Главные вкладки

    "Автоматизация звуков: как "скучное" сделать интересным"
    статья по теме

    Все дети очень любят играть, ведь игра - ведущий вид деятельности на протяжении всего детства. Предлагаемые игры и упражнения помогут родителям, играя, вести в речь ребенка поставленные на логопедических занятиях звуки в речь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avtomatizaciya_zvukov.docx17.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным.

    Педагоги и родители знают, как трудно научить ребёнка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова вызывают у ребёнка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Откажитесь и от совсем «не вкусных» слов «давай заниматься». Замените их на заманчивое «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребёнку захотелось заниматься с вами. Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.

    Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка сложного навыка. И как любой другой навык, он требует усилий, времени и определённой системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, цель занятий - правильное произнесение звука - должна сохраняться на протяжении всей игры.

    Предлагаемые игры применяют,

     начиная с этапа автоматизации звука в слове.

    «Загадки» Для этой игры потребуются: 6-8 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребёнком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, после чего ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите ребёнку роль ведущего. Ваши возможные «ошибки» наверняка повысят интерес малыша к игре.

    «Чего не стало?» Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребёнку внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну картинку (игрушку) нужно убрать. Ребёнок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребёнком ролями. При ответах ребёнка не поощряйте однословных ответов, старайтесь, чтобы ребёнок отвечал полным предложением, обращая внимание на правильное грамматическое оформление его.

    «Что изменилось?» Один из вариантов предыдущей игры. Картинки (игрушки) можно менять местами, убирать им, переворачивать обратной стороной, добавлять новые. Ребёнок должен рассказать обо всех изменениях.

    «Что лишнее?» Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребёнка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Объединить картинки в группы можно по-разному. Например: рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать ракету, потому что неживая, затем ворону  -  птицу,  потом  корову  -  домашнее  животное.  Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребёнку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов. Можно научить ребёнка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.

    «Слова вокруг нас» Попросите ребёнка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить ошибку и исправить её. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определённой теме, например: «назови животных, в названии которых есть звук (р)» или назови зимнее слово со звуком (с)». В эту игру вы можете играть где угодно, используя свободную минуту: по пути в детский сад, в транспорте, дома, постепенно ребёнок научится произносить правильно закрепляемый звук не только в словах, но и во фразах.

    Игр для закрепления звуков во фразе очень много. Вот некоторые из них, особенно нравящиеся детям.

    «Веселые рифмовки» Игра научит ребёнка рифмовать слова, т.е. подбирать их по звучанию. Во фразах для рифмовок должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребёнок, сначала с вашей помощью, а затем и без неё. Ещё лучше, если у вас будут получать короткие стихи. Они легко запоминаются, и ребёнок охотно расскажет их всем.

    «Найди ошибку» Эта игра научит ребёнка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку». Нелепость ситуации всегда забавляет детей. Ребёнку доставляет удовольствие сознавать, что он никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ним стихотворные варианты нелепиц:     На бахче растут медузы,

        В море плавают арбузы.

    «Расскажи и покажи» Предложите ребёнку вместе с вами рассказать стихотворение, сопровождая текст выразительными движениями, фантазируйте, придумывайте жесты и движения вместе с ребёнком, превратите этот процесс в увлекательную игру. Не забывайте об основной цели ваших занятий - правильное произношение звука и контролируйте, напоминайте, исправляйте. В литературе можно найти много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихотворений и диалогов, используйте их. Но не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравятся ребёнку. Пусть занятие принесёт ребёнку радость - от этого во многом зависит результат.

            И ещё один совет: умейте всегда вовремя
    остановить игру. Очень важно не переиграть. Пусть у ребёнка останется интерес к игре и желание продолжить её.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов: "Как сделать скучное интересным? Игровые методы автоматизации звуков"

    Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает...

    Семинар-практикум для педагогов: "Как сделать скучное интересным? Игровые приёмы автоматизации звуков"

    К автоматизации поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук....

    Конспект НОД «Автоматизация звука "Р". Интересные истории со Смешариками»

    Конспект НОД «Автоматизация звука "Р". Интересные истории со Смешариками»...

    АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

    ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

    Автоматизация звуков:как скучное сделать интересным

    Часто родители сталкиваются с проблемой невозиожности занятий в домашних условиях. Дети часто воспринимают домашние занятия как наказание.  Закрепление материалла дома легко превратить в игру с п...

    Автоматизация звуков. Скучно?...Нет, интересно! "ИГРЫ ИЗ КАРМАШКА"

    Поиграв в игры на занятии с логопедом, ребёнок  несёт тетрадь домой, где каждый из вас пытается закрепить пройденный материал.  Но для того, чтобы вы понимали, как это работает и увидели, чт...

    Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными.

    Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанн...