Педагогическая практика Применение нетрадиционных приёмов в работе с детьми по преодолению речевых нарушений.
материал по развитию речи на тему

Галина Васильевна Третьякова

Описание педагогической практики "Применение нетрадиционных приёмов в работе с детьми по преодолению речевых нарушений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskoy_praktiki.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Панова Валентина Владимировна, Третьякова Галина Васильевна

воспитатели муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 48, с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

Педагогическая практика

Применение нетрадиционных приёмов в работе с детьми по преодолению речевых нарушений.

Хорошая речь- важнейшее условие полноценного развития детей.  Формируется она в раннем и дошкольном возрасте детей. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная понимать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми.

Согласно закону РФ «Об образовании» дошкольное образование рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов: воспитания, обучения и развития, которое постоянно пополняется новаторскими программами, нетрадиционными формами и приемами работы.

Цель: преодоление речевых нарушений детей по средствам нетрадиционных приемов.

Задачи: -создать развивающую предметно – пространственную среду для преодоления речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста;

              -изготовить нетрадиционное оборудование, дидактические игры, театры, электронные презентации;

              -организовать взаимодействие с родителями по преодолению речевых нарушений детей.            

В группе 22 ребенка, из них 8 (36%) имеют тяжелое нарушение речи. Учитывая рекомендации учителя - логопеда, организуем коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими отклонения в развитии.

В системе коррекционно-развивающей деятельности мы используем индивидуальные, групповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность.

Организацию коррекционно- развивающей среды начали с создания комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка. В речевых центрах поместили зеркала для артикуляционной и мимической гимнастики. Подобрали наглядно- иллюстративный материал по лексическим темам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально- речевого дыхания, различные пособия.

        В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей, навыков владения грамотной связной речью.  Традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами, опыт работы с детьми показывает, что эффективность занятий возрастает, только в случае, если ребенок проявляет к нему интерес.

В работе большое внимание уделяем развитию мелкой моторики и речевого дыхания, так как это оказывает большое влияние на звукопроизношение и развитие речи в целом. Интересные и эффективные приемы развития мелкой моторики активизируют детей. Все игры находятся в свободном доступе, красочно оформлены, вызывают интерес и желание играть с ними.

  • сминание платка, бумаги;
  • разрывание салфеток на полоски;
  • веревки капроновые, плетеные;
  • кистевые эспандеры;
  • клавиатура старого компьютера;
  • грецкие орехи;
  • сжимание руками теплого овса;
  • катание в ладонях мячей Су-Джок;
  • выкладывание узоров из природного материала;
  • шнуровки;
  •  нанизывание бус;
  •  игры с прищепками;
  • выкладывание из ниток букв;
  • рисование крупой;
  • рисование мелкой и крупной солью;                                                    
  • растирание ладошек наждачной бумагой и др.

        Для звукового анализа используем пробки от пластиковых бутылок: красные, синие, зеленые.

        Для развития грамматических категорий и связной речи широко используем театральную деятельность в группе, стимулирующую развитие связной выразительной речи.

        Для самомассажа кистей в группе активно используем сухие бассейны (емкости наполненные горохом или фасолью), моталки, шаблоны для штриховки.

        Пескотерапия оказывает благотворное влияние на развитие мелкой моторики и развитие всех сторон языка.

        Изготовили дидактические игры:

  • «Съедобное, несъедобное»;
  • «Звуковой цветок»;
  • «Подсолнух»;
  • «Кто что ест?» и др.        

        Разработали презентации: «Артикуляционная гимнастика для малышей», «Дыхательная гимнастика».

        Создали картотеку артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик.

        Для преодоления речевых нарушений организовали тесное взаимодействие с родителями, провели для родителей консультации: «Игры с язычком для детей с нарушением речи», мастер- классы: «Игрушки для развития дыхания в свободной деятельности ребенка», «Игры для развития мелкой моторики», семинар «Влияние театрализованной деятельности на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

        Таким образом, коррекционно- развивающая работа с детьми и правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда, основанная на теории интеграции образования, системности способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.

        Использование разнообразных нетрадиционных методов в нашей работе дают определённые результаты:

- создана развивающая предметно- пространственная среда для развития речи детей;

- дети с желание используют в свободной деятельности нетрадиционные приемы;

- имеется положительная динамика речевого развития у детей.

        В нашей группе организованно тесное взаимодействие с родителями по преодолению речевых нарушений у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)

Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление  совместной деятельности с детьми  мне очень близко, есть  желание  создавать творческие ...

План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Тема внедрения нетрадиционных  методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...

Применение сказкотерапии в процессе работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями

Статья раскрывает значимость применения сказкотерапии в работе с детьми с ТНР. Материал основан на собственном опыте....

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

В данной статье рассматривается применение нетрадиционных методов работы по профилактике и преодолению речевых нарушений....