Использование словесных игр и упражнений математического содержания в работе с детьми компенсирующей направленности.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Горская Алла Григорьевна

В презентации представлены игры математического содержания используемые логопедом в коррекционной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Использование счета в логопедии2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование словесных игр и упражнений математического содержания в работе с детьми компенсирующей направленности .

Слайд 2

В работе с детьми с ОНР – игра является одним из важных средств работы над речью.

Слайд 3

У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворить. А.С.Макаренко . Дидактические игры и пособия математического содержания являются мощным средством развития не только познавательных и творческих способностей ребенка, но и его речевого развития.

Слайд 4

При использовании таких игр педагог реализует поставленную цель по коррекции определенной речевой функции (звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий, связной речи).

Слайд 5

Обучающая Игровая Цель игры

Слайд 7

Структура игры : Дидактическая задача (нудно знать уровень подготовленности детей); Игровые правила (организация действий, поведения детей); Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил)

Слайд 9

В подготовку проведения игры входят: Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; Установление соответствия отобранной игры программным требованиям возрастной группы; Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры; Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; Подготовка самого педагога. Он должен изучить и осмыслить весь ход игры; Подготовка к игре детей.

Слайд 10

Проведение игр включает : Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использоваться в игре; Объяснение хода и правил игры; Показ игровых действий; Подведение итогов игры .

Слайд 11

Анализ проведенной игры- Направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения; Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.

Слайд 12

Принципы отбора дидактических игр : Игра должна опираться на программный материал; Названия предметов, картинок пособий должны быть знакомы детям; Пособия должны быть внешне привлекательны; Игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов;

Слайд 13

Некоторые словесные игры и упражнения математического содержания используемые в работе.

Слайд 14

Выполняя артикуляционную гимнастику, при удержании артикуляционной позы используем счет.

Слайд 15

Развивая фонематические процессы мы учим детей определять место звука в слове (начало, конец, середина) количество звуков в слове, какой по счету звук, между какими звуками находится.

Слайд 16

Уча детей словоизменению, считаем: один дом, два дома, пять домов.

Слайд 17

Кроссворды “ Поменяй буквы в словах так, как подсказывают цифры” - на закрепление звукового синтеза слов и последовательности чисел. Например: 2 4 1 3 у т к с Получается слово “КУСТ”.

Слайд 18

Игры на закрепление временных понятий : (времена года, части суток, дни недели). Игра “Скажи наоборот” зима-лето , день-ночь, светло-темно , понедельник (начало недели) - воскресенье (конец недели). Закрепляя временные понятия можно закреплять порядковый счёт.

Слайд 19

Игра “Скажи наоборот” (2 вариант) - на закрепление понимания и различения предметов по величине, размеру и количеству. Игра с картинками или с мячом. Высокий-низкий Большой-маленький Тонкий- толстый, Много-мало Широкий-узкий , Длинный-короткий ,

Слайд 20

« Назови все дни недели» ( п онедельник , вторник, среда и т.д .”) « Какой день недели стоит перед» ( вторником , …) « Какой день недели следует за» ( пятницей, субботой…). « Какой день находится между» ( субботой и понедельником)

Слайд 21

Игра “Назови столько же” - на понимание и называние числительных, и соотношение ударов с названым количеством предметов. Используются музыкальные инструменты (барабан, бубен). Педагог ритмично стучит по барабану (бьёт в бубен, хлопает в ладоши). Ребёнок слушает удары. Затем называет количество (фруктов, овощей, животных…) соответствующее услышанным ударам. Остальные дети следят за правильностью исполнения и называют, сколько раз прыгнул, прохлопал, простучал.

Слайд 22

« Я знаю пять » Цель: пополнение и закрепление словаря по лексическим темам. Па столе перед детьми карточки. Дети по одному берут карточку с заданием, на которой написано «Я знаю пять (фруктов, овощей, игрушек, животных….). Если ответ правильный, ребенок забирает карточку. Выигрывает тот, кто собрал больше карточек.

Слайд 23

Игра «Веселые фигуры. Найди пару». Цель - образование прилагательных от существительных. Ход игры: раздаются карточки с изображением геометрических фигур и по одной предъявляются изображения предметов. Соотнося форму предмета с геометрической фигурой, комментируется действие следующим образом: - Ёлка похожа на треугольник. Елка какая? – Треугольная. Аналогично остальные предметы.

