Применение сказкотерапии в процессе работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Коломийчук Ксения Александровна

Статья раскрывает значимость применения сказкотерапии в работе с детьми с ТНР. Материал основан на собственном опыте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pro_igroterapiyu.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Применение сказкотерапии в процессе работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей, у которых помимо речевых нарушений отмечаются следующие особенности: как правило, неустойчивая, чаще всего, заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах, искажение эмоционально-волевой сферы. В большинстве случаев дети с ТНР склонны к агрессивности, им свойственна замкнутость, медлительность. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами наблюдаются нарушения координации движений. Уровень памяти, внимания, восприятия, мышления ниже возрастной нормы. Главная задача педагога заключается в помощи ребенку и его семье. Необходимо предусмотреть не только коррекционные приемы, направленные на предупреждение и преодоление недостатков речи, но и использовать другие методы воздействия. Необходим комплексный подход к нормализации речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сказка является посредником между внутренним миром педагога и душами воспитанников. Используя метод сказкотерапии, мы развиваем эмоционально-волевую сферу ребенка, корректируем возникшие у него проблемы, развиваем личность, формируем созидательную систему ценностей. Я считаю, что сказкотерапия – уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Наблюдая за героями, ребенок учится решать проблемы. Мы можем тактично направить мысли, чувства, поступки детей в нужное русло. Главной установкой становится здоровая идея, что все можно изменить и исправить. Достоинство сказок неоспоримо в коррекционной работе: автоматизируются поставленные звуки, обогащается словарный запас детей, лексико-грамматическое оформление речи, развивается и совершенствуется просодическая сторона речи: тембр голоса, его силы, темпа, интонации, выразительность. Сказки помогают детям правильно строить диалог. Дети с удовольствием не только слушают сказки, но и сочиняют начало, середину, конец, продолжение сказки, рисуют героев или сюжет.

В начале я довожу до детей замысел сказки, вызываю соответствующий эмоциональный отклик, побуждаю к высказываниям по поводу знакомого материала, затем плавно подходим к совместному составлению словесных описаний. Далее стараюсь ввести в речь детей сказочные обороты, совместно с ребятами повторяем фразы из сказки. Очень важно, чтобы дети сами хотели участвовать в игре в сказку, стараюсь мотивировать участников. Нужно найти адекватный способ включения детей в игру сказкой. Это может быть отгадывание загадок, рассказ о каком-то случае из жизни, «случайно» найденная картинка, отрывок музыкального произведения. Очень часто, у детей с тяжелыми нарушениями речи отсутствует чувство меры. В процессе погружения в сказку воспитанники раскрепощаются, забывают о своих проблемах. Поэтому, очень важно вовремя переключать внимание детей на разные виды деятельности, так, будет огромным плюсом, если после занятия сказкотерапией дети займутся лепкой или рисованием.  

В процессе игры в сказку дети изображают сказочных персонажей, передают мимику, жесты, движения, развивается и совершенствуется просодическая сторона речи: дети учатся управлять силой голоса, тембром, интонирование становится более выразительным.

Основным объектом, обеспечивающим ребенку возможность самовыражения, накопления опыта и его коррекции в процессе самостоятельной игры, являются куклы. Терапевтические куклы, которые мы применяем на занятиях, формируют у ребенка чувство ответственности за «чужую жизнь», помогают снижать психическое напряжение. Использование куклотерапии помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты. Продуманный подбор игрушек способствует выражению чувств, автоматизации звуков в речи, развитию лексико-грамматических категорий, связной речи. Мы с детьми выяснили, что замысел игрушки мастер может взять из жизни, из сказки. Игрушки могут отражать лексические темы, а могут отсутствовать в реальной жизни. Есть у нас игрушки, помогающие снять агрессию. Это игрушки, которые надевают на руку. Игрушки диких животных мы используем для выражения гнева, страха, хитрости. От имени кукол мы проводим развивающие игры, занятия. Таким образом, осуществляется связь состояния ребенка с ситуациями, которые могут встречаться ему в жизни. В группе у каждого ребенка имеется любимая игрушка, с которой он не расстается даже во время сна. Возможности куклотерапии позволяют решить такие важные коррекционные задачи, как развитие всех компонентов речи, самовыражение дошкольника, достижение эмоциональной устойчивости. Дети с ограниченными возможностями здоровья с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев.

Для уравновешивания эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья мы используем такой метод воздействия, как пескотерапия. Наши наблюдения показывают, что игры с песком положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством для развития детей. Ребенок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других, у него быстрее развиваются тактильно-кинестетические ощущения и мелкая моторика пальцев рук. Дети становятся более коммуникабельными, раскрепощенными.

Использование музыки и танцев мобилизует творческий потенциал детей, делает обстановку в детском коллективе более теплой и дружелюбной.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут играть по правилам, удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли. Метод игротерапии помогает исследовать отношения детей. Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.

При использовании пиктограмм, схем, таблиц у детей повышается внимание, интерес, речевая активность. Дети привыкают к самоконтролю, а это необходимо для подготовки к обучению в школе. Мнемотехника развивает у детей выдумку, фантазию, умение представить себя на месте другого. Заучивание стихотворений является отличным методом тренировки памяти, поэтому мы используем методы, облегчающие этот процесс. Метод наглядного моделирования является одним из таких методов. В начале мы знакомимся со стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям. Предлагается подумать и изобразить эти части в рисунках. Наброски могут соответствовать слову, словообразованию, предложению. В свободное время ребенок может проверить себя.

Своевременная помощь специалистов детского сада способствует улучшению здоровья детей и их развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов с родителями в процессе работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

статья "взаимодействие педагогов с родителями в процессе работы с тяжелыми нарушениями речи...

Педагогическая практика Применение нетрадиционных приёмов в работе с детьми по преодолению речевых нарушений.

Описание педагогической практики "Применение нетрадиционных приёмов в работе с детьми по преодолению речевых нарушений"....

Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в воспитательной работе с детьми. Проектная деятельность - комплексная работа воспитателя и ...

Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является - дикция.Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки....