Использование учителем-логопедом современных ИКТ и здоровьесберегающих технологий
материал по логопедии на тему

Васильева Светлана Петровна

Справка образовательного учреждения о использовании учителем-логопедом ИКТ и здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Справка

подтверждающая использование  учителем-логопедом современных образовательных информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе МБДОУ «Детский сад №5 пгт. Тымовское»

К современным образовательным технологиям относятся здоровьесберегающие технологии. Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Усилия работников дошкольных образовательных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника. Одним из составляющих сохранения здоровья детей является работа учителя-логопеда. К здровьесберегающим образовательным технологиям в детском саду относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.

Современное образование направлено на развитие личности ребёнка, раскрытие его возможностей, талантов, самореализации.

Планирование и контроль эффективности коррекционно-развивающей работы осуществляю с учётом стартовых возможностей и способностей дошкольников. Учитываю индивидуально-психологические особенности дошкольников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти. Во время занятий стараюсь раскрыть индивидуальные познавательные возможности каждого ребёнка и определить условия, необходимые для их удовлетворения. В центре находится сам участник коррекционно-развивающего процесса, т.е. ребёнок - как личность. Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, на желание преодолеть дефекты речи, прикладывая для этого усилия, является личная поддержка ребёнка учителем-логопедом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, дать возможность ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой – либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый.

В процессе занятий применяю оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.)

Учебный материал не одинаков для всех участников коррекционного процесса. Так как коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме, на каждом занятии решается проблема именно того ребёнка, с которым занимаешься, есть возможность поработать над теми слабыми сторонами, которые больше страдают. Любая информация должна быть переработана воспитанником, поэтому стараюсь задействовать несколько анализаторов при ознакомлении с новым материалом ("вижу", "слышу", "чувствую"). В совместной деятельности ребёнок - мой равноправный партнёр.

В своей коррекционно-развивающей деятельности использую физкультурно-оздоровительные технологии. Наряду с речевыми нарушениями у многих воспитанников не развиты общая и мелкая моторика, страдают психические процессы: память, внимание, мышление. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.

Хочу остановиться только на нетрадиционных формах работы.

Помимо традиционной пальчиковой гимнастики использую игры с пальчиками: "Разноцветные прищепки", "Пальчиковый бассейн", различные виды массажа (самомассажа) кистей рук, пальцев (Приложение №11). Также полезна пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии, что способствует синхронизации работы полушарий головного мозга (Авторская методика А.Л.Сиротюк "Коррекция обучения и развития школьников"). Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Многим детям нравится использование "Су-Джок" терапии (надеваем эластичное кольцо поочерёдно на все пальцы). Кроме развития познавательной и эмоционально-волевой сферы такой массаж пальцев является эффективным способом профилактики и лечения болезней.

Для восстановления работоспособности, снятия эмоционального напряжения у детей, их успокоения во время занятий проводятся релаксационные упражнения (Методика А.Л. Сиротюк "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

На коррекционных занятиях использую элементы имаготерапии, которая включает в себя куклотерапию и сказкотерапию. Это способствует развитию активности, самостоятельности, творчества, эмоциональности, произвольности. Кроме всего перечисленного имеет психотерапевтический эффект. У ребёнка ликвидируются болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.

На своих занятиях одним из самых сильных, верных способов мотивации в коррекционном процессе по поддержанию у обучающихся интереса к приобретению знаний является создание эмоционального настроя на занятии. Использование художественного слова, устного народного творчества, коррекционных игр, ярких наглядных пособий помогает успешно решать задачи формирования интереса к занятиям.

Специально организованная здоровьесберегающая среда в детском саду направлена на создание эмоционально комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействию его физическому, духовному и социальному благополучию. Здоровьесберегающие технологии неотъемлемая часть логопедических  занятия, что особенно эффективно и  значимо в практике с детьми ОВЗ.

Работа по созданию здоровьесберегающей среды в логопедическом кабинете строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического коррекционно-развивающего процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.

Взаимодействие  с детьми основывается на субъектном отношении к ребенку, индивидуальном подходе с учетом «зоны ближайшего развития».