Слайд 24

Игра “Волшебный мешочек ” - на закрепление в речи количественных числительных. Достают картинки, на которых нарисованы разные предметы и дети озвучивают, сколько нарисовано их. Например: три мяча, пять матрёшек, две куклы, одно ведро.

Слайд 25

Игра “Рыбаловы” - на закрепление навыка счёта в пределах 5, правильно согласовывать числительное с существительными. Используется удочка с магнитом и коробка с рыбками . Дети вылавливают рыбок и считают: “Я поймал одну рыбку” “ Я ещё поймал одну рыбку. У меня стало две рыбки” и т.д.

Слайд 26

Игры можно проводить в зависимости от лексических тем . Например, тема: “Человек” или “ Транспорт” , “Овощи, фрукты”… Можно организовывать игры на закрепление разных задач. “Сколько у одного человека и у трёх человек разных частей тела?” (У одного человека одна голова, две ноги, две рук, одна спина, один живот и т.д.) (У трёх человек 3 головы, три спины, три живота, шесть рук, шесть ног и т.д.) “Сколько у машин колёс, шин, кабин, фар, рулей? “Сколько яблок, вишен, грибов?”

Слайд 27

Работая по теме: “Дикие животные ” можно предложить игру “Сосчитай серых волков, рыжих лис и т.д.” - закрепляется согласование числительного с прилагательным и существительным. Например : один серый волк, два серых волка, три, четыре серых волка, пять серых волков.

Слайд 28

Отрабатываются произношение трудных для словоизменения слов: Ива- нет (5) ив, Тыква - нет (5) тыкв, Банан - нет (5) бананов, Лимон - нет (5) лимонов, Дыня - нет (5) дынь, Айва - нет (5) айвовин , Бинт - нет бинта, 5 бинтов, Котенок - нет котенка, 5 котят.

Слайд 29

Игра «Ищи » Цель: Учить правильно употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными (особая трудность в окончаниях прилагательных множественного числа среднего рода и во множественном числе: красное яблоко, синее, небо; красные яблоки, синие небеса). Описание. В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя больше предметов одного цвета или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала. По сигналу один начинает, другой продолжает, другие дополняют. Выигрывает тот, кто верно назовет большее количество предметов. Как вариант игры: «Какой предмет лишний?»

Слайд 30

«Назови соседей числа»

Слайд 31

« Какого числа не хватает?»

Слайд 32

Чем отличается одна картинка от другой .

Слайд 33

Найди два одинаковых предмета.

Слайд 36

Л абиринты .

Слайд 37

Игра “Путешествие мухи или бабочки” - предлагается квадрат, разлинованный на клетки. Дети выполняют устные инструкции, и муха передвигается по клеточкам в разных направлениях. Например: вверх на две клетки, вправо на три клетки вверх на одну клетку ...т. д. В этой игре решаются задачи зрительно-моторной координации. И в конце “бабочка” должна будет добраться до конечной цели

Слайд 38

Игра “Что я вижу ” - закрепление согласование числительного с существительным и прилагательным. У мение составлять предложение. (Я вижу одну нарядную куклу. Я вижу пять красных помидоров.)

Слайд 39

Игры на формирование пространственных понятий . • “Где живут буквы в домике ?” • “Где живут картинки ?” Например: Буква “А” живёт в левом верхнем углу, буква «П» живет в правом нижнем углу и т.д.

Слайд 40

конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подвижная  игра является     прекрасным средством    развития    и         совершенствования...

Игры и упражнения математического содержания в работе с детьми

Большое внимание в своей работе я уделяю играм и упражнениям математического содержания. Эти игры развивают логическое мышление, творческое воображение, внимание, память....

Использование игровых ситуаций (ребусов) в наглядном моделировании в работе с детьми группы компенсирующей направленности.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку м...

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Использование игр с математическим содержанием в работе с детьми дошкольного возраста»

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологии обучения. Разработка и внедрение ...

Самообразование по теме:«Использование нейрогимнастики и кинезиологических упражнений в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Методическая тема:  «Использование нейрогимнастики и кинезиологических упражнений в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»Сроки реализации: с 2022года по 20...

План воспитательно - образовательной работы с детьми компенсирующей направленности 2022 - 2023 учебный год

План воспитательно - образовательной работы с детьми компенсирующей направленности 2022 - 2023 учебный год...