Система логопедической помощи в ДОУ.
статья по логопедии на тему

Дайнеко Дарья Юрьевна

В данной статье описывается система логопедической помощи в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Широкая распространенность зрительных нарушений у детей побуждает к поиску новых подходов к  оказанию им всесторонней помощи и поддержки. К тому же следует учесть, что, по данным статистики, почти 80% из них имеют те или иные нарушения речи, включая вербализм и эхолалию, обусловленные недостатками зрительного восприятия.

        Нечеткость узнавания предметов, их форм, внешних признаков создают изначально неблагоприятные условия для формирования речи. Специфические трудности в соотнесении слова и образа затрудняют накопление словаря, формирование обобщающих понятий и в большинстве случаев приводит к нарушению всех структурных компонентов языка.  Представления ребенка об окружающем мире начинают носить фрагментарный характер, что, в свою очередь, порождает трудности образования причинно – следственных связей. Зрительный дефект, таким образом, становится первичным, влияющим на развитие речевых и неречевых функций. Нарушение зрения обычно сопровождается вторичными наслоениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно – психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и становление общего речевого статуса. При зрительной работе у  таких детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность. Однако, по мнению Л. С. Выготского, развитие детей с теми или иными отклонениями подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормально развивающегося ребенка. Из этого следует, что дети с патологией зрения тоже имеют большой потенциальный ресурс развития при условии включения их в специальное обучение и воспитание.

        Таким образом, в связи с множеством указанных аномалий, ,работа с данной категорией детей требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, спецпсихологии, логопедии.  Наиболее оптимальным вариантом является наличие в таких группах логопеда – дефектолога. Но, учитывая отсутствие подобной возможности, реализовать коррекционную программу может любой логопед при наличии сложившейся системы взаимодействия всех заинтересованных сторон: логопеда, окулиста, тифлопедагога, психолога, музыкального руководителя, преподавателя по физической культуре, воспитателей, родителей. Вся эта сложная конструкция работает в рамках коррекции и компенсации множественных дефектов у детей. Приоритетным направлением деятельности всех звеньев системы является охрана зрения детей, профилактика дальнейших зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия. Это – обязательное условие, каркас, на котором устойчиво держится плодотворная идея возвращения слабовидящих детей в среду здоровых сверстников.

 

        Система логопедической работы организуется и работает в русле вышеуказанного, обязательного для всех приоритетного направления и опирается на следующие принципы:

1. Принцип системного подхода. Он осуществляется системой взаимодействия заинтересованных сторон.

2. Принцип учета индивидуальных особенностей детей:

    1)  Речевого развития и  степени выраженности речевого дефекта.

    2)  Характера зрительной патологии и степени ее  проявления.

3)  Учета последующих наслоений: психологических, мотрно-двигательных и  т.  д. 

3. Принцип -  онтогенетический.

Система работы призвана реализовать следующие задачи:

1. Организация  успешного, многопланового сотрудничества всех звеньев коррекционного процесса.

2. Коррекция речи ребенка на базе параллельной работы  по развитию основополагающих функциональных областей:

     1) общей, мелкой и артикуляционной моторики;

     2) воспитание навыков  перцепции: развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия;

     3) развитие графических навыков;

     4) развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

 

Система логопедической работы включает три крупных блока:

  1. Работа с детьми.
  2. Взаимодействие с воспитателями, узкими специалистами.
  3. Работа с родителями.

1. Работа с детьми.  

Логопедические занятия с детьми, имеющими нарушения зрения, проводятся индивидуально или с  небольшой подгруппой в игровой форме с элементами двигательной активности. Это помогает чередовать интеллектуальную, речевую и зрительную нагрузки с двигательной. Обязательный этап на занятиях - гимнастика для глаз, игры и упражнения на развитие зрительных функций ( форморазличение, цветовосприятие и др.). С этой целью можно рекомендовать проведение игр, позволяющих решать не только  речевые, но и зрительные задачи, а также задачи, направленные на развитие психических процессов. Это игры и упражнения на формирование пространственных представлений, упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: штриховка, обводка, мозаика, графические диктанты, «Лабиринты», «Дорисуй по точкам» и др. Очень полезны задания на развитие понимания  «перспективы»: при рассматривании сюжетных картин следует определить, что находится на переднем плане, на заднем, что выше, что ниже, что в правом верхнем углу, что в левом нижнем и т.д. Важно помнить, что все действия следует оречевлять. При проведении логопедических занятий с детьми с патологией зрения особое внимание следует обращать на зрительные возможности ребенка и предъявлять дидактический материал необходимой величины, окраски и объемности:

         Детям с амблиопией и косоглазием с остротой зрения до 0,3 размеры объектов должны быть менее 3 см. Детям с близорукостью, катарактой, глаукомой, заболеванием сетчатки нужно предлагать материал более крупных размеров.  

