РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6 ГОДА
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Для  формированию навыков диалогической речи, целесообразно включать в работу игры-инсценировки, игры-драматизации, художественное слово, дидактические игры, подвижные игры, занятия этического характера, планировать совместную деятельность родителей и всех структур ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

. РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6 ГОДА

Для  формированию навыков диалогической речи, целесообразно включать в работу игры-инсценировки, игры-драматизации, художественное слово, дидактические игры, подвижные игры, занятия этического характера, планировать совместную деятельность родителей и всех структур ДОУ.

Для повышения уровня формирования навыков диалогического общения предложена педагогическая модель взаимодействия воспитателя, специалистов, родителей, которая помогла бы скоординировать действия всех структур ДОУ и семьи (рис.2).

 Специалисты

Ребёнок

                           Воспитатели                                      Родители

Рис.2. Модель взаимодействия структур ДОУ и семьи.

Таким образом, данная педагогическая модель взаимодействия координирует работу всех структур ДОУ и семьи (рис.2).

Ведущей формой работы с детьми являются занятия этического характера. Для обучения детей умениям диалогического общения предлагается цикл из  9

занятий, которые проводятся во второй половине дня (см. приложение 1). Каждое занятие ставит своей целью обучить :

- умению общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника  по используемым жестам и мимике;

- умению устанавливать контакты с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент);

- умению понимать и выражать своё настроение при помощи слов;

- умению вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров лицом друг к другу);

- умению четко, ясно, выразительно высказывать в речи своё коммуникативное намерение;

- умению внимательно выслушивать собеседника.

Взаимосвязь с родителями осуществляется через различные формы работы: консультации; встречи в родительской гостиной, где родители обмениваются опытом; наглядная пропаганда и т.д.(см. приложение 3).

Разработан и апробирован план взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ, который включает тематику лексических бесед. В основе

предметной модели лежит тематический принцип её построения. Последовательность   предлагаемых  этических   тем   определена  программой и

постепенным их усложнением. При подборе тем учитывается принцип последовательности; сознательности(см.табл.2).

Таблица 2

Перспективно-тематический план этических бесед

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Знакомство с Феей-Здравствуйте

Познакомить детей с тем, что можно общаться без   слов    и понимать   то, о   чём  говорим, и настроение говорящих при помощи движений

лица,     рук,     тела     (мимикой,     жестами, пантомимикой); обучить детей общаться при помощи жестов, мимики.

Октябрь

Волшебное слово

Обучить   детей   устанавливать     контакт    с помощью   речевых   (обращение    по   имени, комплимент)и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении.

Ноябрь

Прощание с гостем

Познакомиться   с    различными       формами прощания;    показать,  как соединены добрые чувства    и    слова,    которые      необходимо произносить при расставании.

Декабрь

Учимся благодарить

Обучить детей уместному использованию слов благодарности.

Январь

Как    нужно   вести        себя в разговоре

Познакомить  детей с  правилами поведения  в общении с окружающими (чётко произносить слова,  говорить не спеша, выбирать  удобное расположение   по   отношению   к  партнёру); показать, как влияет поведение общающегося на чувства  собеседника.

Февраль

Королевство Слов

Обучить детей говорить так,  чтобы речь была понятной, красивой; учить регулировать речевое дыхание; изменять темп речи в зависимости от ситуации;   чисто   и  ясно   произносить слова (совершенствовать дикцию);  учить   говорить выразительно.

Март

Учимся слушать друг друга

Обучать детей умению слушать собеседника; воспитать гуманное отношение у детей друг к другу в общении: быть внимательнее к партнёру, не перебивать его.

Апрель

Связующая нить

Научить замечать состояние других  людей и быть готовым оказать им помощь;  воспитать гуманное       отношение       к      взрослым (сопереживание).

Май

Страна Вежливости

Закрепить в речи детей употребление этикетных формул         (приветствия,        прощания, благодарности);      совершенствовать  умение использовать  неречевые   средства   общения (мимику,   жесты,   пантомимику);   воспитать дружеские    отношения   в   группе    детей.

В течение месяца проводится углубленная работа над одной темой, которая разработана по принципу сценария и носит занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребёнка, для которого игра - типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок. Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что облегчает взаимопонимание между людьми.

Таким     образом,    развитые    коммуникативные    умения    предполагают

способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, т.е. уметь говорить и слушать других. Обучая ребёнка культуре речевого общения, мы благотворно повлияем также на развитие его характера, его отношений с окружающими, поможем ему свободно и без страха войти в мир общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Данный материал может быть интересен для музыкальных руководителей ,работающих с детьми с ОВЗ и интелектуальной недостаточностью.Здесь представлен опыт работы по развитию эмоциональной сферы у детей с...

"Развитие навыков коммуникативного общения у детей младшего возраста. Выход информации. Открытый показ. Консультативный материал. Консультации."

Заложить основы целостной гармонично развитой личности - главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Но в силу нестабильности в социальной среде, одной из главных выходит на пе...

Методическая разработка: "Развитие навыков эффективного общения у детей дошкольного возраста"

Данная методическая разработка представляет собой описание организации мероприятий, направленных на развитие навыков эффективного общения у детей дошкольного возраста....

Развитие навыков диалогической речи у детей с ОВЗ как показатель успешности их социализации.

статья о необходимости развития диалогической речи у дошкольников...

Консультация для педагогов ДОУ. "Роль театрализованной деятельности в развитии навыков речевого общения у детей с ОВЗ."

Консультация для педагогов ДОУ,работающих в группе для детей с легкой умственной отсталостью.Возраст детей от 5 до 7 лет.              ...

Выявление уровня развития навыков диалогического общения

В материале предлагается методика определения уровня развития навыков диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста...