ПРАКТИКУМ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Пивина Ирина Сергеевна

Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш] (подготовительная группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш] (подготовительная группа).

Цели:

  1. Учить различать звуки [с] - [ш] на слух и в произношении.
  2. Закреплять умение различать звуки [с] - [ш] в слогах, словах, фразах.
  3. Учить определять позицию звука в слове.
  4. Закрепить навыки словообразования.
  5. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Оборудование:

  1. Картинки, в названии которых слышатся звуки [с] - [ш]: мешок, катушка, лиса, сова, шляпа, аист.
  2. Мячик.

Лексический материал:

  1. Слова, в названии которых слышатся звуки [с] - [ш]; слоги, в названии которых слышатся звуки [с] - [ш].
  2. Чистоговорки.
  3. Слова – паронимы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Отгадайте загадки.

Отгадывание загадок.

Когда апрель берет свое

И ручейки бегут, звенят

Я прыгаю через нее,

А она через меня

- Скакалка.

- Правильно, это скакалка. Назовите первый звук в отгадке.

- Звук [с].

Сижу верхом

Не ведая на ком.

- Шапка.

- Правильно, шапка. Назовите первый звук в слове - отгадке.

- Звук [ш].

У него большие уши,

Длинный хобот носит он.

Хоть силен, но добродушен,

Потому что это …..

- Слон.

Правильно, слон. А какой первый звук в этом слове.

- Звук [с].

Твой хвостик я в руке держу,

Ты полетишь – я побегу.

- Шарик, шар.

- Правильно, шар. А какой первый звук вы слышите в этом слове.

- Звук [ш].

- Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки.

Сообщение темы занятия.

- Какие звуки вы выделяли в своих словах отгадках?

- Звук [с] и звук [ш].

- Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] - [ш] на слух и учиться правильно их произносить.

  1. Актуализация имеющихся знаний у детей.

- Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]?

- Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

- А при произнесении звука [ш]?

- Губы вытягиваются вперед в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» а небу.

- Что мы можем сказать про эти звуки?

- Они согласные, глухие, твердые.

- Правильно, звуки [с] - [ш] – согласные, так как их нельзя пропеть, воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Когда мы произносим звуки [с] и [ш] наш голосок не включается, горлышко отдыхает.

  1. Дидактическая игра «Поймай звук».

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду говорить вам слоги, а вы, когда услышите звук [с] один раз хлопните в ладоши, а когда услышите звук [ш] – два раза хлопните в ладоши.

ША, СА, СО, ШО, АШ, АС.

- А теперь давайте также поиграем, только со словами.

ВИШНЯ, ЛЯГУШКА, САЛЮТ, ОСА, ОВЕС, ШУБА.

  1. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

- Ребята, я буду  называть слоги, а вы будете мне их называть наоборот. Я подарю вам слог со звуком [с], а тот кто получит мяч, должен вернуть мне его со звуком [ш].

СА – ША             СО – ШО               АС – АШ           ОС – ОШ

СА–СА–ША – ША–ША–СА

ША-ША-СА – СА-СА-ША

  1. «Речевая зарядка». Повтори как слышишь.

СА-ША-СА     ШО-СО-ШО    УС-УШ-УС    АШ-ОС-УШ

ША-ША-ША – мама моет малыша.

ШУ-ШУ-ШУ – я письмо тебе пишу.

СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.

СО-СО-СО – у Вовы Колесо.

  1. Пальчиковая гимнастика.

- Вы наверное устали. Давайте с вами поиграем. Игра называется «Две сороконожки».

Две сороконожки

Бежали по дорожке

Бежали, бежали

Друг друга повстречали

Так друг друга обнимали,

Что мы еле их разняли.

  1. Дидактическое упражнение «Измени слово».

- А сейчас мы с вами поиграем в волшебников. Одни слова будем превращать в другие. Я буду называть слова, а вы звук [с] замените на звук [ш] и у нас получатся новые слова. Давайте попробуем.

Сутки – шутки                              каска – кашка

Марс – марш                                миска – мишка

Басня – башня                              маска – Машка

9. Отработка лексико – грамматических категорий (словообразование) – образование существительных, обозначающих людей по их занятиям.

- Ребята, назовите профессию человека, который…

Играет в шахматы –

Играет в футбол –

Играет на пианино –

Играет в баскетбол –

Играет в хоккей –

  1.  Физкультминутка.

- Вы наверное устали? Давайте с вами поиграем.

Мы по лесу шли – шли,

Только шишку нашли.

Дети дальше побежали

И лягушку повстречали.

Лягушка – попрыгушка –

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки

Комары да мушки.

  1.  Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Я буду называть вам слова, а вы должны сказать это слово ласково, чтобы в нем появился звук [ш].

Петух – петушок

Хлеб –

Ладонь –

Гнездо –

Окно –

Солнце –

Черепаха –

Травка –

  1.  Дидактическое упражнение «Отгадай слово».

- Ребята, вчера вечером, к нам в кабинет забрался «звукоешка» и съел первый звук в словах. Давайте все исправим. В начало слова нужно вставить либо звук [с], либо звук [ш].

…амолет                                         …ляпа

…анки                                             …апог

…уба                                              …апка

…обака                                          …алаш

…ина                                              …амокат

  1.  Дидактическая игра «Подари картинки»

- Ребята,  Ш и С  друзья подарили картинки, но они не знают как поделить их между собой. Поможем им?  Ребенок называет картинку и кладет ее к звуку С или Ш.

15. Итог занятия.

- Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии? Какие звуки были в гостях? Как работает язычок на звук С, на звук Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с речевой патологией

Статья для работников дошкольных учреждений: воспитателей, логопедов, психологов. В статье излагаются некоторые аспекты коррекционно-логопедической работы, связанные с формированием фонематических пре...

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей 5-6 лет на тему: "Звук и буква С"

Занятие 22. Звук и буква СЦели занятия:Коррекционно-образовательные:—   познакомить детей со звуком и буквой С;—   научить характеризовать его по акустиче­ским и ар...

конспект подгруппового занятия логопеда по формированию фонетико-фонематических предствалений. тема "цветы"

Конспект подгруппового занятия в средне группе для детей с ОНР. Тема «Цветы»Цель: формирование фонетико-фонематических представленийЗадачи:совершенствовать умение вслушиваться в речь, пони...

Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Презентация для родителей, где им предлагаются такие понятия,  как "фонетика", "фонема", "фонематический слух". "фонематическое восприятие". В презентации ...