Статья "Роль логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР"
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Колачева Ольга Вадимовна
Одним из острых вопросов современности является вопрос о взаимоотношениях человека и природы, бережное отношение к природным ресурсам Земли. Усиление экологических проблем в мире и в России делает образование в вопросах охраны окружающей среды, экологическом воспитании дошкольников, одной из главных задач современности.
Важнейшим направлением экологического развития считается воспитание у дошкольников правильного отношения к явлениям и объектам природы. Под экологическим воспитанием понимается постоянный процесс, направленный на воспитание экологической культуры ребенка, которая выражается в чувственно–позитивном отношении к природе, в внимательном отношении к состоянию окружающей среды, в следовании определенным моральным нормам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_logopeda_v_ekologicheskom_vospitanii_detey_s_onr.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ЛОГОПЕДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

ДЕТЕЙ С ОНР

Аннотация

Одним из острых вопросов современности является вопрос о взаимоотношениях человека и природы, бережное отношение к природным ресурсам Земли. Усиление экологических проблем в мире и в России делает образование в вопросах охраны окружающей среды, экологическом воспитании дошкольников, одной из главных задач современности.

Важнейшим направлением экологического развития считается воспитание у дошкольников правильного отношения к явлениям и объектам природы. Под экологическим воспитанием понимается постоянный процесс, направленный на воспитание экологической культуры ребенка, которая выражается в чувственно–позитивном отношении к природе, в внимательном отношении к состоянию окружающей среды, в следовании определенным моральным нормам.

Основным проводником экологического воспитания у детей с ОНР является логопед, который не только занимается коррекционной работой, но и знакомит детей с миром эмоций, чувств, переживаний, которые вызывает общение с природой.

Ключевые слова

Экологическое воспитание, экология, экологические знания,  общее недоразвитие речи (ОНР), эмпатия.

С самого рождения природа родного края находится рядом с ребенком, чувственно влияет на него, направляет малыша к проявлению чувств и размышлений в разговорной речи. Природа родного края – неиссякаемый родник душевного и речевого обогащения дошкольников.

Взаимоотношение человека с природой весьма актуальная проблема современности. Из года в год ее звучание делается сильнее, так как формирование цивилизации, влияние людей на природу становится излишне сильным и завоевывает планетарный характер. Природа сама уже не справляется с последствиями воздействия на нее человека. Основным обстоятельством сохранения природы, считается экологическое воспитание подрастающего поколения  [6, с.8].

Дошкольное детство – самый благоприятный этап развития личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В данный период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному» миру, к себе и к окружающим людям.

Особое значение в общении детей с природой представляли великие русские педагоги В. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, писатели А.П. Чехов, Л. Н. Толстой и другие. Их взгляды, основывались на близком общении с природой, экскурсиях, натуралистических наблюдениях, имели в виду, с одной стороны, воспитание в детях моральных начал, умение ощущать красоту природы, понимать ее, а с другой – формирование познавательного интереса, изучение природы как универсального объекта для обучения детей.

Дошкольники должны развиваться гармонично, при всем этом, весьма много в воспитании детей можно добиться, не сажая их, раньше времени, за парту, а доставляя возможность образовываться в общении с природой.

Основным проводником экологического образования в дошкольном возрасте у детей с ОНР является логопед [4, с.63].

Он может решить и вопросы развития речи, что очень важно для детей с ОНР и задачи экологического воспитания.

Например, задачи экологического воспитания у детей с ОНР заключаются в следующем:

- развитие комплекса научных экологических знаний, доступных детям с ОНР;

- формирование внимательного отношения к природе;

- воспитание чувства эмпатии к природе;

- развития желания и умения оберегать и хранить природу [5, с.94].

Специфика работы логопеда с детьми с ОНР заключается в том, что логопед решает коррекционно – воспитательные задачи.

Основная задача логопеда ДОО - полное развитие речи дошкольника, особенно с ОНР. У подобных детей отмечается нехватка словарного запаса, эти дети в основном используют в своей речи существительные и глаголы, в то же время редко пользуются прилагательными, местоимениями, наречиями, предлогами, сочинительными и подчинительными союзами, хотя, данные части речи должны  присутствовать в активном словаре ребенка. Помимо этого, у детей с ОНР плохо развиты познавательные процессы, которые тесно связанны с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, воображение) [1, с.72].

При этом логопед может решить такие коррекционные задачи:

1. формировать познавательные процессы, которые тесно связанные с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, воображение);

2. обогащать словарь детей с ОНР новыми лексическими единицами, помогать детям в усвоении ранее незнакомых слов, при этом, находить новые значения слов, которые уже присутствуют в их лексиконе;

3. формировать у детей осознанно-правильное отношение к природным объектам и явлениям;

4. развивать внимательное и ответственное взаимоотношение с природой.

А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».

В работе используются различные методы:

- наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций,

- словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы,

- практические (экологические игры) .

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников с ОНР важное значение логопед уделяет эколого-речевым играм: «Съедобное – несъедобное»; «Чей домик?»; «С какого дерева лист? »; «Кто как раговаривает?»; «Чей хвост? »  и др.

Главная цель речевых игр экологического характера заключается в том, чтобы воспитать у детей с ОНР стимул к природоохранной деятельности: разбудить у детей заинтересованность и желание оберегать природные объекты, эмоционально подготовить детей на определенный труд в природе, активизировать детей в процессе выполнения поручений [2, с.54].

Рассматривание картин может сформировать монологическую речь детей с ОНР, развитие которой, может быть, построена по следующим рассказам:

- рассказ-описание, который строится на отдельном предмете или явлении природы («Облака», «Туман», «Дождики в Санкт-Петербурге»),

- рассказ-описание, который строится на сравнении разнообразных предметов («Яблоко и груша», «Ель и береза», «Корова и кошка»)

- рассказ-описание о временах года («Весенний лес в Санкт-Петербурге», «Мое любимое время года», «Осень в парках Санкт-Петербурга»);

- творческий рассказ на развитие воображения («Кто живет в Неве?», «Путешествие по Санкт-Петербургу»),

- творческий рассказ из личного опыта («Экскурсия на природу», «Почему нужно убирать мусор, после отдыха на природе»),

- коллективные описательные рассказы по фотографиям и репродукциям картин известных русских художников («Защитники Отечества», «Три богатыря» В. М. Васнецова)

- сюжетные и описательные рассказы на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Какие птицы прилетают в Санкт-Петербург весной», «Что случается на Неве зимой и весной») [5, с.106].

Экологическое воспитание у детей с ОНР пересекается с усвоением назначенной лексической темой, а для снятия напряжения во время ОД с детьми проводятся пальчиковые гимнастики или физкультминутки экологического содержания.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

Ветер тихо клен качает

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз — наклон и два — наклон,

Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

Данный вариант представления материала содействует тому, что заинтересованность детей к ОД возрастает, качество изучения и эффективность увеличивается.

Особенное место в работе логопед уделяет совместной деятельности дошкольников и их родителей:

- на стенде можно повесить информационные листки о лексической теме недели (обогащение словаря, список лексико-грамматических игр и игр на развитие связной речи) ;

- производится тематическая подборка стихов, загадок о животных, растениях, временах года;

- планируется и проводится экологический конкурс, например «Книжка-малышка» (загадки, стихи, рассказы, рисунки о каком-то времени года) ;

- проводятся беседы, консультация, собрания для родителей: «Давайте задумаемся о речи», «Речевые игры экологического содержания».

Данный подход помогает в сотрудничестве, эмоциональном и психологическом сближении дошкольников и родителей. Рассмотренный подход может объяснить родителям необходимость в воспитании у детей с ОНР экологической культуры [6, с.10].

Осуществление системы экологического воспитания детей с ОНР помогает их всестороннему развитию. У детей с ОНР совершенствуется познавательная деятельность, развивается  речь, улучшается культура поведения детей в природе и окружающей среде.

Список литературы

  1. Бородич, А.М. Методика развития речи у детей. [Текст]: учеб.пособие /А.М. Бородич. – М.: Логос, 2012.-223с.
  2. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст]: учеб. пособие /Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева .- М.: Юнити, 2012.-239с.
  3. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. [Текст]: учеб.пособие /Г.А.Каше.- М.: Логос, 2011.-214с.
  4. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР [Текст]: учеб.пособие/Р.И., Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2011.-212с.
  5. Николаева, С. Н.  Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] /С.Н. Николаева.-Спб.: Питер, 2012.-194с.
  6. Николаева, С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу [Текст]  /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2012.-№ 7. – С. 6-11.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...