Развитие фонематического восприятия
статья по логопедии (средняя, старшая группа) на тему

Бордунова Ольга Васильевна

    Для чтения или записи слова ребенок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие это слово звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом и синтезом слов. Сформированные навыки звукового анализа и синтеза слов являются одним из самых важных свидетельств готовности к обучению грамоте в школе. В данном материале рассматриваются основные этапы формирования фонематического восприятия у дошкольников; определены правила работы по формированию навыков звукового синтеза;предложены упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия

    Для чтения или записи слова ребенок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие это слово звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом и синтезом слов. Сформированные навыки звукового анализа и синтеза слов являются одним из самых важных свидетельств готовности к обучению грамоте в школе.

       Простые формы звукового анализа – выделение  первого и последнего звука в слове; сложные формы – установление позиции звука по отношению к другим звукам (определение в начале, середине или конце слова находится заданный звук), полный звуковой анализ с называнием всех входящих в слово звуков в правильной последовательности.

I. Выделение звука из слова:

   Основная задача этого этапа – научить ребенка слышать наличие или отсутствие заданного звука в слове, т.е. сформировать фонематические представления.

       Первые упражнения на узнавание звуков начинаются с четырех лет. Нужный звук произносится с большей силой, длительностью и громкостью, поэтому сначала берутся гласные звуки в начале слова под ударением (а__ист, А__ня, у__тка, о__слик…).

    Выделение согласных звуков начинается с согласных, которые можно произносить протяжно - М, Н, Л, Р, С, Ш в начале и конце слова.

    Затем выделяется гласный под ударением в середине слова. Для начала берутся  слова из трех звуков – ма__к, со__к, сы__н

 Одновременно выделяются глухие К, Т, П  в конце слова (рот, танк, крот...) Узнавание звонких согласных проводится, если они стоят в  начале слова или перед гласными, в других позициях эти звуки оглушаются.

   В работе по формированию фонематических представлений необходимо соблюдать определенную последовательность действий:

    - сначала звук выделяется из речи взрослого (ребенок слушает и поднимает руку, когда услышит заданный звук или показывает картинку).

    - ребенок выделяет звук из собственной речи с опорой  на громкое проговаривание слова (называние картинок или игрушек с заданным звуком).

    - выделение звука из собственной речи по представлению (ребенок молча отбирает картинки с заданным звуком).

   Переходить от одного этапа умственных действий к следующему нужно только после полного освоения предыдущего.

Нельзя выделять звуки, которые ребенок произносит неправильно!!!

II. Выделение первого и последнего звука в слове:  

      Когда ребенок будет безошибочно слышать звук в слове, приступаем к выделению первого звука, а затем первого и последнего (сначала ударных гласных, затем согласных, которые можно произносить длительно)

      Если ребенок плохо слышит звук в конце слова, возьмите полоску бумаги, укажите начало, середину и конец полоски и произносите слово, проводя по ней пальцем (карандашом и т.п.) – дом__,  слон__, нос__....

     Для закрепления  навыка выделения первого и последнего звука используют игры «Звуковые цепочки» (составляем последовательность слов, где начало второго совпадает с концом первого). Можно использовать картинки, лото или подбирать слова на слух.

III. Развитие навыка последовательного выделения звуков в слове:

     Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на звуки, заключается в их неумении отделять согласные звуки от гласных в прямом слоге ( МА, НО…), т.е. преодолевать естественную для устной речи слоговую систему. Решить эту проблему можно с помощью графических схем и фишек: разбирая слово на звуки. Каждый звук обозначаем условным знаком, например:

Гласный    

Согласный  твердый  

Согласный мягкий        

     

        КОТ                                                    КИТ                       

 

Подбор слов на начальных этапах формирования полного звукового анализа осуществляется в соответствии со следующими правилами:

  1.  В словах количество букв и звуков должно совпадать (нельзя использовать йотированные гласные в начале слова, после гласных и Ъ, Ь).
  2. Не даются слова со звонкими Б, Д, Г, В, З, Ж в конце слова и перед глухими согласными, т.к. они оглушаются.
  3. Слова предъявляются в определенной последовательности: слова из одного слога без стечения согласных (МАК, СОК), затем слова из двух открытых слогов (МАМА, РУКА), затем слова с закрытыми слогами  (РЫБАК, БУЛКА, ФАРТУК), далее слова со стечением согласных (СТОЛ, МОСТ, КРЫША).

IV. Развитие навыков звукового синтеза:

     С занятиями по формированию навыков звукового анализа полезно совмещать игры на звуковой синтез слов (соединение звуков в слова). Сначала берутся короткие трехзвуковые слова с сонорными или глухими согласными в конце, например: «Какое слово я загадала:  К,  О,  Т».

     Правила работы по формированию навыков звукового синтеза:

  1. Слово произносится по звукам, а не по буквам: «М», а не  «ЭМ»; «К», а не «КЭ».
  2. Пауза между звуками вначале составляет 1 сек., затем время увеличивается до 2-3 сек.
  3. Твердые и мягкие согласные произносятся по-разному: «Л» и «ЛЬ».
  4. Гласные буквы  Я, Е, Ё, Ю  после согласных обозначаются соответственно А, Э, О, У:  «МЯЧ» =  «МЬ» + «А» + «Ч»

Не надо предлагать слова с Я, Ё,Е,Ю в начале  слова и в середине после гласных и знаков Ъ, Ь, так как в этих позициях буквы обозначают два звука.

5. При работе с Ь в конце или середине слова согласный называется    мягко, а Ь не упоминается.

     6. Термин «буква» пока не вводится.  

   Упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза:

   1. Умение слышать заданный звук в предложенном слове, т.е. определять его наличие (отсутствие), потом позицию (начало, середина, конец слова):

   Называете слова и просите ребенка поднять руку, когда он услышит звук …, затем спрашиваете, где звук находится.

2. Самостоятельное припоминание слов с заданным звуком в заданной позиции:

  « Придумай слова со звуком … в начале (середине, конце) слова».

3. Умение называть все звуки данного слова по порядку (анализ). Задания:

  «Назови звуки по порядку в слове …»,

  «Назови 3 (1, 5…) звук в слове …»,

  «Сосчитай, сколько звуков в слове …».

4. Подбор рифм к заданным словам: мишка – шишка, подушка – лягушка, Наташка – ромашка и т.п.

5. Задания на преобразование слов:

   «Замени первый звук в слове ЦАПЛЯ на К, что получится» (КАПЛЯ)

   «Что нужно изменить, чтобы МЫШКА превратилась в МИШКУ»

материал:

цапля – капля, икра – игра, мышка – мишка, ель – мель – шмель,

баран – барон, сад – суд, нос – сон – слон, стол – столб, ток – шок – сок – кок,

веник – венок, ворона – корона, ветка – сетка, вата – ваза, кора – кобра и т.п.

6. Синтез слов. Задания:

 «Отгадай, какое слово загадала – С, У, М, К, А» (сумка)

7. Умение практически делить слова на слоги, определять количество слогов, называть слоги по-порядку и в разбивку, придумывать слова с заданными слогами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3вуки нашей речи ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ : ЗВУКИ: [ А ] , [ О ] , ТВЁРДЫЕ ЗВОНКИЕ [ Ы ] , [ И ] , МЯГКИЕ ГЛУХИЕ [ У ] , [ Э ] Всегда твёрдые Всегда мягкие согласные: согласные: [ Ш ] , [ Ж ] , [ Й ] , [ Ч ] , [ Ц ] [ Щ ]

Слайд 2

Что такое « звуковой анализ слова »?

Слайд 3

Звуковой анализ слова – это умение выделять звук из слова, находить место звука в слове и определять последовательность звуков в слове. ФОРМЫ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ Выделение ударного гласного в начале слова . Выделение звука в слове. Выделение первого и последнего звука. Определение местоположения звука в слове (начало, середина, конец). Последовательность и количество звуков с их характеристикой.

Слайд 7

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Слайд 8

Кроме звукового анализа слова мы учим детей делать слоговой анализ (определение количества слогов в слове), а также анализ предложений (определение количества слов в предложении и их последовательности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»

laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...

Перспективное планирование работы по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа

План включает в себя основные напраления  работы логопеда по формированию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа у  детей старшей и подготовительной к школе групп...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....