Консультация для педагогов на тему: Подвижные развивающие игры для детей 5 лет.
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Практически все наиболее распространенные подвижные игры для детей пяти лет связаны с бегом и мячом, и это неслучайно. Ведь они не только помогают улучшить физическое здоровье, прекрасно развивая и укрепляя костно-мышечную систему ребенка, но и воспитывают в нем такие социальные качества, как чувство справедливости, товарищества и взаимовыручки (в любой командной игре). Именно в такой игре ребенок может научиться ставить общие цели и достигать их, действуя в коллективе, проявлять смекалку и задатки лидера, а также – отстаивать, в случае необходимости, свою точку зрения перед сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons-tsiya_dlya_ped.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР - детский сад № 56» г. о. Самара

Консультация для педагогов на тему:

Подвижные развивающие игры

для детей 5 лет.

Выполнила: учитель-логопед

Мартьянова Е.П.

Пять лет – чудесный возраст!.. С одной стороны, малыш еще находится во власти наивно-прекрасных разноцветных детских фантазий, а с другой – ему невероятно приятно иногда позиционировать себя взрослым человеком, с мнением которого уже должны считаться, причем тоже по-взрослому. Именно поэтому игры для детей пяти лет, если и должны включать в себя некоторые элементы подготовки детей к школе, то в разумных количествах и все-таки – в сочетании с игровой релаксацией (с заметным преобладанием последней).

Итак, чем же занять пятилетнего малыша, чтобы он провел свое свободное время не только достаточно весело, но и с несомненной пользой для себя?.. Вариантов, как правило, существует множество, но максимальную пользу, конечно же, принесет чередование подвижных игр с теми, в которых требуется усидчивость и (пусть даже небольшая) концентрация внимания. Только в таком случае ребенок сможет избежать как физического переутомления, так и усталости, связанной с длительной умственной нагрузкой.

Практически все наиболее распространенные подвижные игры для детей пяти лет связаны с бегом и мячом, и это неслучайно. Ведь они не только помогают улучшить физическое здоровье, прекрасно развивая и укрепляя костно-мышечную систему ребенка, но и воспитывают в нем такие социальные качества, как чувство справедливости, товарищества и взаимовыручки (в любой командной игре). Именно в такой игре ребенок может научиться ставить общие цели и достигать их, действуя в коллективе, проявлять смекалку и задатки лидера, а также – отстаивать, в случае необходимости, свою точку зрения перед сверстниками.

Пять лет – возраст, в котором малыш с удовольствием начинает готовиться к школе. Поэтому родители должны деликатно поддержать его в этом стремлении, но ни в коем случае не принуждая ребенка к таким занятиям «через силу». Сегодня совсем не трудно подобрать интересные игры для детей 5 лет, которые тренируют память и внимание, побуждая малыша к логическому мышлению и проявлению сообразительности, развивая мелкую моторику и воображение. Наверняка, творческие задания, загадки и головоломки, увлекательные и красочные настольные игры придутся по вкусу не только одному, но и целой компании пятилетних детишек, включая и их родителей.

Сегодня предлагается достаточно много красочных флеш-игр, направленных на развитие детской логики. О том, стоит ли приобщать дошкольника к компьютеру, существует много различных (часто – самых противоречивых) мнений, поэтому родителям следует исходить исключительно из индивидуальных особенностей своего пятилетнего отпрыска (вернее, его психоэмоционального состояния). В любом случае, время, проведенное пятилетним малышом у компьютера, не должно превышать десяти минут в день.

Развивающие игры

для детей 5 лет.

Каждый возрастной период в жизни ребенка отличается и его игровыми пристрастиями. Именно они наглядно демонстрируют отношение малыша к окружающему миру, а также формируют его реакцию буквально на все жизненные ситуации и принятие общественной морали. Поэтому особого внимания заслуживают к себе развивающие игры для детей 5 лет, практически самого что ни на есть предшкольного возраста, когда каждый ребенок готовится к вступлению в один из сложнейших этапов своей жизни – взросление.

Игры дошкольников должны помочь максимально адаптировать их к новой жизни, поэтому они в равной степени должны состоять как из физических нагрузок, так и интеллектуальных, а также элементов, развивающих творческих потенциал каждого ребенка. Общие черты этих игр – поиск справедливого и желание решать коллективные задачи сообща. Поэтому особая роль в игре отводится считалочке – как первому средству проявления справедливости и толерантности в детском коллективе.

Подвижные игры для детей 5 лет на свежем воздухе

Эта категория детских игр направлена, прежде всего, на полноценную физическую подготовку дошкольника к будущим нагрузкам, укрепление детского организма, сопровождаемое максимальным насыщением его кислородом. Интенсивные активные движения на свежем воздухе – замечательная закалка здоровья малыша. Поэтому такой упор тут делается на бег и прыжки – основу правильного развития костно-мышечной системы. Много таких игр никогда не бывает. Ниже приведены образцы некоторых сценариев игр.

1. «Зайцы и огородник». Из числа всех участников при помощи считалочки выбирается «огородник», а остальные дети становятся «зайцами». С одной стороны игрового поля обозначается «дом огородника» (очерчивается круг диаметром до полутора метров), а с другой (на расстоянии около десяти метров) – «норки зайцев» (кружки диаметром по полметра). Между «домом» и «норками» располагается «огород», на котором растет морковь и капуста. По сигналу ведущего «зайцы» выпрыгивают из своих норок и устремляются на «огород» лакомиться овощами. По следующему сигналу ведущего на «огород» выбегает «огородник» и пытается поймать «зайцев», которые норовят укрыться в своих «норках». Пойманным «заяц» считается тогда, когда до него дотронулась рука «огородника», он выбывает из игры. Побеждает самый шустрый «заяц» и самый ловкий «огородник».

2. «Кошка и воробьи». При помощи считалочки среди всех участников игры выбирают «кошку», которая может передвигаться бегом. Все остальные дети становятся «воробьями» и должны только прыгать на двух ножках (не бегать). Игровое поле заканчивают полосой, за которой находятся «домики» «воробьев». «Кошка» располагается в углу игрового поля и ждет, пока «воробьи», выскочившие из своих «домиков», потеряют бдительность. Тогда «кошка» пытается поймать «воробья», который после этого выбывает из игры. Побеждает самый ловкий «воробей» и самая проворная «кошка».

3. «Мышата и котята». Все участники игры разделяются на равные команды «мышат» и «котят». Ведущий заранее предупреждает, какое действие по его сигналу должны выполнять «мышата», а какую – «котята». Допустим, одни должны тут же замереть на месте на одной ножке, а другие – присесть на корточки. Все бегают и прыгают по игровому полю. По сигналу ведущего все замирают в указанных позах. Невнимательные выбывают из игры. Далее ведущий может поменять задание командам. Побеждает самый внимательный «мышонок» и самый внимательный «котенок».

4. «Веселая рыбалка». Для игры заранее готовят скакалку или веревку (длиной два-три метра), на один конец которой привязывают в качестве груза небольшой мешочек с песком или землей. При помощи считалочки участники игры выбирают «рыбака», а остальные становятся «рыбами» и собираются вокруг него в круг. «Рыбак» раскручивает по кругу веревку («ловит рыбу»), а «рыбы» должны перепрыгивать через нее. Если в течение какого-то времени «рыбак» остается без улова, он может поднимать веревку повыше, пока не поймает «рыбу», которая становится «рыбаком» вместо него. Побеждают самые ловкие «рыбы».

5. «Эстафета». Составляется полоса препятствий, при которой дети могут бегать (огибая что-либо), прыгать (на двух и одной ноге), пятиться или делать шаги боком. Всех участников делят на команды, из которых побеждает та, которая проходит полосу препятствий первой.

 

Подвижные игры для детей 5 лет в помещении

Эта категория игр больше предназначена для восстановления общего тонуса организма малыша, особенно после занятий, требующих напряженного внимания и сосредоточенности. Данные физические нагрузки способствуют также более направленному воздействию на определенные группы детских мышц. Их длительность зависит, прежде всего, от потребности детей в физическом отдыхе и смене вида деятельности.

1. «Летучая рыба». Среди участников игры выбирают водящего («рыбака»), который становится в центр круга, образованный остальными (лицом внутрь круга) – «море». Расстояние от водящего до игроков не должно быть меньше трех-четырех шагов. По команде ведущего один из игроков бросает другому мяч («летучую рыбу»). Задача «рыбака» - поймать «летучую рыбу» в воздухе. Если он справляется с заданием, то встает на место того, кто сделал неудачный бросок. Побеждает самый ловкий «рыбак», а также тот, кто ни разу не стал им.

2. «Горячая картошка». Все участники игры рассаживаются кругом (на достаточном расстоянии друг от друга). По команде ведущего включается быстрая музыка, под которую игроки передают по кругу (кидают) мяч («горячую картошку»). Все участники стараются как можно быстрей избавиться от «горячей картошки», а тот, кому это не удается на тот момент, как смолкает музыка, выбывает из игры. Она продолжается до тех пор, пока не останется один участник, который и будет победителем.  

3. «Обезьянки». Играющие становятся в круг. С помощью считалочки выбирают того, кто будет первым. Этот ребенок демонстрирует всем остальным какое-нибудь несложное движение. Второй участник (допустим, стоящий за первым по часовому кругу) повторяет сначала движение первого игрока, потом показывает свое. Третий ребенок повторяет движения предыдущих (начиная с первого), после чего демонстрирует свое собственное. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Проигравший выбывает из игры, а его место занимает следующий по кругу игрок. Выигрывает тот, кто сумеет в правильной последовательности повторить наибольшее число движений.

4. «Морской узел». Из всех участников игры при помощи считалочки выбирают водящего, который будет «моряком». Он на время выходит из комнаты или просто отворачивается от всех. После этого остальные участники берутся за руки, создав импровизированный канат, и начинают (не отпуская друг друга) запутываться между собой – вязать морской узел. Когда «узел» удается, зовут водящего, который должен распутать канат (так же, не разжимая рук игроков). Побеждает самый ловкий «моряк».

5. «Эстафета поварят». Все участники игры предварительно разделяются на две команды. Все команды выстраиваются шеренгами (если позволяет площадь игрового помещения) или же просто определяют свою очередность (внутри каждой команды). Перед участниками игры размечают несложную полосу препятствий (при которой требуется идти зигзагом или что-то обходить). Первые игроки команд получают столовую ложку и воздушный шарик («королевский пудинг»). Задача каждого участника – пройти полосу препятствий, не уронив «пудинг», и передать его следующему игроку команды. За каждый упавший «пудинг» команда получает балл. Побеждает та команда, которая наберет меньше баллов.

Интеллектуальные игры для детей 5 лет

Эта группа детских игр рассчитана на развитие концентрации внимания,  усидчивости, логического, а также образного мышления будущих школьников, улучшение их слуха и дикции – словом, того, без чего невозможно качественное и эффективное обучение в школьных стенах. Такие игры великолепно развивают мелкую моторику, расширяют кругозор малыша, стимулируют его интерес к окружающему миру. Они не должны длиться дольше получаса, чтобы не утомить ребенка.

1. «Веселые строители». Ребенку предлагается набор маленьких цветных геометрических фигур (их можно вырезать из цветного картона): квадратиков, прямоугольников, треугольников и кружков. Лучше, если фигуры будут разного размера. Ребенку предлагается составить из них наибольшее количество фигурок, что-то изображающих (например, дом, цветок, фантастическое животное и др.). Если играющих много, то детей можно разделить на команды, из которых побеждает та, участники которой создадут наибольшее количество фигурок за определенный промежуток времени (отдельно можно наградить тех, кто наиболее проявит свою фантазию).

2. «Настольные головоломки». Сначала малышу показывают то, что должно получиться в итоге. После этого детали головоломки разъединяются, смешиваются и предлагаются ребенку для сбора в целое. Существуют разные виды таких головоломок, которые можно изготовить и самим. В таком случае берется любая открытка с достаточно сложным рисунком, либо картинка из журнала (ее лучше предварительно наклеить на плотный ватман), разрезается по ломаным линиям на детали, которые и предлагают ребенку для сборки целого изображения. Если есть возможность, можно устроить одновременный конкурс между несколькими детьми на самую быструю сборку.

3. «История с продолжением». Все участники рассаживаются в круг. Ведущий берет в руки мяч и начинает рассказывать историю о каком-либо персонаже (девочке, мальчике, щенке, котенке, кузнечике). Произнеся пару предложений, ведущий передает мяч первому участнику игры и просит его продолжить рассказ. Таким образом, передавая друг другу по очереди мяч, каждый из игроков добавляет что-то свое, и все дети участвуют в создании общей истории. Задача ведущего – стимулировать наводящими вопросами наиболее стеснительных и поощрять наиболее выдающихся фантазеров.

4. «Что это?» В коробочке спрятаны изображения разных предметов. Ведущий раздает каждому участнику игры по одной картинке, причем от остальных она скрыта. Каждый игрок (по очереди) должен рассказать об изображенном у него предмете (или животном), не называя его. Разрешается лишь охарактеризовать его свойства и качества (цвет, размер, где встречается, где используется). Выигрывает тот, кто больше всех угадает изображений.

5. Творческие игры. В этой рубрике можно объединить игры, включающие в себя элемент личного творческого развития. Например, нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке (что наиболее запомнилось). Если участвует группа детей, то рисунки потом собираются вместе, и детки комментируют их сообща. Так же можно предложить сделать аппликацию из природных материалов (собранных заранее) или вылепить персонажей сказки из детского пластика (дети потом с удовольствием будут рассказывать эту сказку «в лицах», каждый за свою поделку).

Представленные игры для развития интеллекта наиболее удобны для занятий с несколькими детьми. Но, несмотря на это, они пригодны не только для детских садов  многодетных семей. Родители, у которых один ребенок могут включиться в игру в качестве участников и весело провести время, попутно давая своему малышу полезные уроки.

Список литературы.

1. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я.  Энциклопедия логопедических игр. – СПб.: КАРО, 2004. – 176 с., ув. вкл. – 24 с.: ил. –  (Популярная логопедия).

2. Игры в логопедической работе с детьми  ∕ Под ред. В.И. Селивёрстова. – М., 1982.

3. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии ∕ Под общей ред. Проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.  Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н ∕ Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – 224 с.

5. Ушакова О.С.  Развитие речи дошкольников – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.

6. Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1999.