ПРАКТИКУМ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш] (подготовительная группа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 37.39 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш] (подготовительная группа).
Цели:
- Учить различать звуки [с] - [ш] на слух и в произношении.
- Закреплять умение различать звуки [с] - [ш] в слогах, словах, фразах.
- Учить определять позицию звука в слове.
- Закрепить навыки словообразования.
- Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Оборудование:
- Картинки, в названии которых слышатся звуки [с] - [ш]: мешок, катушка, лиса, сова, шляпа, аист.
- Мячик.
Лексический материал:
- Слова, в названии которых слышатся звуки [с] - [ш]; слоги, в названии которых слышатся звуки [с] - [ш].
- Чистоговорки.
- Слова – паронимы.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Отгадайте загадки.
Отгадывание загадок.
Когда апрель берет свое
И ручейки бегут, звенят
Я прыгаю через нее,
А она через меня
- Скакалка.
- Правильно, это скакалка. Назовите первый звук в отгадке.
- Звук [с].
Сижу верхом
Не ведая на ком.
- Шапка.
- Правильно, шапка. Назовите первый звук в слове - отгадке.
- Звук [ш].
У него большие уши,
Длинный хобот носит он.
Хоть силен, но добродушен,
Потому что это …..
- Слон.
Правильно, слон. А какой первый звук в этом слове.
- Звук [с].
Твой хвостик я в руке держу,
Ты полетишь – я побегу.
- Шарик, шар.
- Правильно, шар. А какой первый звук вы слышите в этом слове.
- Звук [ш].
- Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки.
Сообщение темы занятия.
- Какие звуки вы выделяли в своих словах отгадках?
- Звук [с] и звук [ш].
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] - [ш] на слух и учиться правильно их произносить.
- Актуализация имеющихся знаний у детей.
- Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]?
- Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.
- А при произнесении звука [ш]?
- Губы вытягиваются вперед в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» а небу.
- Что мы можем сказать про эти звуки?
- Они согласные, глухие, твердые.
- Правильно, звуки [с] - [ш] – согласные, так как их нельзя пропеть, воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Когда мы произносим звуки [с] и [ш] наш голосок не включается, горлышко отдыхает.
- Дидактическая игра «Поймай звук».
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду говорить вам слоги, а вы, когда услышите звук [с] один раз хлопните в ладоши, а когда услышите звук [ш] – два раза хлопните в ладоши.
ША, СА, СО, ШО, АШ, АС.
- А теперь давайте также поиграем, только со словами.
ВИШНЯ, ЛЯГУШКА, САЛЮТ, ОСА, ОВЕС, ШУБА.
- Дидактическая игра «Скажи наоборот».
- Ребята, я буду называть слоги, а вы будете мне их называть наоборот. Я подарю вам слог со звуком [с], а тот кто получит мяч, должен вернуть мне его со звуком [ш].
СА – ША СО – ШО АС – АШ ОС – ОШ
СА–СА–ША – ША–ША–СА
ША-ША-СА – СА-СА-ША
- «Речевая зарядка». Повтори как слышишь.
СА-ША-СА ШО-СО-ШО УС-УШ-УС АШ-ОС-УШ
ША-ША-ША – мама моет малыша.
ШУ-ШУ-ШУ – я письмо тебе пишу.
СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – у Вовы Колесо.
- Пальчиковая гимнастика.
- Вы наверное устали. Давайте с вами поиграем. Игра называется «Две сороконожки».
Две сороконожки
Бежали по дорожке
Бежали, бежали
Друг друга повстречали
Так друг друга обнимали,
Что мы еле их разняли.
- Дидактическое упражнение «Измени слово».
- А сейчас мы с вами поиграем в волшебников. Одни слова будем превращать в другие. Я буду называть слова, а вы звук [с] замените на звук [ш] и у нас получатся новые слова. Давайте попробуем.
Сутки – шутки каска – кашка
Марс – марш миска – мишка
Басня – башня маска – Машка
9. Отработка лексико – грамматических категорий (словообразование) – образование существительных, обозначающих людей по их занятиям.
- Ребята, назовите профессию человека, который…
Играет в шахматы –
Играет в футбол –
Играет на пианино –
Играет в баскетбол –
Играет в хоккей –
- Физкультминутка.
- Вы наверное устали? Давайте с вами поиграем.
Мы по лесу шли – шли,
Только шишку нашли.
Дети дальше побежали
И лягушку повстречали.
Лягушка – попрыгушка –
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки
Комары да мушки.
- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Я буду называть вам слова, а вы должны сказать это слово ласково, чтобы в нем появился звук [ш].
Петух – петушок
Хлеб –
Ладонь –
Гнездо –
Окно –
Солнце –
Черепаха –
Травка –
- Дидактическое упражнение «Отгадай слово».
- Ребята, вчера вечером, к нам в кабинет забрался «звукоешка» и съел первый звук в словах. Давайте все исправим. В начало слова нужно вставить либо звук [с], либо звук [ш].
…амолет …ляпа
…анки …апог
…уба …апка
…обака …алаш
…ина …амокат
- Дидактическая игра «Подари картинки»
- Ребята, Ш и С друзья подарили картинки, но они не знают как поделить их между собой. Поможем им? Ребенок называет картинку и кладет ее к звуку С или Ш.
15. Итог занятия.
- Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии? Какие звуки были в гостях? Как работает язычок на звук С, на звук Ш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с речевой патологией
Статья для работников дошкольных учреждений: воспитателей, логопедов, психологов. В статье излагаются некоторые аспекты коррекционно-логопедической работы, связанные с формированием фонематических пре...
Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей 5-6 лет на тему: "Звук и буква С"
Занятие 22. Звук и буква СЦели занятия:Коррекционно-образовательные:— познакомить детей со звуком и буквой С;— научить характеризовать его по акустическим и ар...
Сообщение из опыта работы учителя-логопеда МДОУ ЦРР детский сад №1"Колосок" Коротаевой С.В. по теме: "Коррекция фонетико-фонематических недостатков речи у детей подготовительной логопедической группы" для районного методического объединения логопедов МДОУ
Рекомендовано для учителей- логопедов дошкольных учреждений....
конспект подгруппового занятия логопеда по формированию фонетико-фонематических предствалений. тема "цветы"
Конспект подгруппового занятия в средне группе для детей с ОНР. Тема «Цветы»Цель: формирование фонетико-фонематических представленийЗадачи:совершенствовать умение вслушиваться в речь, пони...
Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Презентация для родителей, где им предлагаются такие понятия, как "фонетика", "фонема", "фонематический слух". "фонематическое восприятие". В презентации ...