Следует использовать фон, улучшающий зрительное восприятие при демонстрации объектов: в окраске пособий должно быть преобладание красного, оранжевого, желтого цветов, Должны быть в наличии подставки, позволяющие рассматривать объект в вертикальном положении для детей со сходящимся косоглазием и  миопией. Объекты на  рассматриваемой картине должны иметь четкий контур. Можно рекомендовать кубики и брусочки (нужна объемная наглядность) для обозначения звуков, построения слогов, слов, предложений. При выборе методов и приемов работы следует учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности ребенка, но и состояние зрительных функций, уровень развития оптического восприятия, период лечения, наличие окклюзии. Упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания, яркая наглядность и подключение  тактильных ощущений помогут детям получить более полное представление об изучаемом предмете.

Обязательной частью в структуре логопедических занятий должны стать совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и воспитание конструктивного праксиса (динамические паузы, пальчиковые игры и др.), поскольку у детей со зрительной патологией вышеуказанные уровни   значительно снижаются, появляется рассогласованность действий рук и глаз. Принимая во внимание нарушение у слабовидящих детей  соотнесенности слова с образом видимых предметов, особое внимание необходимо уделить расширению их словарного запаса, правильности соотнесения слова с образом, формированию обобщающих понятий, совершенствованию грамматического строя и связной речи в целом. На логопедических занятиях у детей формируются практические навыки словообразования и словоизменения, звуко-слогового анализа и синтеза, выстраивается гармония всех компонентов языковой системы. Разнообразят логопедические занятия подвижные игры с оречевлением движений: «Пропрыгай (прошагай) слог, слово», «Пройди по кирпичикам – слогам», « Подпрыгни  и сорви  яблоки – звуки» (красные, зеленые) и т. д. Для облегчения понимания и усвоения учебного материала по звуковому анализу можно предложить использование цветовых символов. Дети получают в дополнение к слуховой зрительную опору. Многофункциональны  и  комплексы коррекционных физминуток для детей с нарушениями зрения: «Дождик», «Зарядка», «Самолет», «Жук», «Прогулка в лесу» и др. Они улучшают общую и артикуляционную моторику, координацию движений, прослеживающую функцию глаз.

Работу с детьми по развитию зрительного гнозиса можно осуществлять в следующих направлениях:  формирование зрительной памяти, умение выделять части предмета, сравнивать  предметы, располагать их  в определенном порядке, последовательно переводить взгляд при назывании предметов слева направо,  называть картинки, выкладывая ряды от левой кромки демонстрационной рамки. Переходя на нижний ряд, необходимо возвращать взгляд ребенка на первую картинку слева. В дальнейшем дети запоминают этот алгоритм действий и сами называют слова в нужной последовательности. Все это готовит ребенка к правильной технике чтения «слева- направо».

  2. Взаимодействие логопеда с воспитателями, узкими специалистами.

Сотрудничество логопеда с окулистом, тифлопедагогом, психологом, музыкальным руководителем, преподавателем по физической культуре, воспитателями и родителями  обеспечивает возможность психологического, логопедического, дефектологического, медицинского сопровождения коррекционно-педагогического процесса. Эффективность работы специалистов достигается посредством взаимодействия, которое осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционное, консультативно-просветительское.

 Взаимодействие осуществляется в следующих формах:

  1. Комплексное обследование воспитанников;
  2. Построение коррекционной работы с учетом рекомендаций других специалистов;
  3. Планирование и реализация индивидуальных программ коррекции;
  4. Взаимодействие специалистов в рамках ПМПк.  Проведение заседаний консилиума является неотъемлемой творческой составляющей в обеспечении взаимодействия специалистов, в реализации комплексного подхода к коррекции и компенсации множественных дефектов у детей (при ведущем дефекте – патологии зрения).

