Речевое развитие дошкольников
презентация по логопедии на тему

Шевченко Екатерина Леонидовна

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребёнка, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_doshkolnikov.pptx559.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ Развитие речи дошкольников

Слайд 2

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребёнка, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи .

Слайд 3

Формирование речи у детей к концу первого полугодия жизни ребенка в его лепете можно различить вполне ясные звуки [а], [б], [п], [м], [г]. К началу второго года жизни в речи малыша постепенно появляются гласные звуки [э], [у], [ы], [о], [и], а также согласные [в], [т], [д], [к], [х], [л'], [с], [ф]. Большинство твердых согласных звуков формируется лишь после становления соответствующих мягких — [в'], [т'], [д'], [н'], [с'], [р'], [л']. На третьем году жизни (иногда даже позже) формируется произношение согласных звуков [ш], [ж], [ч], [ш'] 1 , [з], [ц]. Твердые звуки [л] и [р], вследствие особой сложности артикуляции, дети осваивают часто лишь к пятому-шестому году жизни . Формирование правильного произношения при нормальном речевом развитии завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребенок должен правильно произносить все звуки своего родного языка и использовать их в своей речи . При формировании речи ребенка всегда проявляется его индивидуально сть. Так, у одних детей речь формируется рано и развивается очень быстро и интенсивно. У других детей речь появляется с задержкой , развивается медленно; таких детей следует учить правильному произношению звуков.

Слайд 4

Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста Дети 3-4 лет часто один и тот же звук могут произносить то правильно, то неправильно (или даже пропускать его). Нередко они переставляют в словах звуки и слоги, а при произнесении сочетания согласных один из звуков пропускают или произносят неправильно (при этом каждый звук в отдельности произносят верно). У некоторых детей наблюдается сокращение слов. Трехлетние малыши часто заменяют звуки [р] и [л] более мягкими звуками. Недостатком является также произнесение мягких согласных вместо твердых.

Слайд 5

У детей 4-5 лет, как правило, появляется устойчивый отдельный звук [р], но он еще недостаточно автоматизирован в речи и часто в словах заменяется другими звуками. К этому возрасту большинство детей осваивает шипящие звуки, хотя может наблюдаться неустойчивость их произношения. К 5-7 годам дети в основном правильно произносят все звуки речи родного языка, их произношение соответствует фонетической норме языка. Однако у некоторой группы детей речевые недостатки остаются. В этом возрасте может наблюдаться неправильное произношение шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [ш'], а также сонорных звуков [л] и [р].

Слайд 6

Причины неправильного произношения Звуки речи — это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Неблагоприятные факторы и воздействия, ослабляющие этот процесс, отрицательно сказываются на становлении произношения.

Слайд 7

Наиболее распространенными дефектами периферического речевого аппарата являются : • укороченная подъязычная связка — не дает языку высоко подниматься и затрудняет его движение ; • слишком большой или очень маленький и узкий язык затрудняет правильную артикуляцию ; • узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское нёбо — препятствует правильной артикуляции многих звуков ; • толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа — затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков ; • дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние ; • неправильное строение зубов, зубного ряда — при нарушении зубного ряда может искажаться звукопроизношение.

Слайд 8

В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами органов артикуляционного аппарата. Оно может быть вызвано другими причинами, такими как : • физическая ослабленость вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; • недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у ребенка наблюдаются затруднения в различении звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих согласных ([б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к] и т. д.), мягких и твердых ([б] — [б'], [в] — [в'], [г] — [г'] и т. д.), свистящих и шипящих ([с] — [ш], [з] — [ж] и т. д .); • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, что может проявляться, например, в неумении удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому ; • снижение слуха (даже очень незначительное снижение слуха часто мешает нормальному развитию произношения ), зрения

Слайд 9

Еще одной причиной плохого звукопроизношения является неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случае отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители должны по возможности устранить негативное влияние и следить за тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной речи.

Слайд 10

Коррекционная работа р азвитие общей координации, точности, достаточной силы движений, способности к удержанию позы и переключению развитие и совершенствование общей, тонкой и артикуляционной моторки ф ормирование пространственных ориентировок т ренировка вестибулярного аппарата у крепление глазодвигательных мышц т ренировка произвольного слухового внимания, механической и логической памяти, абстрактного мышления р азвитие речевого дыхания и голоса р азвитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа и синтеза к оррекция звукопроизношения р азвитие лексико-грамматической стороны речи

Слайд 11

Комплекс упражнений Комплексные разминки желательно проводить несколько раз в день.* Дыхательное упражнение «Ракета». И. п. — стоя. Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком [а], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 1раз. Упражнение «Болтушка». И. п. — стоя, рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад двигаются вперед-назад мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется в течение 5-10 с. Упражнение для глаз «Право-лево». И. п. — стоя, руки в стороны. Не поворачивая голову, посмотреть на пальцы правой руки, затем — левой. Выполняется по 3 раза в каждую сторону .

Слайд 12

Упражнение «Улыбка». И. п. — стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук [и]. Выполняется 5 раз. Упражнение «Трубочка». И. п. — стоя, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед. Длительно и протяжно произнести звук [у], вытягивая губы вперед «трубочкой», при этом ладони соединяются перед грудью, локти разводятся в стороны. Выполняется 5раз . Упражнение «Щелканье». И. п. — стоя, прямые руки подняты вверх над головой. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются кулаки обеих рук одновременно. Выполняется 5—10 раз . Упражнение «Коготки». И. п. — стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы растянуты в улыбке. По команде сильное полу сгибание и разгибание пальцев. Выполняется в течение 5—10 с.

Слайд 13

Упражнение «Толстый хомяк». И. п. — стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела. Прямые руки вытянуть в стороны, пальцы при этом разведены с силой, ноги раздвинуть прыжком на ширину плеч, щеки надуть (3—5 с). Вернуться в и. п. Выполняется 5раз. Упражнение «Болтушка». Игра «Хлоп-топ». И. п. — стоя. Услышав звук бубна, хлопнуть в ладоши, свисток — топнуть ногой. Выполняется по 3—5раз на каждый звук. Релакс -минутка. И. п. — лежа. Педагог тихим голосом подает инструкцию: «Представьте, что вы лежите на солнышке, дует теплый ветерок, тихо шуршат над головой листья деревьев. По небу плывут пушистые белые облака. (Пауза 2 мин.) Откройте глаза и медленно встаньте. Сделайте медленный плавный вдох через нос, руки при этом поднимите через стороны вверх, с силой потянитесь, выдохните С силой со звуком [а]».

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....