Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с элементами развития речи в старшей группе по теме: «Путешествие в прошлое планеты Земля».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

·        познакомить детей с понятием «вулканолог», «палеонтолог»;

·        сформировать представление у детей о природном явлении – извержении вулкана;

·         формировать умение правильного обращения с химическими веществами

·         упражнять детей в чтении схем-моделей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_zemli.docx618.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с элементами развития речи

 в старшей группе по теме: «Путешествие в прошлое планеты Земля».

Цели:

Создать условия для экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возрастаю

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с понятием «вулканолог», «палеонтолог»;
  • сформировать представление у детей о природном явлении – извержении вулкана;
  •  формировать умение правильного обращения с химическими веществами
  •  упражнять детей в чтении схем-моделей.

 Развивающие:

  • стимулировать желание детей экспериментировать;
  • в процессе экспериментирования развивать мышление, внимание, наблюдательность;
  • развивать умение слушать;
  •  отвечать на вопросы воспитателя, полным ответом.

Воспитательные:

  • Способствовать сплочению детского коллектива;

Активизировать словарь: вулкан, лава, кратер, жерло, вулканолог, палеонтолог, сородичи.

Материалы и оборудование: ледяные шары с игрушечными динозаврами внутри, теплая и холодная вода, тазик, соль; макет вулкана, смесь для извержения вулкана: пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, сок лимона или (лимонная кислота), поднос под вулкан.

Виды детской деятельности:

1.        Коммуникативная деятельность.

2.        Игровая деятельность.

3.        Познавательная деятельность.

4.        Продуктивная деятельность.

Технологии, используемые педагогом в мероприятии

1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

• педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

• опора на субъектный опыт ребенка.

2. Игровые технологии:

• игровые задания и упражнения.

3. Технологии поисковой деятельности:

• создание проблемной ситуации;

• детское экспериментирование.

4. Здоровьесберегающие технологии:

• физикультминутка;

• игровое упражнение на равновесие.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.

Беседы о вулканах,

Заучивание стихотворений, разгадывание загадок о вулканах.

Просмотр презентаций о «Вулканах и гейзерах».

Просмотр презентаций для детей «Динозавры?»

План

Организационный момент

1. Знакомство с Диной.

Основная часть

2.1. Создание проблемной ситуации «Как помочь Дино?»

2.2. Путешествие в прошлое планеты Земля.

2.3. Здоровьесберегающее упражнение «Тропинка с препятствиями» на равновесие.

2.4. Физкультминутка «Вулкан»

2.5. Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»

2.6.Детское экспериментирование опыт «В чем быстрей растает» Заключительная часть

3.1. Рефлексия.

Ход НОД

Приветствие

Упражнение «Здравствуй!»

      Ход. Воспитатель предлагает детям встать в круг и произносит утреннее приветствие.

Здравствуй, правая рука!

Здравствуй, левая рука!

Здравствуй, с права друг!

Здравствуй, с лева друг!

Здравствуй, здравствуй, дружный круг!

Воспитатель: - Ребята, сегодня почтальон принес нам посылку. Вы хотите посмотреть что там?

Ответ детей: ДА

В: Ну а как же нам ее открыть?

Варианты ответов детей:

В: Ой, а тут записка. Чтоб коробку вам открыть, нужно отгадать загадку.

Отгадаем?

Загадка:

Гигантские монстры,

По лесу гуляли,

Верхушки деревьев,

Головою цепляли.

(динозавры).

Коробка открывается.

 «Дино»: Здравствуйте ребята! Наконец меня освободили из этой коробки. Я много лет ждал этого.

Восп: А как же ты сюда попал?

Дино: Очень давно, когда еще не было людей на планете, я жил вместе со своими сородичами (Динозаврами) у большой горы. На Земле был теплый климат, росли большие красивые растения, которыми мы могли питаться. Но вдруг земля задрожала, из нашей горы поднялось очень темное облако. Оно закрыло солнце. Сильная жара сменялась холодными ледниковыми периодами.  Земля стала покрываться снегом и льдом нам нечем стало питаться. И мы отправиться искать укрытия от холода. Было очень темно, и мы не видели куда идти. Мы шли друг за другом, чтоб не потеряться. Я поскользнулся, покатился вниз и оказался вот в этой коробке. Ребята, помогите мне. Я хочу найти своих сородичей и узнать, что же произошло.

В: Ребята, поможем Дино?

Дети: Да

Дино: Но для этого нам с вами надо отправиться в прошлое. Вы готовы? Не испугаетесь?

Основная часть:

В: Отправляемся  в путь? Как вы думаете, на чем  можно отправиться в прошлое?

Ответы детей

В: нам поможет машина времени. Встаем в круг берем друг друга за руки закрываем глаза и считаем до 5. А теперь можно открыть глаза. –Посмотрите, мы с вами попали в мир прошлого нашей земли.

Здоровьесберегающее упражнение «Тропинка с препятствиями» на равновесие.

В: Ребята, а что это за тропинка? Давайте посмотрим, куда она нас с вами приведет? (тропинка с препятствиями). А что это перед нами?

Дино: Это же, та самая гора у которой я жил.

В: На что это похоже?

Ответ детей.

В: Правильно, на вулкан. А почему вы так решили?