Приступая к коррекции речи, логопед рассчитывает на сотрудничество со всеми участниками коррекционного процесса. Основная работа по формированию правильных  речевых навыков проводится логопедом, а специалисты   в разных видах деятельности способствуют закреплению речевых автоматизмов, побуждая детей к речевой активности. В то же время педагоги  эффективно могут участвовать в процессе формирования неречевых психических процессов, разностороннего развития детей, обеспечивать условия для охраны зрения и улучшения их зрительного восприятия. Такое распределение функциональных обязанностей хорошо зарекомендовало себя в логопедической практике. Воспитателю детского сада для детей с нарушениями зрения необходимо выполнять, помимо общеобразовательных,  ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, всецело заботясь о дальнейшем развитии и совершенствовании деятельности сохранных анализаторов. Этим создается необходимая основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что, в свою очередь, влияет на эффективное овладение речью. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую базу для формирования речевых умений (практические действия с предметами, активные наблюдения за жизнедеятельностью окружающего мира. В случаях автоматизации звуков воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях. В задачу воспитателя входит также повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным произнесением поставленных или исправленных звуков, усвоенных грамматических форм. Все рекомендации, задания (закрепление хорошо поставленных звуков, заучивание стихотворений, упражнения на развитие навыков звукового анализа и синтеза, виды артикуляционной и пальчиковой гимнастики) отражаются в тетради взаимодействия с воспитателями.

     3. Работа с родителями.

Работа с детьми, имеющими нарушения речи, предполагает и  коррекционно-воспитательное воздействие со стороны родителей. Трудность взаимодействия состоит в том, что далеко не все родители способны оказать адекватную помощь в процессе логопедической коррекции. В связи с этим возникает необходимость помочь родителям понять свою роль в процессе развития ребенка, вооружить  их определенными знаниями, умениями и навыками преодоления речевых нарушений

Формы работы с родителями:

  1. Индивидуальные, подгрупповые консультации, памятки для родителей;
  2. Присутствие родителей на занятиях, открытый диалог на родительских собраниях.
  3. Организация совместной работы родителей с детьми по выполнению домашних логопедических заданий («Логопедическая тетрадь»)

Тематика консультаций определяется логопедом или запросами родителей. Например, «Развитие сложных форм зрительного восприятия в игре».

Цели:

  1. Формировать целостное представление о предмете.
  2. Учить последовательному осязательному обследованию предмета
  3. Развивать концентрацию и устойчивость зрительного внимания
  4. Развивать понимание значения новых слов, обозначающих предметы и их части, вводить в активную речь слова «такой же, не такой, одинаковые, разные» с помощью игры «Найди такой же» («Лесная полянка», «Сад – огород», «Наведем порядок», «Узнай в темноте», «Найди пару» и др.)

Наглядная информация  для родителей помещается на стенде в виде памяток, рекомендаций.

От уровня организации системы логопедической работы со слабовидящими дошкольниками, заинтересованного сотрудничества всех участников коррекционно-развивающего процесса напрямую зависит судьба ребенка, его  успешная адаптация и интеграция  в общество здоровых сверстников.

 ЛИТЕРАТУРА

 1.         Агранович З. Е. Дидактические материалы по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.

2.           Ермаков В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с  нарушениями зрения. - М.: 1990.

3.           Лапп Е. А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения. - М.: Сфера, 2006.

4.   Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / Волкова Л. С., Шаховская С. Н. - 3-е издание. - М.: Владос, 2002.

5.      Никулина Г. В. Охраняем и развиваем зрение: Учебно-методическое пособие для педагогов. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

6.      Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

7.          Плаксина А. И. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения. - М.: Просвещение, 1985.

8.             Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под. ред. Л. И. Плаксиной. - М.. Экзамен, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАННЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

В статье раскрывается актуальность логопедической работы с детьми раннего возраста....

Логопедический проект "ДЭНС - терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики".

Материалы логопедического проекта  "ДЭНС-терапия как  дополнительное средство в системе  логопедической практики" были представлены  в рамках городской  декады профмастерства ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Использование дыхательных упражнений в системе логопедических занятий»

Многие дети, занимающиеся на логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно прои...

Развитие артикуляционной и мелкой моторики в системе ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития

В статье раскрываются особенности  функционирования артикуляционного аппарата, нарушения тонкой моторики пальцев рук, речевого развития  у детей раннего возраста  с перинатальным пораже...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Использование здоровьесберегающих технологий  в системе логопедических занятий в условиях ДОУпо теме «Использование элементовлогопедического массажа и самомассажа в коррекции речи дете...