Использование технологии" мнемотехника" для развития связной речи у детей с ОВЗ»
статья по логопедии по теме

Чигринь Марина Александровна

В условиях внедрения ФГОС ДО и модернизации дошкольного образования, особое значение, на мой взгляд, приобретает гармонизация повышенных требований и необходимости личностного развития ребенка, возможности прожить дошкольное детство полноценно, что способствует становлению адаптивных структур личностной сферы и развитию индивидуальных способностей личности каждого воспитанника. Повышение квалификации, внедрение современных образовательных технологий и методик позволили мне усовершенствовать педагогический процесс в соответствии с новыми требованиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_obobshchenie_opyta_word.docx42.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                          города Новосибирска «Детский сад № 53»

«Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме

«Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»

Выполнила:

Чигринь Марина Александровна,

воспитатель группы компенсирующей направленности.

Новосибирск, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ………………………….6

        1.1…………………………………………………………………………..6

        1.2…………………………………………………………………………..6

        1.3…………………………………………………………………………..        7

        1.4…………………………………………………………………………..8

        1.5…………………………………………………………………………..8

        1.6…………………………………………………………………………..9

        1.7…………………………………………………………………………..9

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ  МНЕМОТЕХНИКА……………………………..10

        2.1…………………………………………………………………………10

        2.2…………………………………………………………………………11

        2.3…………………………………………………………………………13

        2.4…………………………………………………………………………13

        2.5…………………………………………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  И ЛИТЕРАТУРЫ……19

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………21

 

ВВЕДЕНИЕ

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”.

К.Д.Ушинский

В условиях внедрения ФГОС ДО и модернизации дошкольного образования, особое значение, на мой взгляд, приобретает гармонизация повышенных требований и необходимости личностного развития ребенка, возможности прожить дошкольное детство полноценно, что способствует становлению адаптивных структур личностной сферы и развитию индивидуальных способностей личности каждого воспитанника.

Повышение квалификации, внедрение современных образовательных технологий и методик позволили мне усовершенствовать педагогический процесс в соответствии с новыми требованиями.

Моя педагогическая деятельность началась в 2008 году в детском саду «Василек». Свою работу по осуществлению всестороннего развития и воспитания детей строю на основе ОПДО МКДОУ д/с № 80 «Василёк» г. Новосибирска.

В настоящее время работаю с детьми подготовительного возраста, имеющими нарушения речи:

ОНР  (II ур.), стёртая дизартрия – 4 ребенка;

ОНР  (III ур.), стёртая дизартрия – 5 детей;

ФФНР, стертая дизартрия – 3 ребенка; ФНР,– 2 ребенка.

Успешное преодоление речевых нарушений  возможно при тесной взаимосвязи специалистов, воспитателей, родителей (законных представителей). Коррекционная работа простроена по схеме: РЕБЕНОК → ВОСПИТАТЕЛЬ → УЧИЛЕЛЬ - ЛОГОПЕД → МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ → РОДИТЕЛИ → РЕБЕНОК.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Широко известно, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

В начале учебного года, совместно с учителем - логопедом Щербаковой Т.А., было проведено педагогическое наблюдение, с целью выявления особенностей развития каждого воспитанника.

Было замечено, что воспитанники без  радости включаются в познавательную деятельность. Как правило, у таких детей слабая память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

     В силу этих и других причин дети  с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

Результаты педагогического наблюдения (приложение 1, начало года) показали, что связная речь дошкольников сформирована недостаточно: высокий уровень 0%; средний уровень 57,2%; низкий уровень 42,8%.

   Взяв за основу мнение великих педагогов:  Большова Т.В.; Ткаченко Т.А.; Козаренко В.А.; Ушакова О.С.; Н. Г. Смольниковой и Е. А. Смирновой и многих других, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет  использую в работе по развитию речи детей приёмы мнемотехники.

Данная технология имеет:

1.Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В.А. Козаренко  «Учебник  мнемотехники   Система  запоминания   «Джордано»»)

2.Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;

3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Цель работы: «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ».

