Конспект занятия с использованием сказкотерапиии "Сказка ложь да в ней намёк"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Использование  элементов сказкотерапии в формировании связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста ( старшая и подготовительные группы). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ  РЕЧИ

ТЕМА:     СКАЗКА -  ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК

Цель: закрепление и расширение  знаний детей о  сказках.

Коррекционно – образовательные  задачи:

Формирование связной речи.

Развитие  словаря.

Рассказывание детям о характеристике героев.

Закрепление у детей содержание  знакомых сказок.

 Обучение детей  узнавать сказки по фрагментам и иллюстрациям.

 Развитие  интереса и любви к сказкам.

Коррекционно – развивающие задачи:

Развитие  воображения.

Развитие произвольной памяти.

Развитие произвольного  внимания.

Развитие общей и тонкой моторики.

Коррекционно - воспитательные задачи:

Воспитание  взаимоуважение к товарищам

Воспитание к  любви и красоте   художественной литературы.

Здоровьесберегающие

Соблюдать охранительный режим

Материалы к занятию: книга «Руссккие народные сказки», игрушки (колобок, красная шапочка ),  картинки с изображением сказочных героев, клубок ниток, сундук, шарики су- джок по количеству детей, лист бумаги, разноцветные карандаши, ноутбук, подборка музыкальных композиций.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Л: Здравствуйте, ребята. Скажите, а вы любите сказки?

Л: скажите, а с каких слов начинаются сказки?  Жили – были; в некотором царстве, в некотором государстве.

Л: Какими словами заканчиваются сказки? Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец; сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок; я там был, мед да пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Л: А знаете ли вы откуда произошли сказки и какие они бывают? Сейчас я вам расскажу. Слушайте внимательно.

Когда появились сказки точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.

Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.

Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.

Есть сказки - бытовые. Сказки, в которых описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.

Волшебные предметы помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может.

Волшебными свойствами наделяются, чаще всего самые обычные предметы быта, которыми герои пользуются каждый день: вёдра, печь, зеркало, клубок ниток.

А самое главное, что волшебные сказки всегда заканчиваются победой «добра» над «злом» и в конце сказки главного героя ждёт награда.

  1. Основная часть

Л: Много сказок знаете? Вот мы сейчас это и проверим.

Л: Посмотрите, что у меня в руках.  Я держу   волшебный клубочек, будем передавать его из рук в руки и называть сказку, но не просто говорить название, а надо  вспомнить какая она русская народная или зарубежная?

Игра «Вспомни и назови».

 Л: Молодцы,ребята, как много вы сказок знаете! А сейчас отправимся в путешествие. Волшебный клубочек нам в этом поможет и укажет дорогу.

Ритуал входа в сказку.

Л: Ты катись, катись, клубок,

Через поле и лесок,

Через все дорожки

К сказке, на порожек.

Раскрутись скорее,

Укажи быстрее:

 К кому нитка привела?

К Сказкам в гости нам пора!

Л: Вот мы и в сказке. И  волшебный  клубочек  говорит,   что  один волшебник заколдовал сказки, и они забыли как они называются,  и нужно сказкам помочь, назвать правильное название сказки.

  1. Игра «Назови правильно».

 «Гусочка ряба» - "Курочка ряба"

«Волк и цыплята» - "Волк и козлята"

 «Сестрица Аннушка и братец Иванушка» - "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
«Четыре медведя» - "Три медведя"

«Утки – лебеди» - "Гуси - лебеди" 

«Маша и мышка» - "Маша и медведь" 

«Царевна индюшка» - "Царевна лягушка" 

«По собачьему велению» - "По щучьему велению" 

 «Иван царевич и зеленый волк» - "Иван царевич и серый волк"

«Петушок – золотой пастушок» - "Петушок - золотой гребешок"

«Мальчик с кулачок» - "Мальчик с пальчик"

«Лапша из топора» - "Каша из топора»

Л: А что бы наше путешествие не было скучным повторяем движения за мной.

