ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
материал по логопедии на тему

Киямова Гузель Наилевна

Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:

• арт - терапевтические технологии;

• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

• современные технологии сенсорного воспитания;

• телесноориентированные техники;

• «Су - Джок» -терапия;

• криотерапия;

• информационные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Сабинский детский сад общеразвивающего вида №2 «Эллуки»

п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района

Республики Татарстан»

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С   ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ  ТЕХНОЛОГИЙ

                                           Учитель – логопед: Киямова Гузель Наилевна

2017

«Ребенок воспитывается разными случайностями"                                                                                                         В. Ф. Одоевский

Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира, он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. А раскрыть заветную дверь в этот мир помогают современные образовательные технологии. Поэтому, для меня, как для коррекционного педагога, важно не упустить это время для раскрытия возможного потенциала каждого моего воспитанника. Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, развивает необходимость проявлять инициативу, выстраивать социальные связи с окружающим. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. В своей профессиональной деятельности я придерживалась положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Развивать ребенка радостно, без принуждения возможно, если в своей работе использовать инновационные технологии.

Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:

• арт - терапевтические технологии;

• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

• современные технологии сенсорного воспитания;

• телесноориентированные техники;

• «Су - Джок» -терапия;

• криотерапия;

• информационные технологии.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения в особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребёнком и взрослыми. Научить ребёнка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Виды арт-терапии:

• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

• изо-терапия (нетрадиционные техники рисования) ;

• кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

• сказкотерапия;

• мнемотехника;

• креативная игротерапия (песочная терапия) ;

• смехотерапия;

• ароматерапия;

• цветотерапия (хромотерапия).

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.

Коррекционные задачи музыкотерапии:

• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

• улучшение общего состояния детей;

• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

• стимуляции речевой функции;

• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

• формирование навыков словообразования;

• формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.
Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Техники изо-терапии, используемые для развития речи:

• техника «кляксография»;

• пальцевая живопись;

• рисование мягкой бумагой;

• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

• рисование на стекле;

• ниткография;

• рисование на манке;

• техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.;

• техника отпечатывания ватой;

• техника «оттиск пробками»;

• рисование ладонями.

Данные техники, позволяют развивать точность, координацию движений руки, мелкую и общую моторику, так же расслабляют ребёнка во время занятия, помогают переключить внимание, настроить на положительный лад и т.д.

Телесноориентированные техники: 

• биоэнергопластика  соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки; 

• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях; тела,  нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;

• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение, то есть термин кинезиотерапия можно определить следующим образом, (kinesioterapia, kinesis – движение, therapia – лечение, «лечение движением») выполнение движений и упражнений, под воздействием которых происходят положительные изменения в организме ребенка.

Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

• развивают мозолистое тело (сплетение нервных волокон, объединяющее правое и левое полушария, координируя работу обоих половин мозга как одно целое);

• повышают стрессоустойчивость;

• улучшают мыслительную деятельность;

• способствуют улучшению памяти и внимания;

• облегчают процесс чтения и письма;

• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

Сказкотерапия  метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

Коррекционные задачи сказкотерапии:

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

• совершенствование звуковой стороны речи;  

• развитие диалогической и монологической речи;

• эффективность игровой мотивации детской речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Элементы сказкотерапии:

• сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Мнемотехника помогает в развитии: связной речи; ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти; зрительного и слухового внимания; воображения; ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.  

Песочная терапия способствует:

• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• обогащению словарного запаса;

• развитию связной речи;

• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

• развитию фантазии и образного мышления.

Смехотерапия - это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.

Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел разных растений.

Цели: нормализовать мышечный тонус; повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Цветотерапия (хромотерапия) - восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.

Работа с цветом способствует решению многих задач: повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость; обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей; знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

Логопедический массаж

Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.

Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

К основным видам логопедического массажа относятся:

• классический ручной;

• точечный;

• аппаратный.

Пальцевый массаж

• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

• прищепочный массаж;

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж чётками;

• массаж травяными мешочками;

• массаж камнями;

• массаж зондами, зондозаменителями;

• массаж приборами Су-Джок терапии.

Логоритмика - это система музыкально - двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает определенными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сопровождается выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание нервных и мышечных тканей. Воздействие на кисти рук холода и тепла приводит к попеременному сокращению и расслаблению мышц. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений в процессе изобразительной деятельности и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видео средства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приёма и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости.

Чтобы заинтересовать ребёнка, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Использование же компьютерных заданий с систематизированным иллюстративным, текстовым, развивающим и, главное, легко сменяемым материалом позволяет рационально использовать время логопедического занятия.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У детей повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Занятия с применением инновационной технологии стимулируют усилия ребёнка к исправлению нарушений устной и письменной речи. Возможность использовать повторные пробы и попытки даёт хороший тренинг и автоматизирует скорректированный звук в устной и письменной речи.

Возможности использования ИТ в логопедии:

• повышение мотивации к логопедическим занятиям;

• организация объективного контроля развития и деятельности детей;

• расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

• возможность быстрого создания собственного

дидактического материала;

• визуализация акустических компонентов речи;

• расширение спектра невебральных заданий;

• обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

• значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;

• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята»

       План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи  детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята» в страшей группе предназначен для педагогов, ...

КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ В РАЗВИТИИ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОНР

В данной разработке представлены диагностические таблицы для среднего и старшего дошкольного возраста, план-программа формирования сенсомоторных и речевых  процессов у детей с ОНР. Обратить...

Логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.

Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а так же глубины и степени....

Современные технические новинки для оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями

      На сегодняшний день количество детей с нарушениями речевого развития возрастает, в связи, с чем требуется разработка профилактических и коррекционных ме...

Презентация к сообщению «Современные технические новинки для оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями»

Презентация к сообщению «Современные технические новинки для оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями»...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога....

статья «Организация логопедической помощи детям с речевыми недостатками»

СтатьяЗубаревой Натальи Николаевны «Организация логопедической помощи детям с речевыми недостатками» Я, Зубарева Наталья Николаевна, работая воспитателем первой младшей группы по...