Картотека для алаликов
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Данный материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ, у которых в группах компенсирующей направленности имеются дети-алалики. Дети на занятиях становятся более активными и заинтересованными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartotekadlya_alalikov.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ АЛАЛИКОВ ЗАДАНИЕ № 1 ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
ЗАДАНИЕ № 2 РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ
опускается по лесенке (повышение и понижение тона):
| ЗАДАНИЕ № 3 РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ
ЗАДАНИЕ № 4 РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ
ЗАДАНИЕ № 5 РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ
|
ЗАДАНИЕ № 6 ВЫЗЫВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ.
- Ох! Ох! Ох! - Эх! Эх! Эх! ЗАДАНИЕ № 7
ЗАДАНИЕ № 8 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
2. Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки, как птички машут крыльями. | ЗАДАНИЕ № 9 РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
лепёшку, скатывать прутики, сворачивать из них баранки.
потом на левой руке, потом правой руки с левой рукой. ЗАДАНИЕ № 10 РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?» Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:
Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:
Ребёнок отвечает:
ЗАДАНИЕ № 11
ТОП-ТОП-ТОП БОМ-БОМ-БОМ - Как топает малыш? - Как бьют часы?
КАП-КАП-КАП. ПИФ-ПАФ - Как капает вода? - Как стреляет охотник?
ТИК-ТАК ПРЫГ-ПРЫГ - Как тикают часы? - Как прыгает зайчик? |
ЗАДАНИЕ № 12 Девочка заблудилась в лесу. Она кричит:
Помоги девочке, покричи вместе с ней. ЗАДАНИЕ № 13 Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!
Просим ребёнка повторить. ЗАДАНИЕ № 14 Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
Просим ребёнка повторить. ЗАДАНИЕ № 15 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
на правой ноге. 4. Ходьба на носочках. 5. Ходьба на пятках. | ЗАДАНИЕ № 16 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
ЗАДАНИЕ № 17 РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?» Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами. Ребёнок поворачивается, спрашиваем:
Ребёнок показывает и называет. ЗАДАНИЕ № 18 Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
Вот идут, идут, идут. Ружья на плечах несут, Вот несут, вот несут. Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
|
ЗАДАНИЕ № 19 Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
Он идёт, он идёт. Волка серого убьёт, Он убьёт, он убьёт. Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
Пиф-пиф-паф! Пиф-пиф-паф! Пиф-пиф-паф! ЗАДАНИЕ № 20 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
ловить двумя руками. 3. Прыжки на двух ногах в обруч и из обруча. ЗАДАНИЕ № 21 РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
ЗАДАНИЕ № 22 Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает:
Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
Далее проговаривает один взрослый:
Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
| ЗАДАНИЕ № 23 СЕМЬЯ Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать. Задавайте ребёнку вопросы:
Пусть показывает и называет. Подберите фотографии для составления простых предложений:
Папа сидит. И т.д. Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно. Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена. Глаголы по теме: идти, сидеть, пить, есть. ЗАДАНИЕ № 24 ИГРУШКИ Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка:
Показывайте и называйте:
Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно. Работаем над простыми предложениями:
Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти. ЗАДАНИЕ № 25 ЗВУКИ [В], [ВЬ] Учимся проговаривать слова и предложения: ВАТА ВОВА Вот вата. У Вити вода. ВОДА ВИТЯ Вот вода. Вова пил воду. ВАНЯ ВАННА У Вовы вата. Мама мыла Вову. |
