Современные технологии, методы и формы логопедической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. Оказание помощи их семьям.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Бартанова Евгения Сергеевна

  Дети — это наше будущее. И позаботиться о детях и нашем будущем можем только мы — взрослые люди. Мы способны и обязаны дать детям все, что от нас зависит.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno_-prakticheskaya_konferentsiya.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Боханский детский сад №1»

Тематическое направление: Современные технологии оказания помощи детям с ОВЗ и инвалидностью (в том числе раннего возраста) и их семьям (опыт работы специалистов по использованию технологий, форм и методов работы).

Тема: Современные технологии, методы и формы логопедической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.  Оказание помощи их семьям.

Подготовила на межведомственную региональную научно-практическую конференцию

учитель-логопед Бартанова Е. С. 

Март, 2024г

Дети — это наше будущее. И позаботиться о детях и нашем будущем можем только мы — взрослые люди. Мы способны и обязаны дать детям все, что от нас зависит.  

Но зачастую родители (законные представители), воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья или с инвалидностью, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных психофизических особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. Нередко родителям недостает физических и моральных сил для оказания эффективной систематической помощи своему ребенку. Отмечается самоустранение многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития «особого» ребенка. Родители, воспитывающие детей с нарушениями развития, нуждаются в помощи со стороны специалистов, государства и общества. В связи с этим я считаю, что необходимо строить свою работу не только с детьми, имеющими нарушения   развития, но и с семьями, в которых они воспитываются.

На сегодняшний день отмечается увеличение количества детей с ОВЗ и детей-инвалидов. У них отмечается  низкие показатели здоровья, недостаточный уровень речевой коммуникации, познавательной активности, незрелость мотивации к образовательной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности,  Наличие многочисленных расстройств, связанных с особенностями детей с ОВЗ приводит в работе с детьми данной категории к некоторым затруднениям, которые проявляются  при общении, при установлении контакта с ребёнком, сложности в управлении его эмоциональным состоянием, настроением. Следовательно, актуальной становится необходимость поиска, выбора, использования наиболее эффективных педагогических технологий, которые будут направлены на коррекцию и компенсацию нарушенных функций   и сбережение здоровья детей с ОВЗ.  

Поэтому у меня как у логопеда возникла потребность в применении  такой технологии, которая содержит  совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на развитие, защиту и обеспечение его здоровья в детском саду и   в домашних условиях. Такой технологией стала технология здоровьесбережения. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребенка в целом. Дети c ОВЗ отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У них часто отмечается эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство. Поэтому цель моей работы —это создание такой коррекционно — образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.

 В своей практике я применяю различные приемы и методы здоровьеcбeрeгающей технологии, как традиционные, так и современные.

Здоровьесберегающая технология включает в себя множество эффективных методов и приемов развития и оздоровления детей. У себя на логопедических занятиях я с успехом применяю большинство из них:

- дыхательная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики;

- развитие мелкой моторики;

- массаж и самомассаж;

- су-джок – терапия;

- логоритмика;

- кинезилогические упражнения.

Хочу более подробно остановиться на некоторых из них.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное выполнение поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, (нервную проводимость); 

-улучшить подвижность артикуляционных органов; 
-укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Ежедневные занятия традиционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, а у детей с ОВЗ внимание не устойчиво, их трудно привлечь и выполнение самих упражнений дается им с трудом что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.

Ведущие специалисты в области логопедии и дефектологии А.В. Ястребова и О.И. Лазаренко предложили использовать в работе с детьми нестандартный метод выполнения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук.  Они отмечают, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Применение этого приема в артикуляционную гимнастику способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствуют развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.  У себя в кабинете я собрала картотеку упражнений с яркими картинками и активно применяю в практике. Кроме биоэнергопластики для привлечения интереса детей к гимнастике использую нетрадиционный дидактический материал. Например, крупы, камни, крышки, где дети ищут и находят символы упражнений, тем самым они развивают мелкую моторику, делают массаж рук. Еще символы или картинки упражнений можно засыпать теми же крупами, мелко нарезанными салфетками, конфети и предложить детям сдуть и найти картинку. На своих занятиях эти приемы я совмещаю с работой над моторным планированием и нейрогимнастикой. Дети раскладывают массажные коврики, кубики, шишки, камушки, а между этими предметами символы артикуляционных упражнений засыпанные мелкими салфетками. Ребенок кладет ручки на массажные коврики (здесь происходит массаж кистей рук), далее сдувает салфетки (здесь работа над дыханием) и найденную картинку ставит на специальный мольберт, а далее выполняется артикуляционная гимнастика. Применяя этот прием, мы одновременно преследуем несколько педагогических и оздоровительных задач: развитие артикуляционной и мелкой моторики, работа над дыханием, развитие общей моторики, укрепление межполушарных связей и конечно делает логопедическое занятие интересным.

Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнениий, способствующих развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

 Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие. Регулярная работа над дыханием стимулирует работу органов и систем организма, а также помогает расслабиться и успокоиться.  Правильное дыхание имеет важное значение: улучшает работу сердца, головного мозга, дыхательной и нервной систем, способствует улучшению пищеварения. Это отличный способ укрепления здоровья для деток, которые часто страдают простудными заболеваниями. При помощи дыхательной гимнастики можно добиться расслабления, медленный выдох помогает, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это особенно актуально при работе с агрессивными детьми и детьми-аутистами, которые непрерывно находятся в состоянии психоэмоционального напряжения.

Раннее я рассказывала, как применяю дыхательную гимнастику на этапе работы над артикуляцией. Также дыхательная гимнастика может быть как самостоятельный этап занятия. Для этого я использую обширный дидактический материал. Например, у меня в зоне работы над дыханием есть пенопластовые кораблики, которые можно отправить в плавание дуя на них.  С помощью того же пенопласта, мелко накрошенного можно устроить снежную бурю в стакане.  Еще у нас есть семейство забавных петушков, у которых поднимаются хохолки, когда детки дуют на них, ракета которую можно запустить в полет и маленький город, который засыпают листья осенью, а зимой снег.

Все эти пособия невероятно нравятся деткам, привлекают их внимание, поднимают их эмоциональный настрой.

Развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Развитие движения пальцев как бы готовит платформу для дальнейшего развития речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место на моих занятиях с малышами.

В  практике с удовольствием использую авторские пальчиковые игры Татьяны Александровны Ткаченко. Татьяна Александровна предлагает систему игровых упражнений для развития точности, согласованности и силы пальчиковых движений. Точнее –это пластичные этюды с эмоциональным сюжетом, которые дополнительно совершенствуют общую моторику, артистизм и пластику ребенка, способствуют раскрепощению, расслаблению деток.  

В зоне «Ловкие пальчики»  большое количество разнообразного дидактического материала: камни - настоящие  речные и разноцветные декоративные; крышки - мелкие и крупные, пластиковые и металлические; разнообразные крупы; кинестетический песочек; массажные мячики для проведения Су – Джок терапии, которая  позволяет стимулировать высокоактивные точки соответствующие всем органам и системам, расположенных на кистях рук; прищепки, цепляющиеся шарики, конструкторы; разнообразные массажные коврики;  коробочки с разными предметами на развитие тактильных ощущений;  дидактические  игры, позволяющие развивать не только мелкую моторику, но и знакомить детей  с окружающим миром, расширять пассивный  и активный словарь, развивать сенсорику.  Развитие моторики происходит практически на всех этапах логопедического занятия т. е. дети в течения всего занятия что то крутят, приклеивают на клейкую ленту, вешают на крючки, перелаживают из одной ёмкости в другую, делают массаж кистей рук играя в контейнере с песком или крупами, рвут пальчиками на мелкие кусочки салфетки, магнитами собирают предметы, пристегивают на прищепки лучики к солнышку или ушки зайцу и т. д.

Кинезеологические упражнения.

Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в образовательную деятельность. Кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Большинство современных детей, а особенно с ОВЗ отличает общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, приводит к проблемам в речевом развитии, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, низкому уровню произвольности психических процессов. Все эти трудности, возможно, преодолеть только при условии правильного выбора методов педагогической коррекции. И одним из таких методов является кинезиология.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Главный принцип кинезиологии заключается в одновременной работе обеих рук, каждая из которых выполняет свое задание. Еще такие упражнения называют нейрогимнастикой.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Я активно использую этот метод в  практике. На входе в  кабинет есть магнитная доска, на которой размещается наглядный материал для выполнения нейрогимнастики и меняется он раз в две недели. На столе в зоне «Ловкие пальчики» наклеены цветные геометрические фигуры для упражнения «Кулак, ребро, ладонь», есть постоянно наполняющейся нейроальбом с наглядным и дидактическим материалом.  Использую все те же камушки, крышки, цепляющиеся шарики, песок, мелкие игрушки, крупы с помощью которых дети строят нейродорожки, а потом их разбирают, действуя одновременно двумя руками.  Применяю разнообразные дидактические игры, многие из которых изготовила сама.

