"В Белой стране"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Поротикова Людмила Васильевна

Конспект ОД в логопедической группе. Автоматизация звуков [Л-ЛЬ]

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_beloy_strane_zanyatie.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: автоматизация и дифференциация звуков Л, ЛЬ в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

-закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

-упражнение в согласовании количественных числительных с существительными и прилагательными в роде, числе и падеже, в образовании приставочных глаголов,  сложных слов;

- развитие связной речи, воображения, памяти, мышления, тонкой моторики; -активизация словарного запаса;

- расширение представлений детей о белом цвете.

Оборудование: белые предметы, листы картона, ткань, силуэты голубей, ленты белого цвета.

Словарь: сложные слова.

                                                  Ход ОД

  1. Орг. момент и постановка цели

- День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас:

В путешествие большое

Мы отправимся сейчас.

-Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по Белой стране. Но пройти туда мы сможем только по белой дорожке, а нашими друзьями во время путешествия будут звуки Л и Ль. Мы получим часть дорожки , если сможем загадать, а наши гости отгадать загадку, в которой употребляются слова белый, белая, белое.

(Белое одеяло землю одевало,

Солнце припекло – одеяло потекло.

Белый камень во рту тает.

Белые горошки на зеленой ножке.

Белый зайчик прыгает по черному полю.

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше

Вот дорос он до небес – и исчез.

По синему морю белые гуси плывут)

 Дети проходят в Белую страну, наступая только на белую дорожку (листы картона, находящиеся на расстоянии друг от друга).

2. Ощущение цвета

- Присаживайтесь к столу. Посмотрите на предметы белого цвета. Нравится вам этот цвет? Каким вам кажется белый цвет – теплым или холодным? Радостным или грустным? Активным или спокойным? Грубым или нежным? Праздничным или повседневным?

- Белый – цвет чистоты, удачи, добра и света. Он очищает, помогает преодолеть трудности, снять напряжение, расслабиться. Он словно очищает дорогу тем, кто любит создавать что-то новое. Занимаясь сегодня с белыми предметами, мы станем немного добрее, сильнее и чище. Закройте глаза. Представьте себя внутри большого белого шара. Белый свет, исходящий от шара, будет помогать вам во время занятия и защитит в течение дня.

3. Звуковой анализ и синтез. Согласование числительных с существительными и прилагательными.

-Сейчас каждый из вас возьмет себе один из белых предметов с подноса.

-в названии этого предмета звук ЛЬ слышится в середине слова (кольцо);

-название этого предмета состоит из одного слога (стол);

-название этого предмета начинается с твердого звука л и состоит из 2-х слогов (ложка);

-в названии этого предмета все согласные звуки мягкие(лебедь);

-в названии этого предмета звук ЛЬ в конце слова (пудель);

-в названии этого предмета 3 слога(салфетка)

Игра «1-2-5»

Один белый лебедь, два белых лебедя, пять белых лебедей. Одно белое кольцо, два белых кольца, пять белых колец.

-Какие белые  предметы остались на подносе?

- На подносе остались белая лента и белый флакон.

Игра «5 действий»

Лента: купить, завязать, развязать, разрезать, помять, подарить…

Флакон: налить, вылить, вымыть, уронить, поднять, открыть, закрыть, поставить…

4. Словообразование

- Отгадайте, пожалуйста, какой новый обитатель Белой страны появится перед вами:

Он воркует у окна,

Хлеб клюет и семена,

А еще умеет точно

Доставлять на место почту.

-Я сейчас буду рассказывать про белого голубя, а вы будете мне помогать, образовывая с помощью приставок новые слова от слова летать. Нам помогать будут вот эти символы (карточки со схематическим изображением приставок)

Сегодня утром белый голубь из окна голубятни …вылетел, через пруд…перелетел, на крышу дома…взлетел. Отдохнул, затем с крыши …слетел, двор …облетел до голубятни…долетел, в голубятню…залетел, назад в окно …вылетел и дальше…полетел.

- У нас много голубей. Давайте на них подуем, чтобы они тоже полетели.  (дети дуют на бумажные силуэты)

5. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Игра с мячом « Назови ласково»

Белый халат – беленький халатик, белое платье – беленькое платьице, белый самолет – беленький самолетик, белая ложка – беленькая ложечка, белая лента – беленькая ленточка, белая линейка – беленькая линеечка, белое одеяло – беленькое одеяльце, белый клубок – беленький клубочек…

6. Развитие памяти, внимания. Определение количества слов в предложении.

-У многих из вас какая-то деталь одежды белого цвета. Водящий должен вспомнить, у кого белая рубашка (белые носки, белые пуговицы, белый бант, белый воротник, белые волосы…)

Анализ предложения  У Сережи белые волосы.

-Как иначе можно сказать о Сереже? (Сережа – беловолосый мальчик)

7. Упражнение в образовании сложных слов.

Со словом белый можно образовать много других сложных слов.

У кошки белые усы. Она…белоусая.

У щенка белые лапы. Он…белолапый.

У девочки белое лицо. Она…белолицая.

У дедушки белая борода. Он…белобородый.

У чайки белые крылья. Она…белокрылая.

У сороки белые бока. Она…белобокая.

У мальчика белая кожа. Он…белокожий.

У березы белый ствол. Она …белоствольная.

У коня белая грива. Он…белогривый.

У котенка белая грудка. Он…белогрудый.

Голубь белый, как снег. Он…белоснежный

8. Придумывание  продолжения сказки.

- А сейчас послушайте мою сказку: В одной далекой белой стране жил белый голубок. Целыми днями он кружил под белыми облаками, клевал зернышки, важно разгуливал среди белых ромашек. Он думал: «Как скучно жить в стране, где все вокруг белое!»

   И вот однажды после дождя выглянуло солнышко, и над рекой появилась радуга. «А не попросить ли мне у радуги понемногу разных красок», - подумал голубок и радостно взлетел в небо…

-Как вы думаете, радуга исполнила его желание? Что могло произойти с Белой страной? Придумайте продолжение.

9. Развитие мелкой моторики. Изготовление игрушки «Голубь».

10. Итог

-Вам понравилось в Белой стране? Что понравилось? Что особенно запомнилось?