Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному и художественному развитию Тема: «Насекомые» (старшая группа ЗПР)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Уточнить представления о насекомых и их характерных признаках. Формировать представления о развитии насекомых и о зависимости их окраски от места обитания

Развивать воображение, умение формулировать свои ответы, обогащать словарь детей по теме «Насекомые». Способствовать развитию памяти, внимания, словесно-логического мышления, эмоциональной отзывчивости;

Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе, улучшить общую моторику и координацию движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon babochka_zanyatie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 933»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному и художественному развитию

Тема:  «Насекомые»

(старшая группа ЗПР)

Майборода Екатерина Анатольевна, учитель-дефектолог,

Ткачук Елена Викторовна, воспитатель, старшая группа №4,

ГБОУ «Школа» №933  

ДО по адресу: Булатниковский пр-д,14А.

Москва, 2017г

Комбинированное занятие по закреплению, обобщению и систематизации знаний о насекомых.

Программное содержание:

Цель: закрепление у детей знаний о насекомых.

Задачи:

  • способствовать систематизации и обобщению знаний о насекомых.
  • формировать умение правильно употреблять существительные единственного числа в форме предложного падежа с предлогом о, в форме родительного падежа без предлогов.
  • упражнять детей в подборе  глаголов.
  • совершенствовать правильное речевое дыхание
  • формировать умение образовывать существительные во множественном числе от существительных в единственном числе
  • развивать внимание, зрительное восприятие, мышление, память.
  • продолжать знакомить детей с новым способом передачи изображения – предметной монотипией при рисовании бабочки; развивать фантазию и воображение.
  • расширять знания детей об окружающем мире.
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
  • воспитывать самостоятельность при выполнении данной работы; приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками в процессе рисования бабочки в технике монотипия.
  • развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
  • развивать умение слушать и понимать объяснения воспитателя.

Оборудование:

технические средства:

  • ноутбук

демонстрационный материал:

  • предметные картинки с изображением насекомых (одного и нескольких)
  • «зашумлённые картинки» с изображением трёх различных насекомых
  • шаблон рисования бабочки
  • слайды с изображением бабочек и других насекомых
  • слайды к сказке о гусенице
  • магнитная доска
  • мольберт

раздаточный материал:

  • бабочки на нитках (для дыхательной гимнастики)
  • подносы
  • листы дерева, вырезанные из зелёной бумаги
  •  альбомные листы бумаги для акварели
  • акварельные краски
  •  кисти
  • баночки с водой

Предшествующая работа:

  • просмотр презентации о насекомых.
  • изучение моделей насекомых.
  • рассматривание энциклопедии «Насекомые» и беседы с детьми.
  • чтение произведений, где героями являются насекомые.
  • рисование жука в технике монотипия.

Индивидуальная работа:

  • индивидуальные занятия с учителем-дефектологом
  • выполнение заданий во время коррекционного часа  

                         Ход занятия.

1. Дефектолог читает стихотворение( на ноутбуке соответствующие слайды).  

 Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –  

Так многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда – то меж корней большой сосны.

На толстый сук уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок,

И собирает мёд пчела,

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

2. Дефектолог (показывает на картинки с насекомыми): « Кто это?» (Дети:  «Насекомые»)

Дефектолог:«О каких насекомых говорится в стихотворении?» (Дети: «О муравье, о жуке, о мотыльке, о пчеле»)  

Дефектолог: «Что насекомые умеют делать? Назовите слова – действия». (Дети: « Летать, ползать, прыгать ,пить, собирать,…»)  

3. Дефектолог: «Насекомые сидели на поляне, а потом кто то из них уполз или улетел. Давайте поиграем в игру «Кого нет?» (дети закрывают глаза, дефектолог в это время убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют какого насекомого нет, правильно употребляя форму Родительного падежа существительных в единственном числе.)

4. Дефектолог: «Посмотрите, ребята, сколько насекомых на клумбе. Назовите одно насекомое и несколько таких насекомых»                                                                            

        Дефектолог                                 Дети

        Жук                                                жуки

        Бабочка                                        бабочки

        Муха                                                мухи

        Пчела                                        пчёлы

        Гусеница                                        гусеницы

        Кузнечик                                        кузнечики

        Комар                                        комары

        Стрекоза                                        стрекозы

        Муравей                                        муравьи

5. Дефектолог: «На нашей клумбе сидят много насекомых. Узнайте насекомых по контуру, расскажите, кто сидит на клумбе» (дефектолог показывает детям зашумлённые картинки). Дети: «1.Бабочка и жук. 2. Бабочка, муравей, кузнечик. 3. Бабочка, кузнечик, стрекоза, жук, муравей».