Задачи:

1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

2. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

4. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

5. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Для решения задач направлений развития и образования воспитанников в группе выбрала следующие образовательные технологии:

  • здоровье сберегающие технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология интегрированного обучения;
  • технология проектирования;
  • игровые технологии;
  • технологии предметно – развивающей среды;
  • технология исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;  
  • технология мнемотехника.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1.1 Задача сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психологического, приобщение детей к здоровому образу жизни в нашей группе  является одной из приоритетных.  И здесь на помощь приходят здоровье сберегающие технологии:

-Ритмическая гимнастика помогает укреплять физическое здоровье детей.

-Динамические паузы помогают снять утомляемость детей во время занятий и после них.

-Пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику рук.

-Гимнастика после сна имеет большое значение для профилактики заболеваний.

-Сказкотерапия позволяет понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.

-Музыкотерапия используется для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя.

1.2 Личносто-ориентированные технологии

Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс

Способ общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Я стараюсь быть партнером детей во всех видах деятельности. Занятия провожу в разных формах: коллективные, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и слушания, чтение  и т.д. Подгруппы объединяются с учетом темпа и общего уровня развития детей. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу, без жестких оценок «правильно – неправильно», «хорошо -  плохо». Предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль, проверку  друг с другом. Поддерживаю детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне занятий.

С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок), я откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности. Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения: дети-дети;  дети-взрослые; педагоги- родители.

1.3 Технология интегрированного обучения

В своей педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников. Использую:

- проблемно-поисковый метод на занятиях, стараюсь создать проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности;

- исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала («Язык мой друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок»;

- метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

- интегрированный метод является для меня инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.

- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;

- обучение организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы обучения:

- проблемные и игровые обучающие ситуации;

- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);

- развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);

- учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;

- задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);

- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).

1.4 Технология проектирования

Метод проектов самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель - ребенок, ребенок - родители, воспитатель - родители. Использую разнообразие технологии метода проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости  каждого в коллективе.

Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.

1.5 Игровые технологии

Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности  использую все виды игр: сюжетно- ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе. Понимая, что  игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

1.6 Технологии предметно – развивающей среды

Для  того чтобы достичь определенных результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка: Центр математики, Центр искусства, Центр книги, Центр строительства, Центр игры, Центр науки, Центр развития речи, «Веселые пальчики» - развитие мелкой моторики.

Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.

        1.7 Информационно-коммуникативные технологии

         В своей работе  активно внедряю новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, мастер – класс, консультации с родителями. Мною используются как готовые презентации, так и созданные самостоятельно. В данной сфере я стремлюсь быть компетентной в работе с данным ресурсом: хорошо знаю технические основы, владею методическими приемами использования данного ресурса. Кроме того неотъемлемой частью моей работы является саморазвитие. И здесь ИКТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.

Можно смело утверждать, что ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей на поисково -    познавательную деятельность.

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ МНЕМОТЕХНИКА

Технология мнемотехника включает в себя разработку перспективного плана, конспектов специально-организованной деятельности работы педагога, логопеда с детьми, родителями воспитанников и педагогами учреждения.

Содержание опыта включает в себя работу воспитателя, а также работу учителя-логопеда. В период реализации опыта  целенаправленно уделяла  особенное внимание вопросам развития речи детей.

Было разработано и составлено перспективно-тематическое планирование (приложение 2), с учетом использования мнемотехники на занятиях,  что позволило охватить самые важные направления развития речи дошкольников.

 Для  повышения уровня речевой активности детей было  принято  решение  использовать нетрадиционные методы развития, более активно привлекать родителей для сотрудничества с ДОУ в вопросах развития речи детей.

2.1 Для родителей было проведено родительское собрание по теме: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Одной из целей этого собрания было: довести до родителей значимость и необходимость их помощи в коррекционно-логопедическом процессе.

Регулярно проводились консультации, беседы, круглые столы и т.д.- это далеко не все формы, проводимые с родителями и для родителей по повышению уровня речевой активности их детей. Также были предоставлены (стенды, брошюры, методические рекомендации) для  дальнейшего самостоятельного использования в домашних условиях. В течении года систематично оформлялись и обновлялись стенды и уголки для родителей. Предоставляя  родителям теоретический и практический материал по развитию речи и использованию мнемотехники, как помощи в коррекционно-логопедической работе, у нас получилось повысить их заинтересованность и активность по данной теме, что способствовало плодотворной работе в данном направлении.

