Семинар - практикум для педагогов ГБДОУ
консультация по логопедии (старшая группа)

Куриленко Любовь Сергеевна

Семинар-практикум для воспитателей

"Речевые игры на прогулке (развитие лексики и грамматического строя речи)" 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игры на прогулке23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

"Речевые игры на прогулке (развитие лексики и грамматического строя речи)" 

                                               

                                                   Подготовила: учитель - логопед

                                                           Куриленко Л.С.

Семинар - практикум для педагогов ГБДОУ

Тема: «Речевые игры на прогулке (развитие лексики и грамматического строя речи)" 

     Подготовила: учитель - логопед Куриленко Л.С.

Цель: Объединение усилий педагогов по созданию условий, оздоровлению детского организма в летний период; эмоциональному, личностному, познавательному  речевому  развитию ребёнка.

Оборудование: мяч

Задачи

-развитие свободного общения с взрослыми и детьми;:

 -развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи, формирование словаря;

- воспитание звуковой культуры речи;

-укрепление здоровья воспитанников.

Ход мероприятия: 

Актуальность: Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду. 

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

 И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Прогулка очень удачное место для игр с мячом.

Мяч помогает разнообразит прогулку, активизирует общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, нормализует поведение гиперактивных детей.

Таким образом, правильная организация и проведение прогулки способствует не только укреплению здоровья и развитию двигательной активности детей, но и является действенным средством развития речи ребенка.

«Ласковые слова»

Цель: активизация ласкательных существительных

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Солнце-солнышко

Цветок-цветочек

Трава-травушка

И т.д.

 «Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди ,капля - капли, лист - листья, цвеиок-цветы…

«Из чего сделано? »

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё? »

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

«Какой бывает? »

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Найди точное слово»

Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).

-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает,тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .

Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Игра «Сосчитай до пяти»

Цельупражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

Лексический материал:

Один  цветок —.

Одна ягода —.

Одна травинка —.

Одна птица —.

Одно дерево —.

Одна туча—.

Дидактическая игра «Жадина»

Цель: закрепить сочетание существительных с притяжательных местоимениями мой, моя, мои, мое.

Задайте ребенку вопросы и добивайтесь полного ответа.

- Чья группа? (Моя группа)

- Чей цветок? (Мой  цветок)

- Чей дом? (Мой дом)

- Чье окно? (Мое окно)

- Чьи друзья? (Мои друзья)…

«На вопрос отвечай и вперёд шагай»

Количество игроков: от 2 до 5.
Цель: Закрепление ранее полученных знаний об окружающем мире, развитие речевой активности, расширение словарного запаса, развитие навыков словообразования, развитие выдержки и ловкости.

Дети стоят около самых дальних от центра ячеек. В центральном круге стоит воспитатель с мячом в руках. Бросая мяч поочерёдно каждому из участников игры, воспитатель задаёт вопрос, на который, отвечая правильно, участник продвигается вперёд на одну ячейку. Если ответ неверный он остаётся на месте.

Вариант 1.Примерные вопросы:

-Кто летает, прыгает, ползает, бегает, плавает
-Кто мяукает, лает, хрюкает, блеет, мычит
-Кто строит, лечит, подметает, учит, варит и т.д.

Вариант 2.Доскажи словечко:
-Назови детёныша коровы, козы, свиньи, лошади и т.д.
-Назови ласково лиса, заяц, белка и т. д.
Побеждает тот, кто первым дойдёт до ведущего.

 Игра «Наоборот» (игра с мячом).

Цель: развитие умения образовывать антонимы.

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку.

Ребенок должен придумать слово противоположное по значению, сказать его и бросить мяч обратно.

1) Польза, враг, закат, мир, суша, дети, быль, горе, загадка

2) Сухой, редкий, древний, далёкий, твердый, холодный, веселый, больной.

3) Высоко, сладко, бледно, богато, быстро, скучно, глухо, грубо, мелко.

Игра «Подбери словечко» 

Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер;

«старый» (дом, пень, человек, ботинок);

«свежая» (булочка, новость, газета, скатерть);

«старая» (мебель, сказка, книга, бабушка);

 «свежее» (молоко, мясо, варенье);

«старое» (кресло, сиденье, окно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Методическая разработка Семинар-практикум для педагогов и специалистов ГБДОУ по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников

Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу в 2019 году,  в разделе Характеристика обобщенных трудовых функций, среди трудовых действий в  педагогической деятельности по реализации...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...

2021г. Районный семинар – практикум для педагогов Дзержинского района на тему: «Интеллектуальное развитие взрослых и детей» , презентация к семинару.

Интеллектуальное развитие – это процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: занятиях, познавательных действиях, способностях и др.; оно осущест...