«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».
консультация по логопедии на тему

Москаленко Виолетта Юрьевна
«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития». В нашем дошкольном учреждении существует три группы компенсирующего вида: две группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи и одна группа для детей с задержкой психического развития. Важным моментом в реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является использование современных педагогических технологий в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми. Работа с детьми с ЗПР имеет некоторые особенности. Задержка психического развития (ЗПР) проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. В одних случаях у детей преобладает задержка развития эмоционально – волевой сферы. В других ЗПР проявляется в замедлении развития познавательной деятельности. В третьем случае ЗПР проявляется в незрелости высших психических процессов: памяти, внимания, восприятия. Дети с ЗПР в нашей группе преимущественно с органической недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС) резидуального или генетического характера. Отсюда следует, что нарушения речи носят системный характер. Нарушены все речевые функции: звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематические процессы, лексика, грамматика, связная речь, затруднена коммуникативная функция речи. Коррекционная работа с этими детьми должна носить комплексный характер, проводиться в системе. Учитель – логопед работает по следующим направлениям: • Понимание смысловой стороны речи, развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения; • Развитие слухового восприятия, внимания, памяти; • Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики; • Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений слоговой структуры слова; • Обогащение и уточнение словаря; • Формирование грамматического строя речи; • Развитие фонематического анализа и синтеза; • Формирование связной речи; • Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» (ДОУ №2)

 

ТЕМА: «Современные педагогические  технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».

   

                   

                                                           Выполнила учитель-логопед:  

                                                                         Москаленко  В. Ю.

                                 Заозерск  2017г.

 

«Современные педагогические  технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».

В нашем дошкольном учреждении существует три группы компенсирующего вида: две группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи и одна группа для детей с задержкой психического развития. Важным моментом в реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является использование современных педагогических технологий в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми. 

Работа с детьми с ЗПР имеет некоторые особенности. Задержка психического развития (ЗПР) проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. В одних случаях у детей преобладает задержка развития эмоционально – волевой сферы. В других ЗПР проявляется в замедлении развития познавательной деятельности. В третьем случае ЗПР проявляется в незрелости высших психических процессов: памяти, внимания, восприятия. Дети с ЗПР в нашей группе преимущественно с органической недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС) резидуального или генетического характера. Отсюда следует, что нарушения речи носят системный характер. Нарушены все речевые функции: звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематические процессы, лексика, грамматика, связная речь, затруднена коммуникативная функция речи. Коррекционная работа с этими детьми должна носить комплексный характер, проводиться в системе.

            Учитель – логопед работает по следующим направлениям:

  • Понимание смысловой стороны  речи, развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения;
  • Развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
  • Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;
  • Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений слоговой структуры слова;
  • Обогащение и уточнение словаря;
  • Формирование грамматического строя речи;
  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Формирование связной речи;
  • Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Очевидно, что только традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска более эффективных современных педагогических технологий, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

Наиболее удачной и действенной педагогической  технологией  в работе с детьми с задержкой психического развития, как на индивидуальных, так и на подгрупповых коррекционно - развивающих занятиях, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку приобрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории. Дети учатся соблюдать последовательность и правила игры.

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Особенно эффективна биоэнергопластика для детей с органическим поражением ЦНС, с тяжелыми речевыми нарушениями, такими как дизартрия, алалия, заикание. 

C:\Users\ВАСИЛИЧ\Desktop\volshiebnyie_pierchatki_3.jpeg    C:\Users\ВАСИЛИЧ\Desktop\deti46.jpg

Логопедическая ритмика является одной из форм активной терапии, которая благотворно действует как на физическую, так и на психическую жизнь ребенка. Это система разнообразных игр и упражнений, в которых речь соединяется с движением и музыкой. Занятия по логоритмике способствуют развитию речи ребенка, его коммуникативных способностей, которые затруднены у детей с ЗПР.

Использование игр и игровых упражнений с песком в индивидуальной и подгрупповой логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР, очень эффективно. Погружение обеих рук в песок снимает психоэмоциональное напряжение ребенка, развивает моторику рук, располагает к общению. Ребенок с желанием занимается с логопедом, когда на занятии используется песок. C:\Users\ВАСИЛИЧ\Desktop\detsad-308722-1440170180.jpgC:\Users\ВАСИЛИЧ\Desktop\detsad-493667-1459795994.jpg

В логопедической работе с детьми с ЗПР эффективно применение и такого достижения восточной медицины, как Су Джок – терапия. С помощью шариков и колец дети массируют пальцы, ладони. Это оказывает благотворное влияние на весь организм ребенка и на речь в том числе. Применение Су Джок - массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, оптимальной речевой работе с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) позволяет разнообразить формы работы с ребенком и его семьей. Ребенок с большим интересом играет в компьютерные игры и быстрее добивается положительного результата в развитии речи. Он радуется, когда компьютерный герой «дарит» ему подарки. Ребенок постоянно стремится к тому, чтобы исправить свои ошибки, чтобы «компьютерный друг» и логопед похвалили его. Это помогает активизировать и участие каждого родителя в коррекционном процессе.

C:\Users\ВАСИЛИЧ\Desktop\detsad-137620-1447692776.jpgСредства ИКТ используются при проведении презентаций, семинаров, мастер – классов. Родители могут посмотреть фрагменты логопедических занятий, получить по электронной почте задания и игры, в которые они могут поиграть с ребенком дома. Особенно это актуально для часто болеющих детей.

Опыт работы показывает, что использование современных педагогических технологий в работе учителя – логопеда с детьми  с  ЗПР делает коррекционный процесс более увлекательным, ребенок с желанием идет на занятие и быстрее добивается положительного результата в развитии речи.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» (ДОУ №2)

 

ТЕМА: «Современные педагогические  технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».

   

                   

                                                           Выполнила учитель-логопед:  

                                                                         Москаленко  В. Ю.

                                 Заозерск  2017г.

 

«Современные педагогические  технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».

В нашем дошкольном учреждении существует три группы компенсирующего вида: две группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи и одна группа для детей с задержкой психического развития. Важным моментом в реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является использование современных педагогических технологий в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми. 

Работа с детьми с ЗПР имеет некоторые особенности. Задержка психического развития (ЗПР) проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. В одних случаях у детей преобладает задержка развития эмоционально – волевой сферы. В других ЗПР проявляется в замедлении развития познавательной деятельности. В третьем случае ЗПР проявляется в незрелости высших психических процессов: памяти, внимания, восприятия. Дети с ЗПР в нашей группе преимущественно с органической недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС) резидуального или генетического характера. Отсюда следует, что нарушения речи носят системный характер. Нарушены все речевые функции: звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематические процессы, лексика, грамматика, связная речь, затруднена коммуникативная функция речи. Коррекционная работа с этими детьми должна носить комплексный характер, проводиться в системе.

            Учитель – логопед работает по следующим направлениям:

  • Понимание смысловой стороны  речи, развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения;
  • Развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
  • Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;
  • Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений слоговой структуры слова;
  • Обогащение и уточнение словаря;
  • Формирование грамматического строя речи;
  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Формирование связной речи;
  • Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Очевидно, что только традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска более эффективных современных педагогических технологий, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

Наиболее удачной и действенной педагогической  технологией  в работе с детьми с задержкой психического развития, как на индивидуальных, так и на подгрупповых коррекционно - развивающих занятиях, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку приобрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории. Дети учатся соблюдать последовательность и правила игры.

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Особенно эффективна биоэнергопластика для детей с органическим поражением ЦНС, с тяжелыми речевыми нарушениями, такими как дизартрия, алалия, заикание. 

C:\Users\ВАСИЛИЧ\Desktop\volshiebnyie_pierchatki_3.jpeg    C:\Users\ВАСИЛИЧ\Desktop\deti46.jpg

Логопедическая ритмика является одной из форм активной терапии, которая благотворно действует как на физическую, так и на психическую жизнь ребенка. Это система разнообразных игр и упражнений, в которых речь соединяется с движением и музыкой. Занятия по логоритмике способствуют развитию речи ребенка, его коммуникативных способностей, которые затруднены у детей с ЗПР.

Использование игр и игровых упражнений с песком в индивидуальной и подгрупповой логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР, очень эффективно. Погружение обеих рук в песок снимает психоэмоциональное напряжение ребенка, развивает моторику рук, располагает к общению. Ребенок с желанием занимается с логопедом, когда на занятии используется песок. C:\Users\ВАСИЛИЧ\Desktop\detsad-308722-1440170180.jpgC:\Users\ВАСИЛИЧ\Desktop\detsad-493667-1459795994.jpg

В логопедической работе с детьми с ЗПР эффективно применение и такого достижения восточной медицины, как Су Джок – терапия. С помощью шариков и колец дети массируют пальцы, ладони. Это оказывает благотворное влияние на весь организм ребенка и на речь в том числе. Применение Су Джок - массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, оптимальной речевой работе с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) позволяет разнообразить формы работы с ребенком и его семьей. Ребенок с большим интересом играет в компьютерные игры и быстрее добивается положительного результата в развитии речи. Он радуется, когда компьютерный герой «дарит» ему подарки. Ребенок постоянно стремится к тому, чтобы исправить свои ошибки, чтобы «компьютерный друг» и логопед похвалили его. Это помогает активизировать и участие каждого родителя в коррекционном процессе.

C:\Users\ВАСИЛИЧ\Desktop\detsad-137620-1447692776.jpgСредства ИКТ используются при проведении презентаций, семинаров, мастер – классов. Родители могут посмотреть фрагменты логопедических занятий, получить по электронной почте задания и игры, в которые они могут поиграть с ребенком дома. Особенно это актуально для часто болеющих детей.

Опыт работы показывает, что использование современных педагогических технологий в работе учителя – логопеда с детьми  с  ЗПР делает коррекционный процесс более увлекательным, ребенок с желанием идет на занятие и быстрее добивается положительного результата в развитии речи.