Использование учителем-логопедом современной образовательной технологии мнемотехники в условиях логопункта ДОУ
консультация по логопедии

Морозова Маргарита Викторовна

              Наблюдения показывают, что у многих старших дошкольников  с  задержкой психического развития (ЗПР), имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), помимо множественного нарушения звукопроизношения,  не развита и связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных.

Использование технологии мнемотехники в индивидуальной работе  помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в ДОУ

Использование учителем-логопедом современной образовательной технологии мнемотехники в  условиях логопункта ДОУ.

             Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

              Наблюдения показывают, что у многих старших дошкольников  с  задержкой психического развития (ЗПР), имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), помимо множественного нарушения звукопроизношения,  не развита и связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных.

Использование технологии мнемотехники в индивидуальной работе  помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа текста.

             Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.             Правильно использование мнемотехники в работе логопеда по автоматизации звуков позволяет сделать положительную динамику.

Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей : "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".

             Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

             Всем известно, что дети любят сказки. Незатейливые сюжеты, повторы действий и слов вызывают интерес у дошкольников. Возможности логопедических сказок при условии творческого подхода к ним настолько велики, что позволяют предлагать занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

             Используя логопедические сказки для системной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста одновременно можно решить следующие задачи: автоматизация корректируемого звука; развитие мышления (ребенку нужно установить логическую связь между картинками, отношения между объектами); памяти; воображения; внимания;[1] развитие словарного запаса (слова – определения, слова – антонимы, слова – синонимы, слова – действия, предлоги, временные понятия) и грамматического строя речи (согласование, словоизменение, словообразование). Путем сложных «вычислений» ребенок перекодирует графическую информацию в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание.

              Любой ребенок хочет научиться читать и взрослые знают это. Ребенок «читает» предложения с помощью логопедических сказок, может «прочитать» рассказ, сказку или целую историю. Можно придумать другой сюжет с предложенными героями или  придумать и дорисовать продолжение и т.д. Но не нужно забывать о том, что данная технология используется нами  прежде всего для автоматизации корректируемых звуков, поэтому взрослый контролирует правильное звукопроизношение!

             Таким образом, зашифрованные в мнемотаблицах логопедические сказки позволяют учителю-логопеду решать целый ряд поставленных задач, а детям…

…а дети самостоятельно читают сказки для взрослых и сверстников без стеснения, ведь у них есть «помощница» - таблица с картинками …


[1]  именно они тесно связаны с полноценным развитием речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей в подготовительной группе «Сказка» с использованием ЭОР и современных образовательных технологий.

Цель образовательной деятельности: нравственно-экологическое  воспитание  детей, формирование базовой культуры личности, на основе организации разнообразных видов детской деятельности.Интегр...

Опыт работы по потенциалу современной образовательной технологии «Мнемотехника в воспитательно-образовательном процессе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста»

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....

Игровая образовательная ситуация "Именины книжки-малышки" с использованием современной образовательной технологии - мнемотехника.

Использование картинно-графического плана в формировании связной монологической речи у дошкольников....

Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе демонстрирующий обоснованное и эффективное использование на практике современных образовательных технологий

Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной  деятельности по познавательному развитию в средней группевоспитателя МБДОУ ЦРР ДС № 33 Арслановой Зайнаб Шихмагомедовны, д...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий: - мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) «Письмо Деду Морозу»

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий:- мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫС ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ  РЕЧИ...

Выступление "ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить конт...