Консультация "Развиваем речь летом!
консультация по развитию речи

Лычкина Надежда Викторовна

Общение и речь - непрерывные процессы, поэтому, дети отдыхают в летний период, а мы продолжаем с ними работу по развитию речи. Развивать речь можно, где угодно, с минимальным и приготовлениями и инвентарем, с помощью различных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Развиваем речь летом!»

Учитель-логопед: Лычкина Н.В.

Общение и речь – непрерывные процессы, поэтому, дети отдыхают в летний период, а мы продолжаем с ними работу по развитию речи.

Развивать речь можно, где угодно, с минимальным приготовлениями и инвентарем, с помощью различных игр, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики.

Дни недели

Количество играющих: 1-6 человек.

  • Называйте дни недели, хлопая ладошами в такт слогам, в то время как дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы «прохлопываете».
  • Вскоре дети увидят, что имеются дни на четыре хлопка (воскресенье и понедельник), на два хлопка (вторник, среда и четверг) и на три хлопка (пятница и суббота).
  • Хлопайте в ладоши, когда произносите: «Вос-кре-сень-е, по-не-дель-ник, втор-ник, сре-да, чет-верг, пят-ни-ца, суб-бо-та».
  • Можете снова прохлопать в ладоши по слогам, называя дни недели сначала громким голосом (четырехсложные — воскресенье, понедельник), затем тихим голосом (двусложные — вторник, среда, четверг) и, наконец, нормальным голосом (трехсложные — пятница, суббота).

Время рифмы

Количество играющих: 1-6 человек

  • Скажите детям, что вы собираетесь находить слова, которые рифмуются со словом «велосипед».
  • Опишите рифмующееся слово и предоставьте детям возможность угадать, что это за слово. Например: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это театральное представление, где красиво танцуют (балет). Или: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это то, что посылают бабушке в письме (привет).
  • Придумайте другие варианты для рифмы.

Если я…

Начните предложение со слов «Если я...». Попросите детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:

Если я полью цветы...

Если я соберу свои игрушки...

Если я выйду летом в пальто...

Если я лягу спать в одежде...

Если я открою в ванной кран с горячей водой...

 Затем можно продумать ответы на те же ситуации, но с частицей «НЕ».

Угадай сказку

 Ведущий говорит детям несколько слов (их можно написать на бумаге). Нужно угадать, о какой сказке идет речь. Например:

 Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба («Снежная королева»).

Трава, крапива, кольцо, жаба, терпение («Дикие лебеди»).

Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса («Огниво»).

 Можно увеличивать количество слов, пока дети не догадаются, о какой сказке идет речь. Либо изменить порядок игры: назвать сказку и попросить выбрать несколько слов, которые ее характеризуют.

Часть и целое

Количество играющих: 2-6 человек

Инвентарь: мяч

Вариант 1

 Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета.

Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: крыло — самолет (или птица), лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.

Вариант 2

 Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.

Кто больше?

 Попросите детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы или слога. К этой игре лучше подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.

Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.

Противоположности

 Попросите детей называть слова, обратные по значению тем, которые говорите вы (антонимы). Например: кислый — сладкий, большой — маленький и т. д.

Говори наоборот

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: мяч.

Выучите с ребенком стихотворение:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — «низко».

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — «близко».

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты — «храбрец».

Теперь скажу «начало»,

А ты скажи — «конец».

 Предложите поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие пары слов:

 веселый — грустный

 быстрый — медленный

 красивый — безобразный

 пустой — полный

 худой — толстый

 умный — глупый

 трудолюбивый — ленивый

 тяжелый — легкий

 белый — черный

 твердый — мягкий

 шершавый — гладкий и т. д.

Сто вопросов

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: 5-6 обычных, знакомых детям предметов (например: шишка, яблоко, ложка, книга, ремень и т. д.), набор из 50-60 фишек.

 Игра проводится как соревнование. Взрослый по очереди показывает детям предметы и просит задавать любые вопросы о них. Вопросы могут быть даже смешные и невероятные — главное, чтобы их было как можно больше.

 За каждый заданный вопрос ребенок получает одну фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Лето» (старшая группа

Конспект занятия по развитию речи «Лето» (старшая группа)Задачи:-упражнять детей в образовании и употреблении имен прилагательных в сравнительной степени,- упражнять детей в подборе действ...

Роль педагога как фактор разития речи летей в младшем возрасте

Участи педагога развитие речи детей младшего возраста.Не маловажную роль в развитии речи может сыграть чтение педагогом художественной литературы. Но любой педагог, читая ребенку литературу или ...

Конспект занятия по развитию речи «Лето прошло» с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Конспект занятия по развитию речи «Лето прошло» с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР....

Развитие речи летом — отдыхайте с пользой!

Развитие речи летом! Это предложение, с одной стороны, заманчиво, а с другой — может вызвать немного тревоги. Что, опять заниматься? Ведь лето — чтобы отдыхать! Да, целиком и полностью сог...

Развитие речи летом

Предложение, с одной стороны, заманчиво, а с другой — может вызвать немного тревоги. Что, опять заниматься? Ведь лето — чтобы отдыхать! Да, целиком и полностью согласна.Но развивать речь м...