Развитие навыков диалогической речи у детей с ОВЗ как показатель успешности их социализации.
консультация по логопедии на тему

статья о необходимости развития диалогической речи у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://www.clipartsgram.com/image/1755892863-1015454578-hands-on-border-page-frames-school-hands-on-border-png-html-fek6jz-clipart.png

Развитие навыков диалогической речи у детей с ОВЗ как показатель успешности их социализации.

Учитель – логопед Иванова В.В.

«Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам.»

 (Джеффри Евгенидис)

   Для рассмотрения данного вопроса, необходимо иметь представление о основных терминах социализация, диалог, ребенок ОВЗ.

   Ребенок ОВЗ – имеет какие – либо отклонения в своем развитии, которые носят временный или постоянный характер. При правильном подходе к воспитанию и обучению, можно корректировать состояние ребенка, полностью или частично исправить дефекты.

   Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

   Основной целью этого процесса в том, чтобы человек стал самостоятельной социальной личности, обладающей сознанием. Человек понимает свое отличие от других, находит свое место и играет свою роль в обществе.

Диалог – для ребенка диалог - это первая ступень овладения речью, ступень, обучающая общаться. Цель общения - поддержание социальных контактов, обмен информацией. Общение является основой развития личности. Оно сопровождает нас всю жизнь. Все дети проходят одинаковые этапы развития, детям с ОВЗ эти этапы пройти гораздо труднее, и для каждого из этапов потребуется более длительный срок. Ни для кого, ни секрет, что без общения невозможна успешная социализация в обществе. Чем ребенок общительнее, тем быстрее он пройдет путь социализации (адаптации в обществе).

   Определение диалога дал известный русский лингвист Л. П. Якубинский: Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого поведения». Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно». Для диалога характерны: «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой. Обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связности, и они в высшей степени кратки».

   Особенностями диалогическую речи краткость высказываний с преобладанием простых предложений, широкое  использование внеречевых средств (жестов, мимики).

   Именно овладение диалогической речью это одна из важных задач речевого развития дошкольника. Успешность развития зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), в процессе целенаправленного развития дошкольника необходимо их учитывать.

   По мнению А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

   Ребенок в процессе взаимоотношений со сверстниками переносит свой опыт речевого общения со взрослым.

   Выяснив, что все дети без исключения проходят одинаковые этапы развития. Но дети с ОВЗ проходят их тяжелее и медленней, необходимо рассмотреть существующие методы помощи логопедов этим детям.        Логопеды давно обеспокоены задачей развития диалогической речи у детей, в том числе и детей с ОВЗ, поэтому методов огромное множество, приведу некоторые из них.

Игры и упражнения на развитие диалогической речи у дошкольников

Упражнение «Давай знакомиться»

Цель: развитие навыков общения, умения вступать в контакт.

Дети распределены по парам, стоят друг напротив друга, знакомятся: смотрят сверстнику в глаза, подают руку или прикасаются друг к другу и называют своё имя: «Я — Дима, а ты?» После этого дети берутся за руки и кружатся под музыку.

Игра «Паша — Наташа — Юля»

Цель: закреплять умение обращаться к сверстникам по имени.

Дети стоят по кругу. В руках воспитателя находится мяч. Он начинает игру и называет маршрут, по которому будет бросать мяч: «Таня — Женя» и перебрасывает мяч детям, чьи имена были названы. Можно называть более сложные маршруты. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, участники договариваются использовать другие варианты имён.

Упражнение «Просьба»

Цель: учить детей формулировать просьбу и благодарить. Педагог выступает в роли ведущего. Во время подготовки к прогулке дети по очереди обращаются к нему с просьбой. За каждую вежливо сформулированную просьбу и использование вежливых слов ребёнок получает фишку.

Игра «О чём спросить при встрече?»

Цель: учить детей вступать в контакт и поддерживать общение. Дети сидят (стоят) по кругу. Один из детей держит предмет (мяч, куклу и т. п.). Задача игроков — передавая предмет, задать друг другу вопрос и получить на него ответ.

Примерные вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живёшь? У тебя есть брат или сестра? Как зовут твою маму? С кем ты дружишь? С чем ты любишь играть? Ты не хочешь спать? Ты пойдёшь гулять на улицу? Что ты любишь кушать?

На начальном этапе обучения вопрос и ответ может формулировать педагог, затем задавать только ориентир для постановки вопроса (спроси об игрушке, о настроении, друге, погоде, одежде и т. д.).