ЗАДАНИЕ № 26 ЗВУКИ [Ф], [ФЬ] Учимся проговаривать слова и предложения: ФОМА КОФЕ Вот туфли. У мамы туфли. ФЕДЯ КОФТА Вот кофта. У Феди кофта. ФИМА ТУФЛИ Папа пил кофе. У Фимы вафли. ЗАДАНИЕ № 27 ЗВУКИ [П],[ПЬ] Учимся проговаривать слова и предложения: ПАПА ПЕТЯ ПАПКА ПИТЬ Папа пилит. ПАША ПОЛ ПАЛКА ПИЛИТЬ Вот полка. ПОЛЯ ПОЛКА ПИЛКА ПЕТЬ У Вовы пила. Мама мыла пол. Петя пьёт. У Паши палка. Поля поёт. ЗАДАНИЕ № 28 ЗВУКИ [Б], [БЬ] Учимся проговаривать слова и предложения: БАБА БУЛКА БИТЬ Вот баба. БОБИК БАНКА БОЛЬНО Ай, да баба! БОРЯ БЕЛКА БОЛИТ Вот Бобик. БАБА Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!» БОБИК У Бори Бобик. Боря бил Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить Бобика! | ЗАДАНИЕ № 29 ЗВУКИ [Т], [ТЬ] Учимся проговаривать слова и предложения: ТАНЯ ТЁТЯ Вот Тома. У тёти Таня и Тома. ТОМА КОТ У Тимы кот. Тут Тима и Таня. ТИМА ЛОПАТА У Томы лопата. Там лопата. КОТ ГОСТИ У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!» Тук! Тук! Тук! - Кто тут? - Тут Тоня. Тут Таня. ЗАДАНИЕ № 30 ЗВУКИ [Д], [ДЬ] Учимся проговаривать слова и предложения: ДОМ ДАНЯ ВОДА Это дом. ДУШ ДУНЯ КУДА Это дым. ДЫМ ДАША ДЯДЯ У дома дуб. ДЫНЯ ДИНА ДЕТИ Дима у дуба. ДУДКА ДЫНЯ У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!» У Дины дыня. - Дина, дай дыню! - На, Дуня, дыню! ЗАДАНИЕ № 31 ЗВУКИ [К],[КЬ] Учимся проговаривать слова и предложения: КАТЯ КОТ У Кати кот. У дома каток. КАША КОЛЯ У Коли кит. Иди, Коля на каток. КОСА КИТ У мамы коза. Иди, Катя, в кино. КОЗА КИНО У папы коса. Ешь, Катя, кашу. МАК БАНТ У Кати мак. У Кати косы. - На, мама, мак. – На, Катя, бант. - Дай, Катя, мак. |
Примеры практических заданий и игр на развитие фонематического слуха 1. «Услышишь – хлопни». Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. 2. «Кто больше?» Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы) 3. «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»). Цели: развивать фонематические представления, внимание. Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них. 4. «Нужное слово». Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ. Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова. 5. «Зоркий глаз». Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание. Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове. | 6. «Чудесный художник». Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику. Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука. 7. «Запоминайка». Цели: развивать слуховое внимание, память. Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т.д.), например: сад—сани сок—шок сумка—суп—сапоги шапка—сын—шуба При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений. |
8. «Бусы». Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память. Ход игры. После слов ведущего: Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например: на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ... 9. «Повтори и прибавь». Цели: развивать слуховое внимание, память. Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т.д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] — жук жук, жаба жук, жаба, ужи жук, жаба, ужи, ежи и т.д. 10. «Сложи звуки». Дели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] – ПА; [Н], [О], [С] – НОС. | 11. «Скажи наоборот». Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память. Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке. 1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О-...(О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы, И—...(И, Ы, Э) 2 вариант — с твердыми согласными звуками ПА — АП АП — ПА ПО —...(ОП) ОП—...(ПО) ПУ — ... (УП) ЫП — ... (ПЫ) ПЭ—...(ЭП) УП—...(ПУ) ПЫ — ... (ЫП) ЭП — ... (ПЭ) 3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками ПА — ПЯ ПЯ — ПА ПУ —...(ПЮ) ПИ—...(ПЫ) ПЭ —...(ПЕ) ПЮ—...(ПУ) ПО —...(ПЁ) ПЁ—...(ПО) ПЫ—...(ПИ) ПЕ—...(ПЭ) |
ЗАДАНИЕ № 32 ЗВУКИ [Г], [ГЬ] ГАЛЯ ГУБЫ ГОЛОВА У гуся лапы. У Гали голова. ГОША ГУСИ ГАМАК У Гены ноги. У галки головка. ГЕНА НОГИ ГОНИТ Гудок гудит. Иди, Гоша, в гамак. На лугу гуси. Галя гонит гусей. Гуси: «Га! Га! Га!» ЗАДАНИЕ № 33 ЗВУКИ [Х], [ХЬ] ХАТА ПУХ У нас хата. Вот муха. ХАЛАТ МЕХ Хата мала. У зайки пух. УХА МУХА У мамы халат. У мишки мех. УХО ТИХО У папы хлеб. Вова ест уху. ЗАДАНИЕ № 34 ИГРА «КТО КАК КРИЧИТ?»
Кур стерегу! Кто там? - Кто так кричит? - Кто так кричит? - Как кричит петушок? - Как кричит собачка? 2. - Кудах-тах-тах! 5. - Му! Му! Му! Снеслась в кустах! Молока кому? - Кто так кричит? - Кто так кричит? - Как кричит курочка? - Как кричит корова? 3. - Мур! Мур! Мур! 6. - Кра! Кра! Кра! Пугаю кур! Будет дождь с утра. - Кто так кричит? - Кто так кричит? Как кричит кот? - Как кричит ворона? | ЗАДАНИЕ № 35 ИГРА «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ» Взрослый читает стихотворение, ребёнок вместе с ним проговаривает звукоподражания. Можно сопровождать это соответствующими движениями. Наши уточки с утра: Наши гуленьки вверху: - Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! - Гру! Гру! Гру! Гру! Гру! Гру! Наши гуси у пруда: Наши курочки в окно: - Га! ГА! Га! Га! Га! Га! - Ко! Ко! Ко! Ко! Ко! Ко! А индюк среди двора: Ну, а Петя поутру нам споёт: - Бал! Бал! Да! Бал! Бал! Да! - Ку-ка-ре-ку! ЗАДАНИЕ № 36 РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ
Мы везём с собой кота! Не кружися на лугу.
