Рекомендации для родителей. «Фонематический слух – основа правильной речи»
консультация по логопедии на тему

Буйвалова Наталья Николаевна

Рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx14.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей.

«Фонематический слух – основа правильной речи»

 Задачи:  Информировать родителей о развитии фонематического слуха.

Цель: педагогическое просвещение семьи.

Логопед:  Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша  речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Предоставляю вашему вниманию игры для развития фонематического слуха:

  1. «Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или  ИА – как кричит ослик. Или  УА – так кричит ребенок. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем второй.

  1. «Кто первый?»

Взрослый показывает картинку, обозначающее слово, которое начинается  с ударного гласного (а), (о), (у) или (и). Ребёнок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например:  «У –у - удочка», затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует  начальному гласному в данном слове.

  1. «По дороге в гости»

Вы едете в гости к бабушке на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаю вам поиграть с ребёнком. Итак,  вы вышли из дома и идете к автобусной остановке.

Беседа:

- Куда мы идем? (К остановке автобуса)

- Автобус – это какой вид транспорта? (Наземный пассажирский)

- Что ещё можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай)

- А метро – это какой транспорт? (Подземный)

- Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой)

- Какой грузовой транспорт ты знаешь?

- Чем отличается автобус от троллейбуса?

-  Может ли трамвай объехать машину?

- Мы едим в гости, а что такое «гости»?

- Кто ты бабушке? (Я бабушке внук)

- А кто я бабушке? (Я бабушке дочь)

Вопросы надо задавать в хорошем темпе, чтобы ребёнок чувствовал азарт игры.

А также для развития фонематического слуха  важно развивать слуховое внимание ребенка.

Предоставляю вашему вниманию игры на развитие слухового внимания:

  1. «Отгадай, что звучит».

Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведет звук. Звуки должны быть яркими и контрастными, чтобы малыш их мог угадать.

  1. «Где позвонили?»

Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик.  Если ребёнок ошибся, то отгадывает еще раз.

  1. «Угадай, кто сказал»

Ребёнка предварительно знакомят  со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая Мишутке, Настасье Петровне или  Михайло  Ивановичу. Ребёнок  поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющихся в сказке.

Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод: чем раньше родители обратят внимание на развитие фонематического слуха, тем лучше будет развитие речи детей в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Фонематический слух-основа правильной речи"

Материал направлен на актуализацию развития правильной речи у дошкольников. Содержит игровые упражнения, направленные на формирование слухового внимания и фонематического слуха. Цель упражнений-...

Консультация для родителей «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Рекомендации для родителей по организации совместной игровой деятельности по развитию речи ребенка....

Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Консультация для родителей содержит игры, которые помогут развит фонематический слух дошкольников....

Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Что же такое фонематический слух?     Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...

Памятка для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"

памятка для родителей о значимости развития фонематического слуха у детей; подборка игр и упражнений в данном направлении...

Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звук...