выполнить его требование, сохранив с ним хорошие отношения, ребенок открывает для себя еще один выход - сделать по-своему и скрыть это.
         Промежуточный кризис в дошкольный период связан с посещением дошкольных учреждений типа детского сада, в котором ребенок вынужден строить взаимоотношения со своими сверстниками. Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно это общение требует высокого эмоционального напряжения. В общении со сверстниками очень быстро складываются отношения, в которых появляются «предпочитаемые» и «отвергаемые». В этом отношении основная ответственность ложиться на плечи воспитателя. Воспитатель должен быть доброжелательным, видеть и нивелировать конфликтные ситуации, увлекать детей интересной деятельностью и игрой. От стиля общения, положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, это один из первых серьезных опытов социального взаимодействия на равных условиях, с себе подобными. И именно здесь ребенок учится применять на практике усваиваемые нормы поведения. Во всей своей взрослой жизни человек будет перенимать именно эти способы поведения.

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин, мамы и папы, а так же через традиционные установки: «Ты же девочка, тебе нельзя драться!», «Не реви. Мальчики не плачут!». Таким образом, осознание своего «Я», обязательно включает в себя осознание половой принадлежности. В совместных играх и реальном общении дети усваивают не только социальные роли, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Этому периоду характерно появление первых предпочтений, «влюбленностей» в особу противоположного пола.

Для родителей важно понимать всю серьезность этого, ни в коем случае не смеяться над рассказами ребенка о его «первой любви». Здесь кроется формирование отношений человека с противоположным полом, что в дальнейшем оставит отпечаток на всю его жизнь.

К концу дошкольного периода (5-7 лет) ребенок учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. У него начинают формироваться основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство долга. Личная заинтересованность в уважении и признании окружающих приводит к потребности соответствия нравственному эталону. Если ребенок до школы обладает чувством ответственности за самого себя, то с этим чувством он придет в класс и постепенно оно разрастется до таких форм, как «ответственность за группу», «ответственность за класс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возрастные кризисы раннего и дошкольного детства"

Возраст-это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. Основой понима...

Планирование работы с родителями по программе "Из детства - в отрочество" - "Физическая культура в дошкольном детстве" Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой - старшая группа

Программа "Из детства - в отрочество" включает родителей в развитие у старших дошкольников способности планировать и действовать эффективно в повседневных ситуациях...

Специфика развития детей дошкольного возраста. Самоценность дошкольного детства.

Презентация представляет собой педагогический лекторий для родителей.  Для родителей раскрывается понятие "сензитивный период развития", а так же раскрывается важность дошкольного возраста как са...

Эссе по теме: «Целевые ориентиры в условиях стандартизации дошкольного образования». «Каким быть дошкольному детству?».

На самом деле многие задаются этим вопросом. Но никто не может с точностью сказать, что оно должно быть именно таким, и ни каким другим.Если учитывать современные тенденции, то можно предположить, что...

ЛЕГО- конструктора в развитии инеллектуальных способностей детей дошкольного возраста . Значимость конструирования в дошкольном детстве.

ЛЕГО- конструктор широко используется в непрерывной образовательной деятельности по конструированию. Является сложным познавательным процесом, в результате которого происходит инеллектуальное развитие...