Конспект по теме «Насекомые». Старшая группа.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Никитина Ольга Николаевна

Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_nasekomye_docx.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий.

Тема «Насекомые».  Старшая группа.

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число.
  2. Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа.
  3. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок -, -ик- , -к-.
  4. Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.
  5. Закреплять употребление предлогов (в, на, над, под) при составлении предложений.
  6. Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме “Насекомые”.
  7. Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.
  8. Продолжать работу по развитию правильного физиологического дыхания.
  9. Развивать общую и мелкую моторику.
  10. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.
  11. Развивать музыкально-эстетическое восприятие.

Оборудование: ноутбук, презентация по теме, картинки «зеленая лужайка», трафареты «бабочка», массажный шарик, разноцветный пластилин.

                                                                ХОД   НОД

I Организационный момент

- Послушайте, кто так красиво поёт? - Это птицы поют.

- Правильно. А чем питаются птицы?

- Птицы питаются семенами, зёрнышками и насекомыми.

II Развитие неречевого дыхания.

У вас на столе лежат необычные лужайки.

Давайте на них подуем и узнаем, кто же там спрятался? Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).

III Вводная беседа.

  1. Составление предложений «На моей лужайке». «У насекомых есть…»

  1. Пальчиковая гимнастика «Сороконожка»

- А теперь скажите, кто же спрятался на вашей лужайке?

- На моей лужайке спрятался муравей.

- На моей лужайке спряталась стрекоза. (кузнечик, жук, комар.)

- Как назвать одним словом?  - Это насекомые.

- Кто такие насекомые?

- Это крошечные животные, у которых шесть-восемь  лапок.

- Из каких частей состоит тело насекомых?

- У насекомых есть голова, грудь, брюшко.

- Почему некоторые насекомые ярко окрашены?

- Насекомые ярко окрашены, чтобы отпугивать других животных.

        Как-то раз сороконожку,
       Пригласили на обед.

        Ждут жуки, букашки, мошки.

        А её всё нет и нет.  

        Наконец сороконожка,
       Появилась у стола.

         - Опоздала я немножко,
       Еле-еле доползла.

        Ведь такое невезенье,

        Как же мне не опоздать.

       Там у входа объявленье,
    - Прошу ноги вытирать.

(соединяем поочерёдно большой палец с остальными, движения пальцев в воздухе, проглаживание пальцев одной руки другую)

IV Развитие лексико-грамматических категорий.

  1. Игра «Один – много»

  1. Игра «Что делает – что делают?»

  1. Игра «Назови ласково»
  2. Игра «Кто, чем питается?»

  1. Игра «Полезные – вредные»

  1. Игра «Сосчитай насекомых»

  1. Прослушивание  аудиозаписи «Полёт шмеля» Римского-Корсакова).
  2. Игра  «Какой, какая?»

- Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые?

- Какой звук издает комар и комары?

- Комар звенит, а комары звенят.

- Кузнечик и кузнечики?

- Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.

- Жук и жуки?

- Жук жужжит, а жуки жужжат.

- Сверчок и сверчки?

- Сверчок свистит, а сверчки свистят.

- Оказывается, насекомые потеряли свою подругу гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые?

- Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.

- Жук летает, а жуки летают.

- Муравей ползает, а муравьи ползают.

- Пчела летает, а пчелы летают.

- Бабочка порхает, а бабочки порхают. Правильно.

- Насекомые все такие маленькие. Давайте их назовем ласково.

Муха - мушка, жук – жучок, таракан – тараканчик, пчела – пчелка, стрекоза – стрекозка, комар – комарик.

Наши друзья проголодались. Чем питаются насекомые?

- Муравей питается вредными насекомыми.

- Муха питается остатками пищи человека.

- Пчела питается нектаром цветов.

- Кузнечик питается вредными насекомыми.

- Ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а другие – вред. Комар – какое насекомое?

- Комар, муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы, опасные болезни  и кусает человека.

- Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы.

- Муравей –  охотится на вредных насекомых.

- Бабочка –  потому что она опыляет цветы.