  1. Физкультурная минутка:

Сказка даст нам отдохнуть
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.) 

Л: Ребята, посмотрите, клубочек, куда нас привёл? К волшебному сундучку, а давайте мы его откроем и посмотрим, что там внутри.

Л: Ой, не могу открыть. Что такое – на сундуке висит замок.  А рядом,  на замке   висит для нас задание « Чтобы сундук этот открыть, надо вам ребята смекалку проявить».

  1. Игра «Отгадай загадку»

Вставь в замочек, поверни.

Дверь любую отопри

Ростом мал, но так могуч.

Называется он… Ключ

Л: правильно, вы угадали. А теперь скажите из какой сказки этот золотой ключик. Сказка приключение Буратино.

Л: Посмотрим, что там лежит (заглядываем в сундучок).

Л: Здесь лежат вещи из сказок (достаем Колобка).

Л: Ребята, это кто? Колобок. А Колобок какой? круглый, румяный, непослушный. Что случилось с Колобком? А это кто? Красная шапочка. Почему её так назвали и что с ней случилось ?

Л: Посмотрим, что еще нам приготовил волшебный сундук?

Л: ребятки,  да здесь у нас изображения сказочных персонажей. Давайте назовём их. Емеля, Золушка, Лиса, Иван – Царевич, красная шапочка.

Л: Ребята, а из какой сказки эти персонажи? По  щучьему веленью, Золушка, Колобок, Лиса и Заяц, Красная Шапочка.

Л: А про что эти сказки, давайте вместе вспомним.

  1. Игра «Расскажи сказку» ( краткий пересказ сказок).

Л:  какая ваша самая любимая сказка?

Л: хотите её нарисовать? Давайте сейчас, каждый из вас нарисует свою любимую, понравившуюся сказку, или главного героя из неё.

Л: А что бы рисунки получились яркие и красивые поможет нам в этом волшебный шарик – ёжик.

  1. Пальчиковая игра «Ёжик» с использованием шарика су – джок, все движения выполняются сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су- Джок между ладонями).

Л: Теперь ребята, давайте рисовать (дети приступают  к работе).

Л: Какие яркие, красивые рисунки у вас получились.

Л: А теперь нам пора возвращаться в свою группу - по нитке от клубочка возвращаемся.  

Ритуал выхода из сказки.

Л: Ты катись, катись, клубок,

Через поле и лесок,

Через все дорожки

В группу   на порожек.

Сказка интересной была

Нам домой пора.

Рефлексия деятельности.

Л: Ребята, вам понравилось путешествие?  Вспомните какие сказки встретились в нашем путешествии?

Л: Что больше всего вам понравилось на занятии?




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!"

Сказки дети, конечно, знаеюе и расскажут, хоть ночью разбуди. Но все ли слова, что в волшебных книжках встречаются, малыи смогут объяснить? В увлекательной форме педагог объясняет ребятам происхождени...

Конспект открытого интегрированного занятия на тему: «Сказка ложь, да в ней намёк…»

Конспект открытого интегрированного занятияна тему: «Сказка ложь, да в ней намёк…»(Возраст детей 6 лет.)...

Конспект занятия по использованию сюжетно-ролевых игр на занятии по развитию речи. «Профессия врача»

Конспект  занятияпо  использованию  сюжетно-ролевых игрна занятии по развитию речи.«Профессия врача»...

Конспект занятия с использованием ИКТ. Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».  Тема: «Звуки Г – Г*, буква Г»Цель:Закрепить навы...

Конспект занятия по использованию сюжетно-ролевых игр на занятии по развитию речи. «Профессия врача»

Конспект  занятия по  использованию  сюжетно-ролевых игр на занятии по развитию речи. «Профессия врача»...

Конспект занятия. Тема: «Правда и ложь»

Цель: дать понятие о правде и лжи, обучать детей говорить правду.Задачи: Образовательные:-формирование представления о понятиях «правда» и «ложь»;Развивающие:-формир...