Конспект логопедического занятия для детей с тяжелым нарушением речи (ОНР) 6-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Докшина Ольга Андреевна

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия и описания методических приемов, цели и задачи работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Наша родина – Россия» (подготовительная группа)

Коррекционно – образовательные задачи.  Углубление представлений о России. Расширение и уточнение словаря по теме «Наша родина – Россия».  Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью и навыком чтения.  Автоматизация правильного произношения трудных звуков и их дифференциация в пересказе.

Коррекционно – развивающие задачи.  Развитие связной речи, планирующей речи, речевого слуха памяти, общих речевых навыков, координации речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитание чувства гордости за родину, самостоятельности, ответственности. Активности.

Предварительная работа. Рассматривание карты России. Чтение стихов русских поэтов о России. Заучивание стихотворения И.С. Никитина «Русь», работа над общими речевыми навыками на индивидуальных занятиях с логопедом. Слушание гимна России, пьесы Ю.Чичкова «Ромашковая Русь». Разучивание хороводной игры «Береза».

Ход занятия

1. Организационный момент.  Создание положительного эмоционального фона. Автоматизация правильного произношения трудных звуков. Развитие общих речевых навыков.  Сообщение темы занятия.

Логопед приглашает детей в кабинет, предлагает занять место возле стульчиков. На мольберте перед ними – карта России.  В качестве музыкального фона звучит пьеса Ю. Чичкова «Ромашковая Русь».

Логопед;

Сегодня у нас с вами состоится важный разговор.  Мы будем говорить о нашей великой и прекрасной родине – России. Вы видите карту России, слышите пьесу русского композитора Юрия Чичкова «Ромашковая Русь», послушайте

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

По седым морям

Из далеких стран

На поклон к тебе

Корабли идут.

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая.

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

Какой нарисована наша родина в этом произведении? (Россия нарисована необъятной, могучей, великой, красивой). Как называет ее поэт в конце стихотворения? (поэт называет ее матерью). Верно. И мы должны любить свою родину, как каждый человек любит свою маму.

2. Упражнение «Это важное слово».  Углубление представлений о России.  Совершенствование навыка чтения. Развитие памяти.

Логопед  раздает детям карточки со словами, ставит на стол контейнер с магнитными буквами.

Великая и необъятная Россия.  Много в ней городов и сел, рек и озер. Есть в России горы, ее берега омывают разные моря. Прочитайте слова на карточках и объясните. Что они обозначают.

Россия – так называется наша страна.

Москва – это столица нашей родины.

Дон – это одна из рек России.

Енисей – это русская река, которая протекает в Сибири.

Нева – это главная река в Санкт – Петербурге.

Байкал – это самое глубокое озеро в России.

Хорошо. Посмотрите, с какой буквы начинается слово Россия? Возьмите букву и поставьте на доску.

Какая буква вторая по счету в слове Москва? Поставьте ее после буквы Р.

С какой буквы начинается слово Дон? Возьмите и поставьте ее после буквы О.

Какая букава третья в слове Енисей? Возьмите и поставьте ее после буква Д.

Какая буква первая в слове Нева? Поставьте ее после буквы И.

Определите предпоследнюю буквы в слове Байкал и поставьте ее после буквы Н.

Какое слово вы составили? Прочитайте его.

Родина.

3. Чтение логопедом рассказа «Наше Отечество». Развитие речевого слуха.

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

По К.Д. Ушинскому

4. Беседа по прочитанному. Развитие связной речи.  Совершенствование умения пользоваться косвенной речью, словарная работа.

Давайте поговорим о рассказе, который я вам прочитала. Ответьте на мои вопросы.  Следите за произношением всех звуков. Как начинается рассказ? Как называет автор свою Родину? (наше отечество, наша Родина – матушка Россия).  Почему мы зовем Россию отечеством? (Мы зовем Россию отечеством потому, что в ней жили наши отцы и деды). Правильно.  Слово Отечество образовано от слова Отец.  Почему мы ее зовем Родиной? (Родиной мы ее зовем потому, что мы в ней родились). А почему мы называем родину матерью? (Матерью мы называем ее потому, что она кормила нас своим хлебом, поила нас своими водами, учила нас своему языку). Как заканчивается рассказ? (На свете есть много хороших государств, но у человека одна мать, и родина у него тоже одна).

5. Коллективное составление плана пересказа. Развитие памяти, планирующей функции речи.

С чего вы начнете рассказ? (Мы расскажем, как автор называет родину). О чем вы будите рассказывать дальше? (Мы объясним, почему мы называем родину Отечеством). Как вы продолжите рассказ? (Мы объясним, почему мы называем Россию родиной). Что вы расскажите потом? (Потом мы объясним, почему мы называем родину матерью).  Как вы закончите рассказ? (Мы объясним, почему у человека одна родина).