Неотъемлемой частью коррекционного процесса является работа с семьями детей с ОВЗ и детей – инвалидов.

Сегодня официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст.18, п.1). Данный факт обуславливает необходимость создания условий взаимодействия с родителями на основе сотрудничества. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы (составление индивидуального образовательного маршрута), распределение сил и средств, в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

 Чтобы сотрудничество педагога и семьи было эффективным, необходимо четко определить задачи коррекционной работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, знакомить с приемами обучения и развития речи, помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений, убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяют им в полной мере стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступают в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяют учитывать особенности ребёнка и семьи. В современных условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Для общения с родителями активно используются возможности интернет – ресурсов, которые  позволяют педагогу поддерживать связь с родителями воспитанников в любое удобное для родителей и педагога время, а родители в свою очередь, могут быть в курсе новостей, делиться друг с другом информацией.

Остаётся актуальным тестирование и анкетирование, которые можно проводить теперь в удалённом режиме, они позволяют выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей, а логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

На моем личном сайте в сети интернет есть рубрика «Развиваем речь детей играя», где родители могут ознакомиться с интересными дидактическими играми, которые применяются на логопедических занятиях и узнать простые игры для использования в домашних условиях.

Кроме этого, на моем сайте и на сайте образовательной организации родители могут узнать полезную информацию в рубрики «Для вас родители».  

Провожу Дни открытых дверей, где родители могут познакомиться с развивающей предметно пространственной средой кабинета, могут посетить логопедические занятия. Здесь они видят, как дети занимаются, на что нужно обратить внимание при закреплении материала в домашних условиях.

На базе  сада проходят  мастер-классы, семинары, конференции специалистов, которые помогают родителям освоить новые методики.

Еще наш детский сад активно сотрудничает с ГБПОУ ИО «Боханским педагогическим колледжем им. Д. Банзарова» на базе которого есть мастерские дошкольного образования с современным интерактивным оборудованием – это интерактивный пол, песочница, панели, доски, конструкторы, планетарий. Сотрудники колледжа совместно с педагогами нашего детского сада проводят для детей с ОВЗ и инвалидов экскурсии, мастер-классы, развлечения, на которые мы приглашаем и их родителей.  Подобные мероприятия оказывают большее влияние не только на коррекционно-развивающий процесс, но на психоэмоциональное состояние наших деток так же укрепляет взаимоотношения с их родителями.

На данном этапе коррекционной работы можно с уверенностью сказать, что использование здровьесберегющей технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ и инвалидами и их семьями приносит положительный результат. Дети с удовольствием посещают занятия, активно выполняют все задания данные педагогом, стараются показать хорошие результаты, если в начале учебного года речь некоторых детей была неразборчивой, или совсем отсутствовала, они не реагировали на просьбы взрослых, то сейчас они могут произнести  слова  первого и второго тип слоговой структуры и  даже фразы, выполнять более сложные инструкции педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».«Метод ПРОЕКТОВ»....

Современные технические новинки для оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями

      На сегодняшний день количество детей с нарушениями речевого развития возрастает, в связи, с чем требуется разработка профилактических и коррекционных ме...

Презентация к сообщению «Современные технические новинки для оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями»

Презентация к сообщению «Современные технические новинки для оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями»...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:• арт - терапевтические технологии;• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;• современные те...

Современные технологии, методы и формы на пути развития двига-тельной активности детей раннего возраста

Работа по физическому развитию детей, заложенная в методическом пособии Л.Н. Волошиной, Т.В.Курилова «Физическое развитие детей третьего года жизни», позволит нам достичь высоких результат...

Современные технологии дошкольного образования. Формы и методы работы с воспитанниками.

Современные технологии дошкольного образования. Формы и методы работы с воспитанниками....