Консультация для воспитателей и родителей "Как скучное сделать интересным"
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Курочкина Марина Гарриевна

Данный материал поможет педагогам и родителям заинтересовать ребёнка в выполнении домашних заданий логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_skuchnoe_sdelat_interesnym.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и родителей «Как скучное сделать интересным»

Педагоги знают, как трудно научить ребёнка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребёнка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Откажитесь и от совсем «не вкусных» слов «давай заниматься». Замените их на заманчивое «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребёнку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям. Если же ребёнок упорно отказывается от занятий, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы делаете не так.

     Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.

     Многие  педагоги и родители, начиная заниматься с детьми исправлением звукопроизношения, часто сталкиваются с тем, что задания, как правило, однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определённой системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.

     Предлагаю вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолированного звука  и произнесения его в слогах пройден успешно.

Загадки

     Для этой игры потребуются: шесть-семь картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребёнком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, после чего ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите ребёнку роль ведущего. Ваши возможные «ошибки» наверняка повысят интерес ребёнка к игре.

«Чего не стало?»

     Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребёнку ещё раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну картинку (игрушку) нужно убрать. Ребёнок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребёнком ролями.

«Что изменилось?»

     Это один из вариантов предыдущей игры. Картинки можно менять местами, убирать их, переворачивать обратной стороной, добавлять новые. Ребёнок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

     Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребёнка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

     Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь – корова – ворона – жираф – ракета. Из данной серии последовательно можно убрать ракету, потому что неживая, затем ворону – птица. Потом корову – домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребёнку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

     Можно научить ребёнка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводов для его исключения.

«Слова вокруг нас»

     Попросите ребёнка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребёнку возможность заметить ошибку и исправить её. Затем усложните игру – вспоминайте слова с закреплённым звуком по какой-то определённой теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф), или «Назови «зимнее» слово со звуком С (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегопад, снежки, стужа, санки).

     В эту игру можно играть где угодно, используя свободную минуту: по пути в детский сад, в транспорте, очереди, дома.

     Постепенно ребёнок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Игр для закрепления звуков во фразе очень много. Вот некоторые из них, особенно нравящиеся детям.

«Весёлые рифмовки»

Игра учит ребёнка рифмовать слова, т.е. подбирать их по звучанию. Во фразах для рифмовок должно быть как можно больше слов с нужным звуком.

     Лучше если фразы будет придумывать сам ребёнок, сначала с вашей помощью, а затем и без неё. Ещё лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребёнок охотно расскажет их всем.

     На картинке у Кирилла

     Три зубастых крокодила.

     Или

     Очень грустная горилла

     Или

     Кенгуру заговорила

     Или

     Черепаха суп варила…

                     ***

     Ромашки на кармашке

     У маленькой Наташки.

     А в кармашке у Наташки

     Разноцветные стекляшки.

     Или

     Три усатых таракашки

     Или

     Пуговицы от рубашки

     Или

     Фотография Аркашки.

«Найди ошибку»

     Эта игра учит ребёнка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить её. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребёнку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ним стихотворные варианты нелепиц.

     На бахче растут медузы.

     В море плавают арбузы.

                    ***

     Расцвели на клумбе козы,

     На лугу пасутся розы.

«Расскажи и покажи»

     Предложите ребёнку вместе с вами рассказать стихотворение, сопровождая текст выразительными движениями.

     Мухомор на тонкой ножке

     Встаньте на одну ногу. Руки на поясе.

     Вырос на лесной дорожке,

     Поднимите руки вверх и в стороны.

     Ждёт прихода грибников.

     Поднесите руку ладонью вниз ко лбу и посмотрите вдаль, поворачиваясь слева направо.

     Кто сорвать его готов?

     Жест вопроса и удивления.

     Знают грибники прекрасно:

     Ритмично погрозите пальцем.

     Мухоморы есть опасно!

     Погладьте живот. Вытяни руки вперёд ладонями от себя, как бы отказываясь от чего-то.

     Фантазируйте, придумывайте жесты и движения вместе с ребёнком, превратите этот процесс в увлекательную игру.

     Не забывайте про основную цель ваших занятий – правильное произношение звука и контролируйте, напоминайте, исправляйте!

     Стремление правильно повторить нужное движение непроизвольно переносит внимание ребёнка с произносительной стороны речи на собственно движение. И если ему удаётся качественно сочетать правильное произношение с нужным движением, значит он готов перейти на следующий, более высокий уровень автоматизации звука.

     Забавные стихи с движениями – это и речевая зарядка, и физкультминутка во время занятий, и весёлая утренняя гимнастика, и просто забавная игра.

     В литературе можно найти много скороговорок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их на занятиях. Но не стоит заучивать всё подряд, выберите те, которые понравились ребёнку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесёт ребёнку радость – от этого во многом зависит результат.

     И ещё один совет: умейте всегда вовремя остановить игру. Очень важно не переиграть. Это как приём вкусной пищи – «Лучше НЕДО, чем ПЕРЕ!» - золотое правило игры. Пусть у ребёнка останется живой интерес к игре и острое желание продолжить её завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный творческий вечер: "Как скучное сделать интересным"

Интегрированное занятия педагога по ИЗО и учителя-логопеда на тему: "Осень"....

"Автоматизация звуков: как "скучное" сделать интересным"

Все дети очень любят играть, ведь игра - ведущий вид деятельности на протяжении всего детства. Предлагаемые игры и упражнения помогут родителям, играя, вести в речь ребенка поставленные на логопедичес...

Автоматизация звуков:как скучное сделать интересным

Часто родители сталкиваются с проблемой невозиожности занятий в домашних условиях. Дети часто воспринимают домашние занятия как наказание.  Закрепление материалла дома легко превратить в игру с п...

Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным

Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему – то, что не вызывает у него интереса. Автоматизацию звуков лучше осуществлять в игровой форме....

Консультация для родителей «Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным».

Консультация для родителей«Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным»....

Консультация "Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным"

Взрослые знают, как трудно научить ребёнка чему-то, что не вызывает у него интереса.Начните с того, что откажитесь от слов "Надо", "Обязательно", "Ты должен!". Замените и...