Паровозами гудим: Потерял пастух дуду! - У-у-у! ЗАДАНИЕ № 37 РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ
В клетке жить я не могу! Сели возле проруби. Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Ворковали: «Гуль! Гуль! Гуль!» Я на волю улечу! Речка пела: «Буль! Буль! Буль!» |
ЗАДАНИЕ № 38 ОДЕЖДА Существительные по теме: шуба, пальто, шапка, кофта, рубашка, шорты, платье, брюки, майка, трусы, шарф. Глаголы по теме: одеть, надеть, снять, завязать, развязать, застегнуть, расстегнуть. 1. Отрабатываем ответы на вопросы:
Рассматриваем одежду куклы, показываем, называем. Просим ребёнка одеть куклу, называя все предметы одежды.
Логопед показывает ребёнку картинки с изображениями детей, забывших что-то надеть, и спрашивает:
ЗАДАНИЕ № 39 ОБУВЬ Существительные по теме: тапки, туфли, сапоги, ботинки, валенки, кроссовки. Глаголы по теме: обувать, снимать, застёгивать, расстёгивать, завязывать, развязывать.
Они обувают ботинки. «Что прибавилось?», Я снимаю туфли. «Чего не стало?» и т.п. Он завязывает кроссовки. Мы застёгиваем сапоги. Она расстёгивает туфли. И т.п. | ЗАДАНИЕ № 40 ПОСУДА Существительные по теме: чашка, ложка, тарелка, нож, вилка, кастрюля, сковорода, чайник. Глаголы по теме: есть, пить, мыть, варить, жарить, резать, чистить.
«Что прибавилось?» «Что изменилось?» «Чего не стало?» «Что я делаю?» (взрослый имитирует приготовление пищи, еду, питьё; ребёнок комментирует: «Ты режешь. Ты ешь.») И т.п. |
Упражнение 1
Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:
— в сопровождении ручных символов;
— без них;
— без зрительной опоры.
Предлагаются слоги:
Карточка домашнего задания № 6 СЬ |
1. Проговори фразы: Вася несет в сетке селедку сито семена тесьму письма сено васильки 2. Учить: Были у бабуси два веселых гуся, Два веселых гуся были у бабуси.
|
Карточка домашнего задания № 7 СЬ | Карточка домашнего задания № 8 СЬ |
Дядя Сеня и Люся едут на _____. Вот они подъехали на _____ к выставке. _____ останавливается. Дядя Сеня и Люся выходят из _____ и идут на выставку. 2. О чем можно сказать «синий»? | 1. Повтори: Сети висят в сенях. Сима и Ася едут на такси. Сегодня дома вся семья. Осиновые листья осенью опадают. Дядя Сеня косит сено. Вася и Сева поймали в сети селедку. 2. Выучить и отгадать: Висит сито не руками свито. (Паутина) Кто на себе домик носит? (Улитка) Нарисуй отгадки в тетради. |
Карточка домашнего задания № 9 СЬ | Карточка домашнего задания № 10 СЬ |
1. Проговори фразы по образцу: Он косит, и я буду косить. носит ... гасит ... месит ... сидит ... висит ... 2. Повтори по три слова: василек, бусинка, такси такси, пасека, осина осина, осень, кисель плесень, селедка, секунда 3. Сосчитай: 1 сильный лисенок, 2 сильных лисенка, 3, 4, 5 сильных лисят. | . Сосчитай: 1 синий василек, 2 синих василька, 3, 4, 5. 2. Проговори фразу: Иди сюда, Сима Ася Люся Вася Сеня 3. Повтори предложения: Сима косит сено. Вася пасет гусей. Сеня сидит на сене. Ася несет письмо. Муку сеют ситом. |
Карточка домашнего задания № 11 СЬ | Карточка домашнего задания № 12 СЬ |
1. Учить: Непоседа Васенька не сидит на месте, Непоседа Васенька всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, на усах сединки, Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке. 2. Подбери действия: Васенька (что делает?) - | 1. Послушай и перескажи рассказ. Лиса и гуси. Гуси спят. А тут лиса. Гуси не видят лисы. Лиса схватила одного гусенка и в лес. Несет лиса гуся своим лисятам. 2. Подбери признаки: гусенок (какой?) - лисенок (какой?) - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Б.М. Гриншпун О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов
Среди детей — моторных алаликов дошкольного возраста (5—6 лет) значительную часть составляют дети так называемого первого уровня речевого недоразвития. При относительной сформированности импре...
картотека заданий для алаликов
в доступной форме, от простого к сложному у детей формируется фраза, звукопроизношение...
Картотека для алаликов
Практический материал для неговорящих детей...
Картотека для алаликов
Глабальное чтение...
Картотека для работы с алаликами
Картотека создана в помощь логопедам и дефектологам, работающим с детьми с ЗРР, алалией, с комплексными нарушениями и др. В картотеке собран материал известных логопедов практиков Нищевой, ,Архиповой ...
Картотека заданий для алаликов
Алалия у детей - это отсутствие или тяжелое недоразвитие речи, когда происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Это недоразвити...
Картотека для работы с алаликами
Картотека создана в помощь логопедам и дефектологам, работающим с детьми с ЗРР, алалией, с комплексными нарушениями и др. В картотеке собран материал известных логопедов практиков Нищевой, Архипо...
- Мне нравится (1)