Главные вкладки

    Конспект занятия тема "Насекомые" старшая группа
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

     

    • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkryt.zanyat.nasekomye.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия  по теме: «Насекомые»  (старшая группа)

    Цели:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

    • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

    • Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.

    РАЗВИВАЮЩИЕ:

    • Развивать зрительную и слуховую память.
    • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
    • Развивать связную речь.
    • Развивать образность речи.
    •  Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
    • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
    • Развивать общую моторику, координацию.
    • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

    Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая  игрушка –   гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

    Ход занятия:

    1.Кинесиологическое упражнение  « Перекрестные шаги»

    Воспитатель:

    - Сегодня мы с вами отправимся  в гости к маленьким жителям  лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

    «Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

            Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

             Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

    2.Организационный момент.

    Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо.  Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

    Воспитатель:

    - Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает  письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук  заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

    3.Введение в тему.

    Воспитатель:

    - Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель  читает текст:

    Однажды над насекомыми

    Пронёсся злой паук

    На полянке разноцветной

    Он всех заколдовал.

    Чтоб бабочки порхали,

    Трудился        муравей.
    И осы чтоб жужжали,

    Ты помоги скорей.

    Возьми с собой ты знанья,

    И доброту возьми,

    И этим шестиногим

    Малышкам  помоги!

    Воспитатель:

    - А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми:

    - Закройте все глаза и повторяйте за мной:

    -  Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы  с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь.  А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

    4.Загадки. Беседа по теме.

    Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

    • У нее четыре крыла,

    Тело тонкое, словно стрела.

    И большие, большие глаза,

    Называют ее…(стрекоза).

    Воспитатель:

    - Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

    • Сок цветов душистых пьет,

     Дарит нам и воск, и мед.

     Людям всем она мила

     А зовут ее... (пчела).

    Воспитатель:

    - Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

    • Он работник настоящий

    Очень, очень работящий.

    Под сосной в лесу густом

    Из хвоинок строит дом. ( муравей).

    Воспитатель:

    - Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

    • Она ярка, красива,

     Изящна, легкокрыла.

     Сама похожа на цветок

      И любит пить цветочный сок. (бабочка).

    Воспитатель:

    - Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?

    • Всех жучков она милей,

    Спинка алая на ней.

    А на ней кружочки

    Черненькие точки. ( Божья коровка).

    Воспитатель:

    - А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

    - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

    -  Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

    -  А паук – это насекомое?

    -  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

    - Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

    - Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)

    - Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

    - Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

    -  Молодцы все загадки отгадали, и  мы  спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

    5.Физминутка «Сороконожка»

    1. Шла сороконожка

     ( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

       По сухой дорожке.

    2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

      ( дети останавливаются и приседают.)

     - Ой, промокнут сорок лап!

    3. Насморк мне не нужен

      (  дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

        Обойду я лужи!

    4. Грязи в дом не принесу

      (  дети останавливаются, трясут одной ногой),

        Каждой лапкой потрясу!

       (  трясут другой ногой).

    5. И потопаю потом

      (  дети топают ногами)

    - Ой, какой от лапок гром!

    Воспитатель:

    - Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

    Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.

    6. Игра  «4 лишний». Составление предложений  с союзом «потому что».

    Воспитатель:

    - Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

    • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
    • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
    • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
    • Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.     

    Воспитатель:

    - Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

    7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

    Воспитатель:

    - Посмотрите,  какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их  по группам. Катя, разложи бабочек.  Воспитатель:

    - Катя, по какому признаку  ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:  

    -Я  разложила бабочек по форме. Воспитатель:

    - А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому  признаку разложила бабочек? Ребенок:

    - Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:

    - А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:

    - По размеру. Воспитатель:

    - Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:

    - Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:

    - Продолжим  путешествие. (Дети садятся на стульчики)

    8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

    Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

    - Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:

    -Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

    - Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:

    - Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:

    - Кто появляется из яйца? Ответы детей:

    - Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:

    - Что делает гусеница? Ответы детей:

    - Она питается листьями и растет. Воспитатель:

    - В кого она превращается? Ответы детей:

    - Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:

    - Кто выходит из куколки? Ответы детей:

    - Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут,  бабочка начинает летать. Воспитатель:

    - Предлагаю вам рассказать, как гусеница  превращается в  бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по  картинкам.  

    9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

    Этот странный дом без окон              (медленно поворачиваются вокруг себя)

    У людей зовётся «кокон».

    Свив на ветке этот дом,                         (вращают руками)

    Дремлет гусеница в нём.         (ладошки под правой щекой)

    Спит без просыпа всю зиму.         (ладошки под левой щекой)        

    Но зима проходит мимо -             (взмахи руками вверх)

    Март, апрель, капель, весна…       (хлопки руками на каждое слово)

    Просыпайся, соня – сонюшка!       (потягиваются)

    Под весенним ярким солнышком  (рисуют руками солнышко)

    Гусенице не до сна.                         (грозят пальцем)        

    Стала бабочкой она!                        (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

    10. Рассказы детей по цепочке:

    • Бабочка отложила яички на цветке.
    • Потом появилась   гусеница.        
    • Гусеница питалась листьями и росла.        
    • Потом гусеница превратилась в куколку.          
    •  Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

    11. Итог занятия.

     Воспитатель: Вот и подошло наше  путешествие  к концу, какие вы все  молодцы,  что помогли насекомым.  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

    (Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

    Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

    -  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

    - Вам понравилось быть насекомыми?

    - А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

    - Какая игра вам больше всего понравилась?

    - Вы все сегодня были молодцы!

    12. Релаксация. «Порхание бабочки»

    Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте  отдохнем.

     Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.

    Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план - конспект занятия (старшая группа) на тему : Интегрированное занятие "Наши хорошие поступки"

    Во время интегрированного занятия формируются эмоциональная отзывчивость, социальные представления, актуализируются знания детей о сказке "Заюшкина избушка". Дети берут на себя роли и действуют до кон...

    План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"

    Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...

    План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

    В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

    Конспект интегрированного занятия в ДОУ " Здравствуй Зимушка -зима" план-конспект занятия (младшая группа)

    Конспект интегрированного занятия в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года ) . Тема: «Ох, ты Зимушка-зима».Воспитатель : Храпова Наталья Юрьевна...

    Комплексное занятие по развитию речи с элементами бумажной пластики (старший дошкольный возраст). план-конспект занятия (средняя группа)

    Комплексное занятие по развитию речи с элементами бумажной пластики (старший дошкольный возраст). «Сказочное путешествие».Цель: 1. расширить глагольный словарь;  2. закрепит...