- Ребята, мы дошли до нашей полянки. Сколько же на ней насекомых, давайте сосчитаем.

Сколько на поляне стрекоз?

- На поляне две стрекозы.

- Сколько на поляне муравьев?

- На поляне три муравья.

- Сколько на поляне мотыльков?

- На поляне пять мотыльков.

- Сколько на поляне кузнечиков?

- На поляне один кузнечик.

- Сколько на поляне жуков?

- На поляне два жука.

- Но кого-то здесь не хватает. Послушайте, кто к нам спешит на поляну?

Как вы думаете, кто к нам прилетел?

- Я думаю, что прилетел комар.

- Я думаю, что прилетел шмель.

- Я думаю, что прилетела муха.

- А комар, какой? вредный, кровососущий, маленький, назойливый.

- А шмель какой? большой, полосатый.

- А муха какая? вредная, назойливая, надоедливая.

- А пчела какая? полезная, трудолюбивая, медоносная.

Физкультминутка. 

Речевая подвижная игра «Пчела ».

Давайте поприветствуем насекомых, вставайте в кружок.

Прилетела к нам вчера         

(дети бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)

Полосатая пчела,    

А за нею шмель-шмелёк,

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

загибают по одному пальчику на название каждого насекомого)

Как фонарика-глаза   ( показываем пальцами два круга у глаз)

Пожужжали, полетали 

( бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)

От усталости упали.             ( Приседают на ковер.)

V Развитие мелкой моторики.

Игра «Маленькие слова «под» - «на» -«в»- «над»

(детям раздаются трафареты «бабочка», пластилиновые шарики).

- Ребята, а вы не забыли, для чего мы пришли на лесную полянку?

- Мы пришли на лесную полянку, чтобы найти гусеницу.

- Может быть она под листом? - Под листом нет гусеницы.

- Может быть она на цветке? - На цветке нет гусеницы.

- В норке? - В норке нет гусеницы.

- Над травой? - Над травой нет гусеницы.

- Ребята, какие короткие слова мы с вами использовали, когда искали гусеницу?

- В, над, под, на. Это короткие слова  - предлоги.

- Ребята, посмотрите, на листочке висит непонятный предмет. Это куколка. Когда гусеница заворачивается в листочек, она обматывает себя липкой паутинкой и образует куколку. А внутри она превращается в бабочку.

- Посмотрите, в какую бабочку превратилась наша гусеница.

- Ребята, помогите куколкам превратиться в бабочек, прилепите пластилиновые шарики на трафарет, и у вас получится бабочка.

- Какие бабочки у вас получились?

- Красивые, пестрые, разноцветные, большие.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

VI Рефлексия.

- Куда мы сегодня совершили путешествие?

- Мы совершили путешествие на лесную полянку.

- В кого превратилась гусеница?

- Гусеница превратилась в бабочку.

- Как нужно себя вести, когда ты приходишь на к лесную поляну?

- Нельзя сорить, шуметь. Нельзя рвать цветы, обижать насекомых.

- Попрощайтесь с насекомыми. Я буду показывать  насекомое, а вы по очереди скажите до свиданья.

- До свиданья – муравьи. До свиданья  – бабочки – комары-  пчёлы –жуки – кузнечики- мухи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия тема "Насекомые" старшая группа

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете....

Конспект занятия по теме: «Насекомые» (старшая группа)

Цели: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкц...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному и художественному развитию Тема: «Насекомые» (старшая группа ЗПР)

Уточнить представления о насекомых и их характерных признаках. Формировать представления о развитии насекомых и о зависимости их окраски от места обитанияРазвивать воображение...

Конспект занятия по теме: «Насекомые» (старшая группа).

Конспект занятия  по теме: «Насекомые»  (старшая группа)....

Конспект занятия по теме: «Насекомые» (старшая группа)

Цели: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкц...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ НА ТЕМУ "НАСЕКОМЫЕ" (СТАРШАЯ ГРУППА)

Конспект занятия  по теме: «Насекомые»  (старшая группа)Цели: Выявить у детей умение планировать свою работу, правильно создавать образ насекомого, передавать их строение, величи...