Ответ детей.  Ребята, перед нами макет вулкана. На какую геометрическую фигуру он похож? (конус). А что находиться на самой вершине вулкана?

Ответ детей (кратер).

Дино: А что такое кратер?

Дети: Кратер-это отверстие в вершине вулкана через которое извергается лава.

Дино: А что такое лава?

Дети: Лава- огненная жидкость, выходящая из вулкана.

В: А вы знаете как называют людей, которые исследуют вулкан?

Вулканолаги – специалист, изучающий вулканы.

В: Ребята, давайте с вами сами попробуем сделать извержение вулкана! И покажем Дино как работает вулкан.

В: Но для этого нам нужна вернуться обратно в группу.  Где у нас оборудована минилаборатория.

Возвращаемся по той же  тропинке к машине времени.

В: Вот мы и в нашей группе, но перед тем как зайти в нашу лабораторию я бы хотела напомнить правила безопасности.

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

• вставать с места.

• трогать оборудование и приборы.

• засовывать что-либо в нос, рот, уши.

В: Также в лаборатории нужно работать в специальной одежде. Так что нам с вами необходимо одеть фартук, бахилы, шапочки, нарукавники.

 Но перед тем как нам приступить к работе нам нужно размяться.

Физкультминутка: «Вулкан»

Вулканы начали «Вулканить» (дети присели на корточки)

Из жерла лаву извергать (встают, деля взмахи левой и правой рукой)

По склону лава потекла ( волна рукой)

И землю сильно обожгла (наклоны туловища влево-вправо)

Спустя века закашлял злой

Вулкан и пеплом и золой (прыжки на месте)

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! (шаги на месте, хлопки руками)

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать- (вращение головой)

Огонь в нем начал угасать

Последний раз огнем дыхнул (дети приседают и закрывают голову руками)

И на 10-ть лет опять уснул.

Одевают спецодежду.

В: Я вижу, что мы готовы

Опыт с вулканом

- Я предлагаю вам поработать вулканологами и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится? (Ответы).

(Дети садятся за стол, воспитатель показывает эксперимент.)

В предварительно подготовленный вулкан воспитатель кладет чайную ложку соды, моющего средства, добавляет красную гуашь, сок лимона (лимонную кислоту).

После показа воспитателя, дети самостоятельно выполняют экспериментальную деятельность.

(Наблюдение извержение вулкана, обсуждение.)

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Из горы идет дымок,

Летят камни, серый смог.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Камни, пепел полетели,

Небо видно еле-еле.

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

F:\Открытое занятие Н.С. Державина 25.01.17\20170125_092553.jpg

F:\Открытое занятие Н.С. Державина 25.01.17\20170125_092922.jpg

В: Ребята, так почему же после извержения вулкана стало на земле холодно и темно?

Ответ детей.

В: Дино, теперь ты понял почему стало холодно на земле?

Дино: Да. Ну вот где же мои сородичи?

В: Я думаю, чтоб отыскать твоих друзей нам бы помогли палеонтологи-люди изучающие вымершие организмы, жившие в геологическом прошлом.

В: Ой ребята посмотрите, что это за корзина? Давайте посмотрим, что там.

Опыт «В чем быстрей растает лед?»

      Цель: создание атмосферы загадочности и любознательности.

Воспитатель: предлагает детям ледяные яйца с корзинкой и проговаривает, что яйца не простые, а ледяные.

В: Ребята, давайте потрогаем эти яйца в корзине, какие они на ощупь?

Ответ детей: (холодные)

F:\Открытое занятие Н.С. Державина 25.01.17\20170125_093229.jpg

В: Как вы думаете, почему они холодные?

Ответ детей (они изо льда)

В: Правильно, они изо льда, а лед — что это?

Ответ детей (замершая вода)

В: Как можно растопить лед?

Дети: Можно посыпать солью.

Дети: Можно поставить в тепло, а можно поставить в воду?

В: В какую воду можно поставить яйца, чтобы они быстрее растаяли?

Ответ детей

Дети с педагогом кладут яйца в тазик с теплой водой.

F:\Открытое занятие Н.С. Державина 25.01.17\20170125_093341.jpg

В: Дино, ребята помогли тебе?

Дино: Да, большое спасибо! Вы очень хорошие, добрые, умные и храбрые ребята. Вот только нам теперь негде жить с моими друзьями.

В: Ребята, а давайте поселим Дино с друзьями у нас в группе у нашего вулкана. –Дино, ты согласен?

Дино: Да.

Окончания занятия

Упражнение «До свидания!»

До свидания, правая рука!

До свидания, левая рука!

До свидания, с права друг!

До свидания, с лева друг!

До свидания, до свидания, дружный круг!

Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия? (Ответы.)

- Спасибо всем за работу!

Вы у меня очень способные и замечательные!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме «Путешествие в сказку»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме «Путешествие в сказку»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «Путешествие в прошлое телефона»

Цель:Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к совместной творческой деятельности на основе использования информации, полученной на занятии. Задачи:1. Познакомить...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей  группе на тему: «Путешествие по сказке»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Путешествие в прошлое часов»

Познакомить детей с историей часов.Формировать умение  изготавливать простейшие виды часов.Воспитывать интерес к познанию нового....