6. Дефектолог: Ребята, посмотрите, у вас на столах стоят подносы, а на низ зелёные листочки. Давайте заглянем под листочек. Какое насекомое спряталось под листочком?(бабочка). Бабочка испугалась и улетела. Возьмите за ниточку и подуйте на бабочку. Сделаем глубокий вдох и долгий выдох.» (дефектолог даёт образец выполнения  задания)

7.Дети сидят на ковре.                                                                                  Воспитатель: «Дети, сегодня , придя на работу утром, я обнаружила шкатулку, и мне стало интересно, что в ней лежит? Давайте откроем шкатулку и посмотрим, что лежит внутри».

Воспитатель открывает шкатулку и достаёт письмо от лесной Феи.

Воспитатель: «Дети Лесная Фея просит вас помочь ей отгадать загадку. Слушайте:

Стал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел… (бабочка)

Дети: «Бабочка!»

Воспитатель: «Правильно! А сейчас, послушайте сказку о гусенице. (Текст сопровождается показом слайдов на ноутбуке)

Жила-была гусеница. Все над ней смеялись, такая она была некрасивая. Однажды гусеница решила спрятаться в кокон, чтобы её никто не видел.

Пока она спала, прошла зима и наступила долгожданная весна.

Проснулась гусеница, высунула наружу усики, чтобы посмотреть, нет ли там никого, кто бы мог над ней посмеяться. Никого не оказалось. Тогда она вылезла целиком из своего кокона.

Гусеница чувствовала, что на спинке ей что-то мешает. Она встряхнулась и вдруг … полетела. Пролетая над прудом, она посмотрелась в него, как в зеркало и увидела прекрасную … бабочку. Да, бабочку с огромными яркими крыльями.

«Кто эта красавица?» - подумала она, - «Ой, так ведь это же я! Я – БАБОЧКА!» Она летела над лугом и все, кто видел её, восхищались: «Какая красивая бабочка!»

Вот такая история произошла с гусеницей. А сейчас давайте сделаем физкультминутку:

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре улетела. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

7. Дети проходят за столы.                                                                                          Воспитатель: «Дети, сейчас мы попробуем нарисовать  красивую бабочку необычным способом (монотипия). Перед вами лежат листы бумаги. Они сложены пополам. Рисовать будем на одной стороне. Обратите внимание на узор на крыльях бабочки: он одинаковый на левом крылышке и на правом крылышке. Это называется симметрия. Как правило, верхние крылышки у бабочек больше, чем нижние. Узоры на крылышках могут быть самыми разнообразными. Недаром бабочек считают похожими на цветы:

Увидев на клумбе

Прекрасный цветок,

Сорвать я его захотел.

Но стоило тронуть рукой стебелёк,

И сразу цветок … улетел. (В.Лунин «Бабочка»)

 Дети, когда вы будете рисовать узор, набирайте краску погуще. Постарайтесь рисовать побыстрее, чтобы краска не успела просохнуть. Когда рисование закончено, нужно перегнуть листок по линии сгиба и плотно прижать обе половинки. Но не разглаживать их! Теперь осторожно раскроем листок. Что получилось? Половинка бабочки отпечаталась на чистой части листа – у вас получилась целая бабочка. В этом и заключается приём монотипии. Теперь можно кистью подправить нечётко отпечатавшиеся части рисунка. Бабочка готова! (Во время объяснения воспитатель рисует на листе, прикреплённым к мольберту.)»

Воспитатель: «Прежде чем приступить к работе, давайте разомнём пальчики и сделаем гимнастику:

Ах, красавица какая –

Это бабочка большая.

Над цветами полетала-

И внезапно вдруг пропала!»

(Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы. Махи кистями рук, изображая крылышки бабочек. Упражнение повторить 2 раза.)

8. Самостоятельная работа детей.

(Дети выполняют рисунок под негромкую музыку, так как музыка расслабляет и помогает развивать творческие способности детей.)

9. Анализ детских работ.

Воспитатель: «Какие замечательные бабочки у вас получились, не похожие друг на друга. Ваши рисунки мы отправим в подарок Фее. Я думаю, она очень обрадуется!»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному и художественно – эстетическому развитию (аппликация) во второй младшей группе «Флаг – символ Олимпиады»

Совместная образовательная деятельность с детьми второй младшей группы была проведена 7 февраля 2014 года и приурочена к открытию Олимпиады в городе Сочи....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация» по развитию речи в старшей группе на тему : «Лето красное пришло!»

     Конспект непосредственно-образовательной деятельности в    области «Коммуникация» по развитию речи в старшей группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному и художественно-эстетическому развитию по теме «Птицы прилетели» Подготовительная группа

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному и художественно-эстетическому развитиюпо теме «Птицы прилетели»Подготовительная группа...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с элементами развития речи в старшей группе по теме: «Путешествие в прошлое планеты Земля».

·        познакомить детей с понятием «вулканолог», «палеонтолог»;·        сформировать представление у детей о природном явлении ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познавательному и физическому развитию) На тему: «Путешествие по России» для детей старшей группы

Задачи:  Формировать представления детей о России;совершенствовать навык сохранения равновесия на уменьшеннойи неустойчивой площади опоры;развивать фантазию детей;воспитывать уверенность в своих ...