6. Пересказ текста детьми. Развитие связной речи.  Автоматизация правильного произношения и дифференциация звуков в процессе пересказа.

7. Подвижное упражнение «Береза».   Координация речи с движением.

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

Дети идут по кругу, взявшись за руки

Стоишь ты, березонька,

Посредь долинушки.

Останавливаются, поднимают руки, тянуться вверх

На тебе, березонька,

Опускают руки

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Медленно приседают

8. Окончание занятия.  Оценка работы детей. (предложить детям рассказать о том, чем они занимались, а потом оценить работу друг друга на протяжении всего занятия)



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Все работы хороши, выбирай на вкус»

(подготовительная группа)

Коррекционно – образовательные задачи. Расширение представлений о труде взрослых.  Его необходимости и общественной значимости. Систематизация знаний о профессиях. Расширение и активизация знаний по теме «Профессия» (труд, профессия, работа, польза, шофер, водитель, летчик, машинист, капитан, врач, учитель, строитель, повар, инженер, почтальон, швея; интересный, полезный, нужный, трудный, ответственный; работать, делать; трудиться, совершать).  Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в родительном падеже). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что). Обучение декоративному обобщению изображений готовых форм и компоновке их в композицию.

Коррекционно – развивающие задачи. Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного внимания, тонкой и общей моторики, творческой активности.

Воспитательные задачи. Развитие желания выполнять трудные поручения.  Обучение доведения начатого дела до конца. Формирование навыков взаимодействия, сотрудничества, коллективного претворения общего замысла.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями орудий труда, инструментов, технических приспособлений, представителей разных профессий. Пазл «Профессии».

Предварительная работа. Подготовка рассказов с семьей об их профессиях по предложенному плану.

План рассказа

  1. как зовут?
  2. где и кем работает?
  3. чем занимается на работе?
  4. как относиться к работе?
  5. как ты относишься к этой работе?
  6. кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Образец рассказа

Мою маму зовут Ирина Сергеевна Васильева.  Она работает учителем русского языка и литературы в школе.  Мама учит детей говорить и писать грамотно и красиво. Любить русский язык и гордиться им, читать книги и думать о том, что в них написано. Моя мама очень любит свою работу.  В прошлом году она получила звание «Учитель года».   Я горжусь своей мамой. Когда я вырасту.  Я хочу стать врачом и так же любить свою профессию, как ее любит моя мама.

  1. Пальчиковая гимнастика «Повар»

Повар готовил обед,                             приседают, ребром ладоней бьют по полу

А тут отключили свет.                    имитируют выключение света правой рукой

Повар леща берет                                  загибают большие пальцы на обеих руках

И опускает в компот.

Бросает в компот поленья,                                   загибают указательные пальцы

В печку кладет варенье.                                                   загибает средние пальцы

Мешает суп кочережкой,                                         загибают безымянные пальцы

Угли бьет поварешкой.                                                               загибают мизинцы

Сахар сыплет в бульон.                                        изображают как сыплют сахар

И очень доволен он.                                      опускают руки, пожимают плечами

  1. Игра – соревнование «Слоговое лото»

Логопед.

Давайте поиграем в слоговое лото. Я буду показывать картинки с изображениями представителей разных профессий. Вы будите делить название профессий на слоги. (мед-сест-ра, сто-ма-то-лог, биб-ли-о-те-карь, касс-сир, про-да-вец, о-пе-ра-тор, па-рик-ма-хер, у-чи-тель и т.д.)

  1. Упражнение «Веселый круг»
  2. Игра – соревнование «Разноцветные слова»
  3. Игра «В пекарне»
  4. Игра с мячом «Сложные слова»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной-развивающей работы по формированию импрессивной речи в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Импрессивная (от лат. imprtssio - впечатление), или пассивная. речь - восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков.Устная импрессивная речь (ч...

Взаимодействие педагогов и родителей логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Взаимодействие специалистов (учитель - логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО), воспитателей и родителей в условиях логопедической группы для детей с ТНР по направлени...

Представление об организации и работе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (детей, относящихся к категории –ОВЗ)

Представление об организации и работе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (детей, относящихся к категории –ОВЗ)...

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»

Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...

Картотека логопедических игр для детей с тяжелыми нарушениями речи

В картотеке преставлены игры логопеда, которые могут быть использоваными другими педагогами для закрепления звуков и все сторонего развития речи у детей с ТНР...

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

   Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития...

Рабочая программа подготовительной логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовани а Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ, разработанная на основе "Комплексно образвательно...