Педагогическая практика "Применение нетрадиционных приемов в работе с детьми по преодолению речевых нарушений"
материал по коррекционной педагогике

Панова Валентина Владимировна

Педагогическая практика "Применение нетрадиционных приемов в работе с детьми по преодолению речевых нарушений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида № 48 с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей»

662159, г. Ачинск, Юго-восточный район, строение 43, телефон: (839151)7-52-03, E-mail: ds-48@mail.ru 

ОКПО/ОГРН 83037673/1072443001850               ИНН/КПП 2443032069/244301001        

Педагогическая практика

Применение нетрадиционных приёмов в работе с детьми по преодолению речевых нарушений

воспитателей Пановой Валентины Владимировны, Третьяковой Галины Васильевны

Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей.  Формируется она в раннем и дошкольном возрасте детей. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная понимать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми.

Согласно закону РФ «Об образовании» дошкольное образование рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов: воспитания, обучения и развития, которое постоянно пополняется новаторскими программами, нетрадиционными формами и приемами работы.

Цель: преодоление речевых нарушений детей по средствам нетрадиционных приемов.

Задачи: -создать развивающую предметно – пространственную среду для преодоления речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста;

              -изготовить нетрадиционное оборудование, дидактические игры, театры, электронные презентации;

              -организовать взаимодействие с родителями по преодолению речевых нарушений детей.

В группе 22 ребенка, из них 8 (36%) имеют тяжелое нарушение речи. Учитывая рекомендации учителя - логопеда, организуем коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими отклонения в развитии.

В системе коррекционно-развивающей деятельности мы используем индивидуальные, групповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность.

Организацию коррекционно- развивающей среды начали с создания комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка. В речевых центрах поместили зеркала для артикуляционной и мимической гимнастики. Подобрали наглядно- иллюстративный материал по лексическим темам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально- речевого дыхания, различные пособия.

        В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей, навыков владения грамотной связной речью.  Традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами, опыт работы с детьми показывает, что эффективность занятий возрастает, только в случае, если ребенок проявляет к нему интерес.

В работе большое внимание уделяем развитию мелкой моторики и речевого дыхания, так как это оказывает большое влияние на звукопроизношение и развитие речи в целом. Интересные и эффективные приемы развития мелкой моторики активизируют детей. Все игры находятся в свободном доступе, красочно оформлены, вызывают интерес и желание играть с ними.

  • сминание платка, бумаги;
  • разрывание салфеток на полоски;
  • веревки капроновые, плетеные;
  • кистевые эспандеры;
  • клавиатура старого компьютера;
  • грецкие орехи;
  • сжимание руками теплого овса;
  • катание в ладонях мячей Су-Джок;
  • выкладывание узоров из природного материала;
  • шнуровки;
  •  нанизывание бус;
  •  игры с прищепками;
  • выкладывание из ниток букв;
  • рисование крупой;
  • рисование мелкой и крупной солью;
  • растирание ладошек наждачной бумагой и др.

        Для звукового анализа используем пробки от пластиковых бутылок: красные, синие, зеленые.

        Для развития грамматических категорий и связной речи широко используем театральную деятельность в группе, стимулирующую развитие связной выразительной речи.

        Для самомассажа кистей в группе активно используем сухие бассейны (емкости наполненные горохом или фасолью), моталки, шаблоны для штриховки.

        Пескотерапия оказывает благотворное влияние на развитие мелкой моторики и развитие всех сторон языка.

        Изготовили дидактические игры:

  • «Съедобное, несъедобное»;
  • «Звуковой цветок»;
  • «Подсолнух»;
  • «Кто что ест?» и др.        

        Разработали презентации: «Артикуляционная гимнастика для малышей», «Дыхательная гимнастика».

        Создали картотеку артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик.

        Для преодоления речевых нарушений организовали тесное взаимодействие с родителями, провели для родителей консультации: «Игры с язычком для детей с нарушением речи», мастер- классы: «Игрушки для развития дыхания в свободной деятельности ребенка», «Игры для развития мелкой моторики», семинар «Влияние театрализованной деятельности на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

        Таким образом, коррекционно- развивающая работа с детьми и правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда, основанная на теории интеграции образования, системности способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.

        Использование разнообразных нетрадиционных методов в нашей работе дают определённые результаты:

- создана развивающая предметно- пространственная среда для развития речи детей;

- дети с желание используют в свободной деятельности нетрадиционные приемы;

- имеется положительная динамика речевого развития у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Тема внедрения нетрадиционных  методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...

Педагогическая практика Применение нетрадиционных приёмов в работе с детьми по преодолению речевых нарушений.

Описание педагогической практики "Применение нетрадиционных приёмов в работе с детьми по преодолению речевых нарушений"....

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

В данной статье рассматривается применение нетрадиционных методов работы по профилактике и преодолению речевых нарушений....

Выступление на семинаре-практикуме «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

   Логопедический массаж является одним из средств коррекционного воздействия,  который  используется с лицами, у которых диагностируется такие речевые расстройства, как рин...