Логопедический проект «Коррекция звукопроизношения у детей с ТНР с использованием элементов технологии ТРИЗ – РТВ»
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лактионова Ирина Владимировна

Использование отдельных приемов технологии ТРИЗ - РТВ позволит оказать помощь детям с ТНР по коррекции звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2018.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект «Коррекция звукопроизношения у детей с ТНР с использованием элементов технологии ТРИЗ – РТВ»

Вид проекта:
 - по доминирующей деятельности: информационно-  практико-ориентированный;
- по числу участников: групповой;
- по времени проведения: долгосрочный;
- по характеру контактов: внутренний (дошкольное учреждение в контакте с семьёй).

Продолжительность: долгосрочный (октябрь – май 2017 0 2018 учебный год)

Участники проекта:
- дети подготовительной группы № 8 «Дружные совушки»;
- учитель-логопед;
- воспитатели группы;
- родители воспитанников группы.

Актуальность

В настоящее время накоплен достаточно большой опыт по преодолению и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ТНР. Отмечается недостаточность речевой моторики у таких детей, которая особенно ярко проявляется в движениях языка. Такие движения характеризуются неточностью, излишним напряжением, трудностью удержания позы, переключения от одного движения к другому. Речь таких детей напряжённая, аритмичная. При этом отдельные слоги и слова ребёнок может произносить чётко, однако, спонтанная речь неясная, носит смазанный характер. Неправильное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей в общении: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки. .
    Таким образом, наличие подобных нарушений речи у детей  с ТНР обусловливает  необходимость  специальной логопедической помощи данной категории детей.  Но незрелость психических процессов и эмоционально-волевой сферы делают результативность традиционных методов работы по коррекции речи зачастую труднодостижимыми. Совершенно очевидно, что необходимо внесение дополнительных приёмов работы педагога по коррекции у дошкольников с ТНР звукопроизношения. Такими приёмами являются элементы технологии ТРИЗ – РТВ.

Гипотеза: использование отдельных приемов технологии ТРИЗ - РТВ позволит оказать помощь детям с ТНР по коррекции звукопроизношения.

Цели:

- исправление речевых нарушений;

Задачи:

- активизация познавательной деятельности в тесной взаимосвязи с речевым развитием;

- обогащение словаря;

- развитие гибкости, подвижности, системности мышления;

- развитие творческого воображения;

- развитие памяти;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие аналитической деятельности детей в работе над звуками речи;

- формирование достаточного уровня самоконтроля;

- обучение навыкам коллективной работы.

Предполагаемый результат
 В отношении детей:
- поставленные звуки будут достаточно успешно автоматизированы и введены в спонтанную речь;
- пополнится пассивный и активный словарь;
- повысится содержательность, логичность, точность и оригинальность высказываний детей;
- появятся навыки вербализации (словесное описание) задания, вербального программирования собственной деятельности.
 В отношении родителей:
- родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками совместных мероприятий и помощниками педагога;
- родители станут ощущать себя более компетентными в воспитании и обучении детей;
- дети начнут воспринимать родителей по новому – как союзников;
- у детей повысится самооценка, так как они постоянно чувствуют поддержку родителей.

 Приёмы работы:

- в любом обучающем действии предоставлять ребёнку право выбора;
- предоставлять ребёнку возможность работать с задачами, не имеющими
единственно правильного решения;
- в условие творческого задания закладывать различные варианты решения;
- в любое творческое задание включать практическую деятельность;
- контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций.

Продукт проекта: создание картотеки игр и творческих заданий для более эффективной работы по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР.

Объект исследования: процесс автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР  посредством ТРИЗ - РТВ технологий.

Предмет исследовании: влияние ТРИЗ – педагогики на коррекцию звукопроизношения у старших дошкольников с ТНР.

Этапы реализации проекта
1.Подготовительный:
- сбор информации;
- составление плана работы над проектом;
- планирование взаимодействия с воспитателями;
- планирование взаимодействия с родителями;
- изготовление игр по системе «Круги луллия»;
- подбор игр и творческих заданий с элементами ТРИЗ технологий.