Взаимодействие с родителями:

Анкетирование родителей;

Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;

Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе;

Родительские собрания;

Консультации на тему: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»;

Индивидуальные консультации по интересующим темам;

Оформление наглядной информации в родительском уголке.                         (Приложение 3).

2.2 Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей, их использую для:

обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Работать с мнемотаблицами начала со средней группы (в течение года). Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д. (Алгоритм обучения детей)

Как показал опросник воспитателей – во всех группах используются мнемотехника или ее элементы.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых (на все лексические темы можно подобрать и составить схемы и таблицы (приложение 4), более интересно и познавательно для детей если подбор картинок проходит совместно с взрослым). Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Стихотворения. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ.  Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами, под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения. (Приложение 5).

Творческие рассказы.  Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но, как правило, рассказы детей однообразные, логично не всегда правильно выстроены. Для того,  чтобы рассказы были более полными и правильно выстроена основная мысль, детям предлагается опираться на мнемотаблицы, схемы.

Пересказ.  Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

2.3. Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа.

1 этап: - Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: - Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

В начале года обучения с моей помощью (требовались наводящие вопросы), к концу первого года коррекционно – логопедической работы, большинство детей могут самостоятельно, с опорой на мнемотаблицу, составить пересказ.

        2.4 Применение мнемотехники помогает детям при развитии связной речи, развивает наглядно-образное мышление, память, внимание, воображение, развивает у детей умение запоминать и передавать более конкретно, точно содержание задания, текста.

        Так в игре "Загадки и отгадки" - дети соотносят речевое описание предмета с его графическим изображением - читаем загадки, дети рассматривают имеющиеся у них картинки. Если среди них находится предмет, являющийся отгадкой, ребенок говорит "Это про… ". При этом он объясняет, почему он так думает.

        Предложенные детям игры способствуют овладению навыками подбора к заместителям соответствующих предметов, объектов. Действия наглядной мнемотехники дети осваивают в играх: "Сложи картинку", "Собери целое". Также предлагаю детям серии схем на усвоение последовательности событий "Что сначала, что потом? ".

        Различное отношение детей к мнемотехнике и познанию посредством нее, указывает на разный уровень развития познавательных интересов. Игры, занятия с мнемотехникой представляют широкие возможности для развития интереса к познанию, сочетая привлекательную эмоционально-образную форму с использованием предметов, обладающих многообразными свойствами и отношениями мнемосхем.

        Проведение занятий по схемам показали, что варьирование игрового содержания, занимательность, необычность игровых задач привлекают детей к играм с мнемотехникой. Способствуют развитию познавательных процессов. Работая в этом направлении разработала серию конспектов: «Зима», «Откуда пришел хлеб», «Деревья», «Одежда, обувь, головные уборы» и многие другие.  (Приложение 6)

        Использование мнемосхем может быть применено не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в режимные моменты, т. к в связи с введением ФГОС, образовательная деятельность должна проходить на протяжении всего дня. Поскольку, ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то моделирование может стать составной частью игры, благодаря которой будут приобретены детьми новые знания и умения, дети научаться использовать их на практике.

Система занятий по развитию речи, как и система художественно - эстетического воспитания дошкольника — два взаимосвязанных компонента процесса воспитания обучения детей в детском саду. Каждый из них является в одно и то же время началом и продолжением другого. Моя задача — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника. Данный тип интеграции, как показывает практика, позволяет повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у дошкольников.

Обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.

Таким образом, интеграция всех видов деятельности на занятиях и интегрированная деятельность специалистов узкого профиля, шаг за шагом способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной, связной речи дошкольников.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

           2.5 В своей работе  использовала словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа);

 наглядные (иллюстрация, демонстрационные).

Широко используется предметно-практическая деятельность на занятиях.

Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:

     модели (условно-схематичные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);

     картинографию;

     коллажи;

     планы-схемы;

     мнемотаблицы.

Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти,  познакомила детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале не знакома детям,  брала на себя обучающую роль, т.е. доводила до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном творческом процессе работы.

