"Развитие навыков коммуникативного общения у детей младшего возраста. Выход информации. Открытый показ. Консультативный материал. Консультации."
консультация (младшая группа) по теме

 

 

Заложить основы целостной гармонично развитой личности - главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Но в силу нестабильности в социальной среде, одной из главных выходит на первый план проблема общения, его роль в формировании личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         

                                                              Введение.                          

     

         Личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми. Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит через такие социальные институты, как семья, образование, религия и культура. Воздействие семьи оказывает преимущественное влияние на последующее участи ребенка в жизни общества. Именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.

         Каждый ребенок уникален, неповторим и способы воздействия с ним не могут быть универсальными. Организуемая взрослыми практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы, педагоги, призваны решить данную проблему. Здесь очень важно соблюдать правило - «быть рядом, но чуть — чуть спереди» - общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но вы не опускаетесь до уровня ребенка, а, наоборот, его поднимаете до своего уровня).

Развитие навыков коммуникативного общения у детей младшего возраста.

      Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.

      Для чего нужны коммуникативные навыки ребенку? Дети, обладающие лидерскими качествами и постоянно пребывающие в центре внимания, гораздо легче адаптируются в детском садике. Они охотно идут на контакт и легче завязывают новые знакомства. В тоже время другим карапузам иной раз сложно  

отважиться произнести даже слово. Коммуникативные навыки замкнутых малышей развиты слабо, хотя зачастую оказывается, что их внутренний мир богаче, а общение с ними наполняет собеседника спокойствием и умиротворением.

     Принято считать, что дети, которые посещают различные кружки творческих направлений, легче идут на контакт. Это не совсем так, поскольку коммуникабельность зависит не только от навыков общения и личного примера взрослых. Важную роль играет также психологический портрет ребенка. Маленькие экстраверты более активны, общительны и любознательны. Интроверты — недоверчивы и замкнуты. Конечно можно попытаться «раскачать» и интроверта но такие  старания обычно не приносят результата. Непринужденная и легкая беседа для большинства интровертов не

   характерна.

    

Коммуникативные способности ( или умение общаться) — это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Что же это за особенности личности:

А. Желание вступить в контакт с окружающими («Я хочу!»).

Б. Умение организовать общение («Я умею!»), которое включает в себя:

1.Умение слушать собеседника;

2.Умение эмоционально сопереживать;

3.Умение решать конфликтные ситуации.

 В. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими( «Я знаю!»).

      Всему этому ребенок учится в семье, в детском саду, в школе и в общении со взрослыми — педагогами. Но в человеческом обществе общение являются помимо этого важнейшим фактором превращения ребенка в полноценного представителя человеческого рода. Такое значение общения для человека обусловлено тем, что характерные для человека виды психической и практической деятельности (ВПФ) формируются у детей после рождения, они строятся в течение жизни и только при условии усвоения их в общении со взрослыми людьми.

     

    Развитие социальных умений и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей. Для достижения потавленной цели были поставлены задачи:

  1. Учить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.
  2. Развивать язык жестов, мимики, пантомимики.
  3. Осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмоциональные состояния других людей.
  4. Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.
  6. Объединить усилия педагогов и родителей для развития коммуникативных навыков детей.

     Для достижения положительных результатов по данному направлению   используют следующие методы и приемы:

  • Словесные (рассказ, беседа, составление детьми рассказов и сказок, обсуждение, объяснение, чтение художественных и фольклорных произведений);

  • Наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, разыгрывание ситуаций, театрализация с участием детей, решение социально-нравственных задач);

  • Игровые (дидактическая игра, игры для эмоционального развития, режиссерские и сюжетно-ролевые игры, воображаемая ситуация,

  здоровьесберегающие игры (пальчиковые игры, психогимнастика, дыхательные гимнастики, подвижные игры и др.), сюрпризные моменты, загадки, игры для воспитания гуманных отношений.  

  •   - Практические ( упражнения, творческая деятельность, самостоятельное разыгрывание ситуаций, театрализация с участием детей, решение социально- нравственных задач);

     Говоря о здоровье, мы должны учитывать здоровье не только физическое, но и эмоциональный комфорт детей.

      Опыт работы с детьми показал, что занятия в форме игры можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. При составлении занятий стараться включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.

      Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Играя парами, дети взаимодействуют друг с другом, соблюдают правила, вежливо обращаются друг к другу, аргументировано отстаивают свою точку зрения. Используя игру «Вежливые слова», дети закрепляют правила вежливого этикета.

       На занятиях психогимнастики дети учатся выражать эмоции, преодолевают барьер в общении. Через развитие эмоциональной сферы дети лучше понимают себя и других, имеют возможности для самовыражения.

Особое значение в психогимнастике придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального эмоционального здоровья и развития ребенка. Так например, любимые игры детей «Разведчики», «Хвост дракона», «Нитка и иголка» развивают внимание, наблюдательность, снижают эмоциональное напряжение. ( Игра «Все кого зовут....»)

     Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.

       Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.

       Важное средство развития навыков совместной деятельности — сюжетно-ролевая игра. Дети сочиняют сюжеты, обыгрывают их. Очень важно участие взрослого в игре, который задает наводящие вопросы, помогает детям организовать сюжет. Так, например, воспитатель, подойдя к группе детей, может спросить: «Ребята, во что будете играть?» Получив ответ, предлагает: «Давайте вместе придумаем, как играть интереснее, по-новому».