Основной (практический) этап
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач
Автор ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер, изобретатель и писатель.
Технология ТРИЗ – РТВ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом
«Творчество во всём»

I. Основной этап включал в себя проведение образовательной деятельности как фронтальной, так и индивидуальной формы. Здесь использовались такие виды игр ТРИЗ – РТВ как:

1.«Едем с паровозиком».

Цель: автоматизация определённого звука.

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

Логопед раздаёт картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладёт рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребёнок берёт свою картинку и прикладывает к «лошади»  и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребёнок берёт свою картинку, прикладывает её к последней («лампа») и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребёнок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становится тот, тот первым избавился от всех картинок.

2.»Сенсорный ящик»:

- слышу;

- вижу;

- чувствую;

- ощущаю;

- пробую.

Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.

Ход игры: В сенсорном ящике спрятан какой-то фрукт.

Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, при этом используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает логопед.

Зрение: Какой он формы? (он овальной формы)

Какого он цвета?  (он желтый)

Какого он размера? (по сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с вишней – большой)

Сколько у него частей? (у него есть кожица, мякоть, семечки, дольки)

Осязание: Какой он на ощупь? (он шероховатый на ощупь)

Слух: Он издает звук? (нет)

Обоняние: Он пахнет? (да)

Какой запах у этого предмета? (у него кисловатый запах)

Вкус: Это съедобный предмет? (да)

Какой он на вкус? (он кислый)

Это лимон. Правильный ответ.

3.Антилогическое лото.

4.»Предложение по цепочке». Педагог делит картинки поровну между участниками, выкладывает в центр стола любую картинку: например – «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение со словом «кошка» и словом из своей стопки (например «шубка2) и передвигает эти картинки следующему участнику, который в свою очередь должен соединить слово из своей стопки со словом «шубка» и т.д. Если игрок не справляется, то забирает себе все передвигаемые картинки. Побеждает тот, кто первым избавился от всех картинок.

5.Игры по системе «Круги Луллия».

6.Автоматизация и дифференциация звуков в речи.

7.Применение элементов технологии ТРИЗ – РТВ при обучении творческому рассказыванию по картине, что включает в себя следующие этапы работы:

- выделение объектов;

-  определение взаимосвязи объектов между собой;

- использование героев «волшебников помощников»;

- составление загадок;

- составление рассказов от лица разных героев картины.

II. Работа с родителями включала в себя следующие виды работы:

- консультации по теме проекта;

- практические тренинги по использованию элементов ТРИЗ технологии в работе с детьми;

- изготовление родителями и детьми книжек трудных звуков.

III. Итоговый этап включил:

- изготовление буклетов «Эти трудные забавные звуки»;

- оформление морфотаблиц с автоматизируемым звуком;

- составление картотеки игр по автоматизации и дифференциации звуков с использованием элементов ТРИЗ технологии.

В результате проведённой работы:

- поставленные звуки достаточно успешно автоматизированы;
- пополнился пассивный и активный словарь;
- повысилась содержательность, логичность, точность и оригинальность высказываний детей;
- появились навыки вербального программирования собственной деятельности.
- у детей повысилась самооценка;
- родители из пассивный «зрителей»  стали более активными участниками в совместных мероприятиях и помощниками специалистов группы..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста" Сочинение сказки "Кошки-мышки"

В данной работе представлен конспект по развитию связной речи дошкольников с использованием элементов технологии ТРИЗ. Использование представленных речевых игр способствует развитию творческого вообра...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов технологии ТРИЗ

Данная методическая разработка представляет собой образовательную ситуацию, раскрывающую способ развития монологической речи дошкольников с опорой на символы. Обогащение и активизация словаря детей ид...

Педагогический проект КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ

Предлагаемый педагогический проект показвает , что использование отдельных приемов технологии ТРИЗ - РТВ позволит оказать помощь детям с ЗПР при автоматизации звуков.. В проекте подобраны игры с элеме...

Интегрированное занятие по познавательному развитию с использованием элементов технологий ТРИЗ для детей с ОВЗ (дети с нарушением зрения) «КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК»

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.(творческая совместная работа детей и воспитателя.)...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТНР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ.

Чтобы судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста, необходимо оценить его речевое развитие. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процес...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТНР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ. Презентация

Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, мы пришли к выводу, что необхо...