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивали обучающие мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

На начальном этапе  предлагала готовый план-схему, по мере обучения ребенок также активно включался в процесс создания своей схемы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождается просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. С помощью мнемотехники разработала и реализовала проект «Дошколята, дружные ребята!». Итоговым мероприятием был конкурс чтецов. Для разучивания каждого произведения вместе с воспитанником разработали и составили свою мнемотаблицу, подбирая рисунки к выбранному тексту (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом, создавалась мнемотаблица. Глядя на нее, дети эмоционально, выразительно воспроизводили произведение. (Приложение 7)

Знания детей по заученным произведениям мы закрепляли в игровых модулях «Сцена», «Сказочная полянка», «Магазин», «Школа» и др.

Проводя работу в таком направлении постепенно дети, совместно со мной, научились составлять мнемотаблицы на многие программные сказки, схемы описательных рассказов одежды, овощей, фруктов, животных, человека. Модели потребностей растений и ухода за ними, признаков живой природы и т.д., так как это интересная творческая работа, способствующая активному развитию детей по многим направлениям. Опираясь на таблицы, дети легко запоминали текст, передавали его содержание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:

  • Вызвать у детей желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни.
  • Активизировать словарный запас.
  • Расширить круг знаний об окружающем мире.
  • Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку:

– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

 – приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Результаты  проведенной работы следующие:

1.  Разработана и включена в образовательный процесс система приёмов мнемотехники для развития связной речи дошкольника.

2.  Разработано дидактическое обеспечение.

3.  Разработана система диагностики эффективности деятельности.

У воспитанников:

Наметилась положительная динамика развития связной речи.                           Высокий уровень 57,2 %; средний уровень 42,8 %; низкий уровень 0%.

Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец);

легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет;

 выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя;

 научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы;

 повысилась познавательная активность детей.

Всё вышесказанное подтверждается результатами проведенного педагогического  наблюдения, в основе которого  положена методика обследования  развития связной речи дошкольников О.С.Ушакова. (Приложение 1)

    Практика моей педагогической деятельности и результаты диагностики показали успешность применения современных образовательных технологий.

В дальнейшем планирую продолжить работу:

  1. Осуществление научного поиска по изучению и внедрению «активных методов обучения».
  2. Изучение методической литературы по  социализации дошкольников.
  3. Разработать содержание взаимодействия детского сада с социокультурной средой, средства и методы, направленные на повышение уровня развития компетентностей дошкольников.

 

Считаю профессию педагога необычайно ответственной, и думаю, что педагог никогда не должен останавливаться в своем развитии (как профессиональном, так и в личном). Для меня педагог - это высокий профессионал, с хорошим знанием, с большим интересом и заинтересованностью к своему делу, стремлением постоянно совершенствоваться.

Воспитатель                                                                                 М. А. Чигринь

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы:

1. Конвенция ООН о правах ребёнка.

2.Законодательные акты РФ.

3.Семейный кодекс РФ.

4.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273 - ФЗ

Список литературы:

1. Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

2. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.

3. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.

4. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

6. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.

7. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

8. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л.Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL:

http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/

 (дата обращения 28.01.2017).

  1. Мнемотехника и её методы для детей дошкольного возраста. URL: http://shkolabuduschego.ru/game-online/mnemotehnika-i-eyo-metodyi-dlya-detey-doshkolnogo.html (дата обращения 19.11.2016).
  2. Пантелеева Е. А. «Использование мнемотехники для повышения уровня связанного речевого развития детей младшего дошкольного возраста» URL: http://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/7882-ispolzovanie-mnemotekhniki-dlya-povysheniya-urovnya-svyazannogo-rechevogo-razvitiya.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение педагогического опыта. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»

СодержаниеЛитературный обзор состояния вопроса…………………………….3История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..4История изучения темы педагогическо...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей комбинированной подготовительной группы с тяжелым нарушением речи (ОНР – III уровня) с использованием современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС (

Тема: «День защитника Отечества».Цель: Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».Коррекционно-образовательные цели: закреплять представления о российской армии и профессиях в...

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения  -  мнемотехники, представле...