Таблица нарушения произношения звуков
методическая разработка по логопедии на тему

Садовникова Галина Сергеевна

Название нарушения

Причины нарушения

Упражнения (АГ)

Постановка

Нарушения звукопроизношения свистящих звуков

Замена:

1) Губно-зубной [з],[с]=[ф][з]=[в]

 

 

 

2) Призубный:

[с]=[т][з]=[д][ц]=[с],[т]

 

 

3) Шипящий

1 Прогнатия (верх. челюсть вперед)

 

 

 

 

1 Прямой закрытый прикус

2 НФП

3 Снижение слуха

 

1 Прогения

2 НФП

3 Снижение слуха          

Уклад – упражнение – удерживание – переключение (улыбка, желобок, трубочка, почистим ниж. зубки)

 

 

 

 

 

  1. По подражанию

та-та-та- губы в улыбке

  1. механический – та-та-та

 

 

По подражанию через межзубное произношение

1)По подражанию

2) Через межзубное произношение

 

Искажение:

1) Межзубный

 

 

 

2) Носовой

 

3) Боковой

 

1 Прямой открытый прикус

2 Смена молочных зубов

 

 

Органика

 

 

  1. Механический
  2. По подражанию

 

1)По подражанию

2) Через межзубное произношение

 

Постановка звука ]

  1. От звука [т] – произносить звук с сильным выдохом, затем [с]. И чередовать убыстряя.
  2. Обратный слог [а-т-с] – быстро.

Нарушения звукопроизношения шипящих звуков

Звук Ш (Ж также, только с включением голоса)

Искажение:

1 Щечное – язык не участвует

2 Нижнее – пер. часть Я сближается с твердым небом

3 Заднее – зад. Часть Я сближается с тв. небом

Замена:

Свистящий сигматизм:

[ш]=[с][ж]=[з][ч]=[ц][щ]=[с’]

 

Упражнения верхнего подъема (вкусное варенье, почистим верхние зубки, чашечка, маляр, хоботок)

 

  1. От [с] – произносить звук и плавно поднимать кончик языка к альвеолам. Момент, когда появляется шум, зафиксировать внимание ребенка на положении языка. Сильно подуть на кончик языка и присоединить к выдоху [а].
  2. От [р]. Ребенок произносит Ра-ра-ра. Тормозить вибрацию и получается [ш].

Звук Щ

  1. Укороченное произношение
  2. Замена [щ]=[с’][щ]=[ш’+ч]

 

Звук Ч

[ч]=[с][ч]=[щ’][ч]=[т’][ч]=[ш’]

 

На воздушную струю

 

 

 

 

 

Нижний уровень

 

  1. От [с]. Произносить звук са-са-са, шпатель под языком и в момент произнесения звука язык приподнимают и чуть-чуть отводят назад.
  2. От [ч] – протяжное ч.

 

  1. От  - ать со шпателем
  2. От обратных слогов - атьч

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablitsa_zvukov.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Название нарушения

Причины нарушения

Упражнения (АГ)

Постановка

Нарушения звукопроизношения свистящих звуков

Замена:

1) Губно-зубной [з],[с]=[ф][з]=[в]

2) Призубный:

[с]=[т][з]=[д][ц]=[с],[т]

3) Шипящий

1 Прогнатия (верх. челюсть вперед)

 

1 Прямой закрытый прикус

2 НФП

3 Снижение слуха

1 Прогения

2 НФП

3 Снижение слуха          

Уклад – упражнение – удерживание – переключение (улыбка, желобок, трубочка, почистим ниж. зубки)

  1. По подражанию

та-та-та- губы в улыбке

  1. механический – та-та-та

По подражанию через межзубное произношение

1)По подражанию

2) Через межзубное произношение

Искажение:

1) Межзубный

2) Носовой

3) Боковой

1 Прямой открытый прикус

2 Смена молочных зубов

Органика

  1. Механический
  2. По подражанию

1)По подражанию

2) Через межзубное произношение

Постановка звука [Ц]

  1. От звука [т] – произносить звук с сильным выдохом, затем [с]. И чередовать убыстряя.
  2. Обратный слог [а-т-с] – быстро.