Упражнение «Вопрос — ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра. Дети стоят по кругу. Один из них держит в руках мяч. Задавая вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт свой вопрос и т. д. (например: «Как зовут воспитательницу?», «Какую игру ты любишь?» :— «Ловишки» и т. д.).

Игра «Вежливые слова»

Цель: учить детей вежливо заканчивать диалог, используя вежливые слова и ласковые интонации.

Дети сидят по кругу и, передавая друг другу привлекательный предмет, называют слова, которые чаще всего используются при завершении диалога (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, спокойной ночи и т. д.). Педагог обращает внимание на то, что прощаясь (уходя домой из детского сада, после окончания разговора и в других ситуациях) необходимо посмотреть другу в глаза. Умение отрабатывается в естественных ситуациях общения.

Игра «Приглашение»

Цель: учить детей приглашать друг друга и вежливо отвечать на приглашение.

Дети разбиваются на пары. Часть детей вместе с педагогом обсуждают варианты приглашения друзей (куда бы они могли пойти, поехать, чем заняться). Затем один игрок приглашает сверстника. Другой — принимает приглашение. После этого дети меняются ролями: первый ребёнок приглашает друга, второй принимает приглашение.

Приглашение можно сопровождать вручением красивой открытки.

Игра «Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему (тему задаёт педагог — поздравить с днём рождения, пригласить в гости, договориться о выходе на улицу и т. д.). Участники игры держат телефонную трубку, набирают номер телефона и ведут диалог.

Развитием диалогической речи, можно заниматься не только на занятиях с логопедом, но и в игре со сверстниками в группе. Детям с ОВЗ достаточно сложно, к ним на помощь приходят воспитатели. Всем знакомые сюжетно – ролевые игры, это как раз и есть детский тренажер для оттачивания мастерства диалогического общения. Дети переносят в игру, все что услышали от взрослых, что-то перенимают сверстников. Дети с ОВЗ в таких играх очень часто попадают в тупиковые ситуации, или вообще избегают таких игр. Воспитателю, как главному помощнику, бывает необходимо, заинтересовать ребенка, и играя с детьми, подсказывать ребенку. Возможно будет правильнее сказать, как раз предстоит работа научить ребенка играть.

В ходе игры у детей формируется:

выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее, говорить спокойно, доброжелательным тоном, соблюдать очередность в разговоре, не говорить с полным ртом, и т.д.

 «Все идет из семьи», каждый из нас слышал эту фразу. Очень многое ребенку берет из семьи это верно. Первый опыт диалога ребенок получает в стенах родного дома.  Родители в свою очередь, могут так же помочь ребенку в социализации, через диалогическую речь.

   Главной целью работы с детьми с ОВЗ - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, и т.д. Именно в процессе общения происходит становление дошкольника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

   В процессе успешной работы, дети с ОВЗ проще преодолевают барьер социализации в обществе. Находят свою ячейку в нем.

Список используемой литературы:

1. .Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». М., 2007.

3.Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985.

4. Жукова Н.С. «Преодоление недоразвития речи у детей». М., 1994.

7. Узорова О.В. « Игры с пальчиками». М, 2007г.

8. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи2. М., 2007.

9. С.А.Шмаков «Игры – шутки, игры – минутки». - М.: Просвещение, 2002.

10. Волина, В.В. «Учимся, играя», Новая школа, 1994.

Интернет ресурсы:

  1. http://gopsy.ru/psihologija/chto-takoe-socializacija.html
  2. http://womanadvice.ru/deti-s-ovz-chto-eto-takoe

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6 ГОДА

Для  формированию навыков диалогической речи, целесообразно включать в работу игры-инсценировки, игры-драматизации, художественное слово, дидактические игры, подвижные игры, занятия этического ха...

Пальчиковые игры как средство развития связной диалогической речи у детей с ОНР

Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Логопед...

Особенности развития умений диалогической речи у детей дошкольного возраста, своеобразие детского диалога

Особенности развития умений диалогической речи у детей дошкольного возраста, своеобразие детского диалога...

Презентация "Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста"

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребнос...

Тема: Развитие связной диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста на занятиях. Занятие: «Цыплёнок и утёнок»

Првый год работаю по программе Н.М.Крыловой "Дом радости". Большое внимание по программе уделяется развитию связной речи детей, умению вести диалог. Почти все литературные произведения,с кот...