Отталкиваясь от темы, заданной детьми, воспитатель сам предлагает дополнительный вариант (А если вот так.....А может быть, по-другому...А как ее можно?) В играх детей, наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки, эмоции. Мама проявляет заботу о дочке, не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную. Необходимо научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Развивать умение действовать с учетом потребностей, интересов остальных. Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Во всех

группах, при помощи родителей, созданы условия для театрализованной деятельности. Во всех группах, при помощи родителей, созданы условия для театрализованной деятельности. Дети со своими спектаклями выступают перед детьми и родителями. Но не сюжетно-ролевая игра, не театрализация не будут интересны детям без ярких костюмов и атрибутов. Здесь необходима помощь родителей. Наши родители с удовольствием изготавливают костюмы. Для помощи в организации и проведении мероприятий, обустройстве групп, выступлений в спектаклях родители наделяются ролью «добровольного помощника» с обязательным объявлением благодарности. «Копилка добрых дел родителей» постоянно пополняется. Проведенные совместные мероприятия такие как: открытые просмотры занятий «Спортивный праздник», «Вежливые слова», «Новогодняя елка», родительские собрания показали: мамы и папы глубже вникают в работу детского сада, интересуются различными сторонами воспитания детей, обмениваются опытом, активнее посещают наши мероприятия, участвуют в их организации. Совместные мероприятия благотворно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Постепенно родители убеждаются, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.

  Все это влечет за собой благоприятное развитие коммуникативных навыков общения и прослеживается взаимосвязь «воспитатель — ребенок — семья».

В результате совместной работы с родителями дети лучше ориентируются в человеческих отношениях, понимают эмоциональное состояние людей. Научились чувствовать настроение взрослого и сверстника, проявлять сопереживание, отзывчивость, сдерживать желания и эмоции в разных ситуациях, уступать сверстнику, отстаивать свою точку зрения, обращаться с просьбой, отказываться и предлагать помощь.

     

       В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоим мы — воспитатели и родители.

   Консультация на тему: «Формирование коммуникативных навыков у детей младшего возраста».

   Цель.

Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

  Актуальность темы.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих детей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки   его к дальнейшей жизни. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они  не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

         Целевые установки.

  • создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • обучать умению слушать и слышать другого;

  • учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных

ситуациях;

  • учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

         Содержание.

        Провести беседу с детьми, в ходе которой педагогу следует:

     

  • - Объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим.

 - Научить детей входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других.

-  Формировать чувства   между участниками общения.

-  Объяснять детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие.

-  Научить детей владеть собой.

 -  Научить умению анализировать ситуацию.

-  Объяснить, что не следует обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением,

желанием собеседника.

    Для детей младшего возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков. Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

     

    Тренинги на развитие коммуникативных навыков.

      Найди себе пару.

      Цель упражнения:

- развитие прогностических возможностей и интуиции;         

  •  - формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

 

Каждому      участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе нарисован сказочный герой или литературный персонаж, имеющий свою пару. Например: Крокодил

Гена и Чебурашка, Винни Пух и Пятачок и т.д. Каждый участник должен отыскать «свою вторую» половину, опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано на листе?». Отвечать на

 вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. На упражнение отводится 10-15 минут.

      Подарок.

 Воспитатель говорит:

 Сейчас мы будем делать подарки друг другу.

Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы  изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.)

     Дар убеждения.

     Цель убеждения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое   убедительная речь, развитие навыков убедительной речи. Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка — каждый начинает доказывать «публике» то, что именно у него в коробке лежит бумажка. В случае, если «публика»

ошиблась — ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда «публика» ошибалась- какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

         

             

       Доверчивый столб.

       

       Цель упражнения: разминка, повышение доверия к друг другу. Все собираются в круг. Один участник становится в середину круга и падает назад с закрытыми глазами. Другие ловят его.

     

      Игры на развитие коммуникативных навыков

     

      Передай апельсин(мячик).

     

       Нужно зажать мяч между шеей и подбородком и передать, таким образом, по кругу. Если падает, то поднять без кистей рук.

      Кошки мышки.

  1. Круг, участники держатся за руки. За пределы круга выходить нельзя Кошка ловит мышку. Внутри круга мышка — каждый 3 сек. Издает звук, и кошка — с завязанными глазами.
  2. Круг, руки участников опущены вниз. И кошка, и мышка с открытыми глазами, можно выходить на пределы круга, но где мышка пробежит, там участники берутся за руки и пробежать там уже нельзя никому. Если мышка в безопасности внутри круга, а кошка — снаружи, мышь победила.

     Кошки и собаки.

 

2 команды. 2 водящих выходят. Команды прячут по предмету. Водящие входят и пытаются найти. Чем ближе к предмету, тем участники громче издают звуки (мяукают или лают).

        Передай мяч.

Передать мяч по кругу, но всегда разным способом, кто повторяется -  после игры наказывается «фантом».

          Почта.

Участники в кругу, каждый называет себя определенным городом ( повторяться нельзя). Водящий говорит « Я посылаю письмо из города...(название) в город …...(название). Задача участников быстро поменяться местами, а водящего, занять место кого-то из них 3-5 мин.

         

  •      

                                           

                                         Список литературы.

  1. 1. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника;под ред.  Л.А. Парамоновой — М.: ТЦ Сфера,2011.-20с.

 

  1. 2. Зверева О.,Л. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ — М.: ТЦ .Сфера, 2010. -80с.

3. Играем?..Играем!!Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. М.: Издательство Скрипторий, 2005.-111с.

  •  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Развитие навыков эффективного общения у детей дошкольного возраста"

Данная методическая разработка представляет собой описание организации мероприятий, направленных на развитие навыков эффективного общения у детей дошкольного возраста....

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с умственной отсталостью

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми.Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми ...

Проект по развитию навыков правильного дыхания у детей младшего возраста "Дышим - не болеем"

Данный проект реализован с детьми младшего возраста. Он направлен на ознакомление родителей со здоровьесберегающей технологией "Дыхательная гимнастика"....

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3-м году его жизни. Ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к ок...

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3-м году его жизни. Ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к ок...