Созданию эмоционального комфорта способствует светлое, уютное помещение логопедического пункта с удобной мебелью, в которой с учетом компонентов речевой системы расположен дидактический материал. В целях повышения мотивации, детей встречают полюбившиеся регулярно сменяющие друг друга сказочные герои, приглашающие ребенка на занятие, что также создает интерес и хорошее настроение.

Во время логопедического обследования собирается анамнез, изучаются медицинские карты: группа здоровья ребенка, перенесенные заболевания, стоит ли ребенок на диспансерном учете и у какого специалиста. Полученные сведения помогают в осуществлении индивидуального подхода к ребенку.

Ежедневно перед занятиями в кабинете проводится влажная уборка, выдерживается режим проветривания, осуществляется контроль температуры помещения.

Комплексы дыхательной гимнастики помимо своей основной цели – выработать правильное речевое дыхание, помогают осуществлять профилактику простудных заболеваний органов дыхания. Картотека дыхательной гимнастики соответствует принципу «от простого к сложному». Отдельные упражнения сочетаются с артикуляционной гимнастикой и логоритмикой.

 Гимнастика для глаз проводится на занятиях с использованием компьютерных технологий и подготовке руки к письму, что предупреждает развитие миопии. Также упражнения для глаз входит в комплекс мимической гимнастики и полезны детям с дизартрией, у которых нарушена нервно-мышечная иннервация.

Регулярно во время подготовительного этапа и постановки звуков, а также на начальных этапах их автоматизации применяются техники самомассажей рук и лица сопровождаются веселыми четверостишиями. Ребят привлекает игровая форма работы, и они с удовольствием выполняют данные упражнения, быстро их запоминают.

Самомассажи улучшают трофику тканей, усиливают кровоснабжение периферических зон, способствует расслаблению мимической мускулатуры, снятию мышечного напряжения, мышечных зажимов и наоборот активации участков тела с пониженным тонусом. Кроме своего прямого назначения специальный самомассаж  лица, направлен на улучшение памяти, абстрактного мышления, способность мозга сопоставлять факты, улавливать ритм,  что, так или иначе, способствует развитию речи. Учителем логопедом подготовлено специальное красочное пособие в формате А3, которое ориентирует ребят в последовательности упражнений.

Самомассаж кистей и пальцев рук помогают развитию мелкой моторики, тонких дифференцированных движений пальцев рук. Уже давно доказано, что, чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше и дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а значит и мышление.

Пальчиковая гимнастика с сопровождением стихотворных строк в игровой форме используется для развития мелкой моторики, ловкостиЮ подвижности, и улучшения работы мозга. Упражнения подобраны с учетом возрастных особенностей детей. После гимнастики дети погружают руки в сухой бассейн с фасолью.

Применяются элементы песочной терапии, где песком служит манная и кукурузная крупа. У ребенка развивается фантазия, Воображение и творческое начало.

Для детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, регулярное выполнение релаксационных упражнений под спокойную музыку, делает ребятишек уравновешенными, помогают детям понять свои чувства, овладеть навыками саморегуляции и сохранять более ровное эмоциональное состояние.

Выполнение психогимнастики помогает ребенку снять усталость, устранить замкнутость, развивать координацию движений и создать положительный эмоциональный настрой.

На занятиях проводятся физкультурные паузы, а также элементы логоритмики.

28.03.2018 г

Учитель-логопед:                                                 С.П. Васильева

Заведующая МБДОУ:                                          Н.В. Батурина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Мы – изобретатели»

Конспект  открытого занятия с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста.Тема: « Мы – изобретатели»...

участник секции учителей-логопедов .п.Чамзинка по теме : «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»;

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной логопедической группы с использованием современных компьютерных и здоровьесберегающих технологий по экологическому воспитанию по теме: « Дом под крышей голубой «.

Конспект  совместной  деятельности воспитателя с детьми подготовительной  логопедической  группы  с  использованием современных  компьютерных  и  здоровьес...

Актуальность использования в работе учителя-логопеда и воспитателя ИКТ (информационно-компьютерных технологий).

Актуальность использования в работе учителя-логопеда и воспитателя ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)           В современном мире ч...

Использование учителем-логопедом современной образовательной технологии мнемотехники в условиях логопункта ДОУ

            Наблюдения показывают, что у многих старших дошкольников  с  задержкой психического развития (ЗПР), имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), п...