Нарушения звукопроизношения шипящих звуков

Звук Ш (Ж также, только с включением голоса)

Искажение:

1 Щечное – язык не участвует

2 Нижнее – пер. часть Я сближается с твердым небом

3 Заднее – зад. Часть Я сближается с тв. небом

Замена:

Свистящий сигматизм:

[ш]=[с][ж]=[з][ч]=[ц][щ]=[с’]

Упражнения верхнего подъема (вкусное варенье, почистим верхние зубки, чашечка, маляр, хоботок)

  1. От [с] – произносить звук и плавно поднимать кончик языка к альвеолам. Момент, когда появляется шум, зафиксировать внимание ребенка на положении языка. Сильно подуть на кончик языка и присоединить к выдоху [а].
  2. От [р]. Ребенок произносит Ра-ра-ра. Тормозить вибрацию и получается [ш].

Звук Щ

  1. Укороченное произношение
  2. Замена [щ]=[с’][щ]=[ш’+ч]

Звук Ч

[ч]=[с][ч]=[щ’][ч]=[т’][ч]=[ш’]

На воздушную струю

Нижний уровень

  1. От [с]. Произносить звук са-са-са, шпатель под языком и в момент произнесения звука язык приподнимают и чуть-чуть отводят назад.
  2. От [ч] – протяжное ч.

  1. От  - ать со шпателем
  2. От обратных слогов - атьч

Название нарушения

Причины нарушения

Упражнения (АГ)

Постановка

Нарушения произношения сонорных звуков

Звук Р

1)Велярное –небное

2)Увелярное – горловое

3) Одноударное – без вибрации

4)Боковое

5) Щечное

6)Замена [р]=[л],[д],[г],[j]

При [р‘] те же нарушения

  1. Сложность звука
  2. Короткая связка
  3. Широкий язык
  4. НФП

Чистим верхние зубки, маляр, грибок, приклей конфетку, лошадки, барабанщики

  1. От Ж – произносить при открытом рте без округления губ. Передний край языка продвигается вперед к деснам – получается Р без вибрации (фрикативный). Закрепление фрикативного Р в слогах, словах. С помощью инструментов получить вибрацию.
  2. От ЗА – протяжно, постепенно поднимая язык к верхним деснам. Потом как в первом способе.
  3. От Д – «барабанщики». Боковые края языка прижаты к верхним зубам, кончиком языка бить по основанию верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна. Затем создается вибрация.
  4. [Р’] от ЗЯ как во втором способе.

АВТОМАТИЗАЦИЯ:

От слогов –ТР, -ДР.

Звук Л

Искажение: типа [w], или [у] – краткий

Замена:

  1. Удлиненное произношение смежного гласного
  2. Краткое Ы
  3. [л]=[j],[л’],[в]

Упражнения верхнего подъема

По подражанию:

Ребенку предлагается зажать кончик языка между зубами и произносить Ы.

АВТОМАТИЗАЦИЯ:

От слогов ЯЛ, ОЛ, АЛ, зажимая язык в начале, в середине, конце слова, со стечением согласных.

Звук Х

Звук образуется смыканием голосовых связок, которые резко расходятся при прохождении через них воздушная струя повышенного давления. Слабый гортанный шум.

С механической помощью от С. Ребенок несколько раз произносит С и в момент произнесения шпателем отодвигается язык нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка внутрь слышится: СЯ – ХЯ – Х.

Звук [Х’] ставится аналогично


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовительный этап коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений произношения звуков Х и Х\'

В работе представлена характеристика звуков Х и Х\', профили артукуляции и их описание, указаны возможные недостатки произношения данных звуков. Собственно коррекционный процесс на подготовительном эта...

Теоретические основы и практические приёмы коррекции нарушения произношения звуков [р],[р\'].

Не всегда есть возможность обратиться к специалисту. Данный материал поможет справиться с проблемой самостоятельно....

Исправление нарушений произношения звука "р"

Как правило, неправильное произношение звука "р" наиболее распространённая проблема у детей дошкольного возраста. Именно на невыговаривание этого звука чаще всего жалуются родители. В презентации пока...

Нарушение произношения звука Л, Ль и приемы его постановки

Данный материал адресован Учителям логопедам и родителям...

Ротацизм: нарушение произношения звуков [р] и [рь].

Представлена методика работы по коррекции ротацизмов у детей....

Презентация "Нарушения произношения звука "Р".

Учебное пособие -презентациия....