Самообразование по теме:«Использование нейрогимнастики и кинезиологических упражнений в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Елена Николаевна Печерских

Методическая тема:  «Использование нейрогимнастики и кинезиологических упражнений в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Сроки реализации: с 2022года по 2027год.

Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику;

Оформить в кабинете центр кинезиологических игр и упражнений;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему самообразования;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Куртамышский детский сад №9»

Самообразование по теме:

«Использование нейрогимнастики и кинезиологических упражнений в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Учитель-логопед: Печерских Е.Н.

Куртамыш 2022г.

Методическая тема:  «Использование нейрогимнастики и кинезиологических упражнений в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Сроки реализации: с 2022года по 2027год.

Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику;

Оформить в кабинете центр кинезиологических игр и упражнений;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему самообразования;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме самообразования.

Обоснование выбранной темы.

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

 Современный мир не требует от детей больших усилий (где они шнурки и пуговицы?)  Ребенок с детства попадает в «удобную» среду, адаптированную под ребенка, а не наоборот.     Поэтому моторные навыки ослабляются.

Известно, что на первых этапах развития психика и моторика находятся в неразрывном единстве. Речь относится к высшим психическим функциям человека.

Психическое развитие ребенка происходит при условии высокой двигательной активности.  Моторика, мышление, психика и речь -  взаимосвязанные процессы. Отсутствие или небольшое количество физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речью.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом, психологическом и речевом развитии ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов коррекции и профилактики этих нарушений.

Кинезеология – наука о развитии умственных способностей через специально организованные двигательные упражнения.

То есть, осуществляет  развитие по принципу   от движения к интеллекту.

Кинезеология – это по сути  моторное развитие, которое позволяет нарастить новые нейронные связи. Чем больше образуется нейронных связей, тем развитее интеллект.   Когда человек осваивает что-то новое для себя, он наращивает нейронные связи.  Таким, образом,   кинезеология  включает  и нейромоторное развитие   - как связь мозговой и двигательной активности.

Кинезеологию можно рассматривать и как здоровьесберегающую технологию, так как  двигательная активность для детей – это наиболее естественный и любимый вид активности.  Движение – это естественная биологическая потребность детей.

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое).  Человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности,   но и во взаимосвязи.

  Известно, что мозг гармонично и продуктивно работает, если задействованы оба полушария.  Считается, что у людей доминирует какое-то одно,    то есть получается некий «перекос» - либо человек творческий (если правое), либо логический  - (если левое). Упражнения  способствуют «выравниванию» такой ситуации. 

Суть кинезеологических упражнений в том, что различного рода движения стимулируют зоны мозга.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

 Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План работы на 2022-2023 учебный год

Работа с детьми

№ п.п

Мероприятие (вид деятельности)

Сроки проведения

Отметка о выполнении

1

Вводная диагностика

Сентябрь

Артикуляционные упражнения с пользой для межполушарных связей. (Приложение1)

2

Игры на развитие межполушарного взаимодействия. (Приложение2)

Октябрь

3

Кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука, слогов или слов. (Приложение 3)

Ноябрь

4

Развитие фонематического слуха и моторики обеих рук. (Приложение 4)

Декабрь

5

Промежуточная диагностика

Январь

Дифференциация звуков с использованием кинезиологических упражнений (Приложение 5)

6

Рисование с пользой для интеллекта. (Приложение 6)

Февраль

7

Комплекс кинезиологических упражнений с использованием стихов. (Приложение 7)

Март

8

Упражнения  на  развитие мелкой моторики рук и навыков каллиграфического письма. (Приложение 8)

Апрель

9

Закрепление пройденного материала.

Май

Итоговая диагностика

Работа с педагогами

№ п.п

Мероприятие (вид деятельности)

Сроки проведения

Отметка о выполнении

1

Консультация для педагогов

«Нейроигры в коррекционной работе»

Сентябрь 2022г.

2

 Выступление на МО с темой: «Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда, как инструмент формирования предпосылок функциональной  грамотности у детей дошкольного возраста»

Декабрь 2022г.

3

Выступление на ММО. Мастер-класс на тему: «Кинезиологические упражнения - как эффективный метод развития речи дошкольников»

Январь 2023г.

4

Участие в  конкурсе «Фестиваль педагогического мастерства-2023»

Февраль 2023г.

5

Работа с родителями

№ п.п

Мероприятие (вид деятельности)

Сроки проведения

Отметка о выполнении

1

Консультация для родителей

«Нейроигры в коррекционной работе»

Сентябрь 2022г.

2

 Папка-раскладушка «Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей и рекомендации родителям»

Октябрь2022г.

3

Информационный буклет «Кинезиологическая гимнастика»

Январь 2023г.

4

Выступление на родительском собрании «Эффективность использования кинезоилогических упражнений и нейрогимнастики  в коррекционной работе учителя-логопеда»

Май 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Использование кинезиологических упражнений «ГИМНАСТИКА МОЗГА» в работе с детьми дошкольного возраста»

Проблема охраны и укрепления здоровья детей многогранна и сложна. Успешное её решение возможно только при совместной и скоординированной работе образовательных учреждений и семьи. Сохранение и укрепле...

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...

Использование упражнений для релаксации в работе с детьми дошкольного возраста.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...

"Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми дошкольного возраста"

Современные дошкольники порой загружены не меньше своих родителей, так как они получают большое количество новой информации, много двигаются, общаются. Они, как и взрослые, устают и физически, и эмоци...

Дыхательные упражнения как средство коррекционной работы с детьми дошкольного возраста

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, также работающим в группах компенсирующей направленности....

Кинезиологические упражнения. Способы использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Статья знакомит с понятием кинезиология. Включает в себя перечень нейродинамических упражнений для детей дошкольного возраста и способы их использования....

Презентация "Использование кинезиологической гимнастики и мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста!

Презентация "Использование кинезиологической гимнастики и мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"...