Основные компоненты просодической стороны речи.
учебно-методический материал по логопедии на тему

Терехова Виктория Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat_dlya_mo_2.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области

Основные компоненты просодической стороны речи.

Подготовила учитель-логопед:

Терехова Виктория Александровна

http://festival.1september.ru/articles/616855/img1.gif

Дыхательная гимнастика:

1. Ходьба.

Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развёрнута. Проверить осанку. Обычная ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за осанкой. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Педагог говорит стихи, направляя ими детей на нужные движения:  

                  Мы проверили осанку

                  И свели лопатки.

                  Мы походим на носках,

                  Мы идём на пятках,

                  Мы идём, как все ребята,

                  И как мишка косолапый (стихи Е. Антоновой-Чалой).

2. «Куры».

Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.

Повторить 3-5 раз:

                  Бормочут куры по ночам,

                  Бьют крыльями тах-тах (выдох),

                  Поднимем руки мы к плечам (вдох),

                  Потом опустим – так (Е. Антоновой-Чалой).

3. «Самолёт».

Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.

Повторить 2-4 раза в каждую сторону:

                  Расправил крылья самолёт,

                  Приготовились в полёт.

                  Я направо погляжу:

                  Жу-жу-жу.

                  Я налево погляжу:

                  Жу-жу-жу  (Е. Антоновой-Чалой).

4. «Насос». 

Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох.

Повторять 4-6 раз:

                  Это очень просто –

                  Покачай насос ты.

                  Направо, налёг…

                  Руками скользя,

                  Назад и вперёд

                  Наклоняться нельзя.

                  Это очень просто –

                  Покачай насос ты (Е. Антоновой-Чалой).

5. «Дом маленький, дом большой».

Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька».

Повторить 4-6 раз:

                  У медведя дом большой,

                  А у зайки – маленький.

                  Мишка наш пошёл домой

                  Да и крошка заинька (Е Антоновой-Чалой).

6. «Подуем на плечо».

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

Повторить 2-3 раза:

                  Подуем на плечо,                              

                  Подуем на другое.

                  Нас солнце горячо

                  Пекло дневной порой.

                  Подуем на живот,

                  Как трубка станет рот.

 Ну а теперь на облака

                  И остановимся пока.

                  Потом повторим всё опять:

                  Раз, два и три, четыре, пять (Е. Антоновой-Чалой).

Работа над голосом (интонация, тембр):

  1. «Пришла зима»,
  2. «Пошёл снег»,
  3. «Идёт весна»,
  4. «Пришла весна»,
  5. «Травка зеленеет»,
  6. «Прилетели птицы»,
  7. «Скоро лето»

Произносить фразы так, чтобы ребята поняли, с какой интонацией говорит собеседник: радостно, удивлённо, печально, опаски.

Работа над голосом (темп, дикция, тембр):

***                

Алеша Ульяне сигнал подает,

Ульяна услышит – Алешу найдет.

***

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

***

Ёлка, ёлка, ёлочка, колкая иголочка.

***

Играл Илюшка с Игорьком,

Скатился с горки кувырком.

***

Около Ольги Ольга охала.

***

Укусила кису муха и болит у кисы ухо.

***

Яркие яблочки с ярмарки для Яночки.

Произносить скороговорки сначала в медленном темпе – тихо, ускоряя темп – в среднем тембре, быстро – громко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие просодической стороны речи у детей имеющих дизартрический компонент

Рекомендации и игровые упражнения по развитию просодической стороны речи...

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом на логоритмических занятиях

В работе представлены упражнения на развитие всех компонентов просодики средствами логоритмики...

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом (игровые упражнения).

У детей, имеющих диагноз «дизартрия», наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сил...

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом (игровые упражнения).

Педагоги группы работают с детьми с общим недоразвитием речи, с клиническим проявлением дизартрии. В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речево...

Дыхательная система - один из структурных компонентов просодической стороны речи у дошкольников сТНР

Игровые упражнения для развития речевого дыхания старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи развивают продолжительный, равномерный выдох у воспитанников формируя сильную направленную воздушную с...