Конспект занятия - звук и буква С
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Учить детей правильно произносить звук С, различать его среди других звуков речи. Учить определять место звука в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zvuk_i_bukva_s.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук и буква С
Задачи: Учить детей правильно произносить звук С, различать его среди других звуков речи. Учить определять место звука в слове. Познакомить детей с буквой С. Учить составлять из букв короткие слова (сом, сок, сук, суп). Учить сравнивать и обобщать предметы. Развивать память, внимание, фонематический слух при нахождении слогов и слов со звуком С.
Развивать речевое дыхание, словесно-логическое мышление, тонкие движения пальцев рук.
Упражнять детей в словообразовании относительных прилагательных по материалу.
Воспитывать интерес к своей речи, родному языку, наблюдательность, усидчивость.
Создать положительную эмоциональную сферу.
Оборудование:
1. Лесная полянка – 2 дерева с птицами: скворец, снегирь, ласточка, синица.
2. Мольберт – 2 шт.
3. Доска, мел.
4. Столик – 2 шт.
5. Сундучок со сладостями.
6. Кукла – Мальчик – Хулиганчик.
7. Плакаты: Кто спрятался в лесу;
Трехглавый дракон.
8. Самолет с фишками.
9. Посуда: стеклянная солонка, салатница, стакан;
металлическая кастрюля;
пластмассовый поднос, салфетница.
10. Билеты, таблички на стульях.
11. Разрезная картинка Сова 90 х 32 (с обратной стороны слова)
12. Наборное полотно с буквами.
13. Сорока (части слова)
14. Игрушки: меховые – 6 шт.
резиновые – 6 шт.
деревянные – 6 шт.
пластмассовые – 6 шт.
15. Магнитофон с записями музыки:
страшной,
грустной,
спокойной,
голоса леса,
веселой,
Н.Королевой «Маленькая страна».
16. Раздаточный материал
зеркала – 6 шт.
киндер – сюрприз на дыхание
тетради
карандаши на подставке (простой и синий)
полоски – 6 шт.
разрезные буквы
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
I. 1. Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, в Сказочную Страну. Нас уже ждет поезд. Но сначала приобретите билеты в кассе.
Дети подходят к кассе и берут по билету.
Что вы видите на билете? (слоги)
На стульчиках таблички с такими же надписями. Нужно правильно произнести название своего билета и найти точно такую же табличку на стульчике. Если надпись на табличке совпадет с надписью вашего билета, значит это место ваше.
Дети разбирают билеты. Прочитывают надписи. Находят свои места. Садятся.
2. В дороге принято беседовать, рассказывать интересные истории. Я вам расскажу сказку о Веселом Язычке, а вы мне поможете, чтобы дорога была веселее.
Вы уже знаете, что Веселый Язычок живет в своем домике. Теперь он решил построить вокруг домика «Заборчик».
Дети выполняют упражнение.
Каждое утро Язычок «чистил зубы»: верхние, потом нижние.
Дети выполняют упражнение
Но однажды он встретил сердитую кошку, она вот так изгибала спину (показ ладошкой). И Язычок стал дразнить ее. Своим кончиком он уперся в нижние передние зубки, а спинку выгнул вверх, как «сердитая кошка». Дети выполняют упражнение.
Кошке не понравилось и она убежала. Язычок пришел на детскую площадку и стал играть с игрушками. Он тихонько дул на них. Дуть надо язычком, щеки не надувать.
Дети выполняют упражнение.
•
Пока мы разговаривали, наш поезд подъехал к первой станции. Смотрите, это Сказочный Лес. (звучат лесные голоса). Садитесь на полянку и послушайте звуки сказочного леса. Звучит страшная музыка.
Что вы услышали? (пиктограммы)
Что представилось вам?
Какое выражение лица подходит?
Что вам хочется делать? Изобразите.
А теперь послушайте. Звучит грустная музыка.
Что вы себе представили?
Мне показалось, что кто-то плачет. Почему он плачет в лесу? (потерялся).
Какое личико подходит?
Что хочется делать под грустную музыку? Покажите.
Звучит спокойная расслабляющая музыка.
Ложитесь на полянку, закройте глаза. Представьте, что вы лежите среди душистых цветов. Вы смотрите на облака, которые медленно и тихо плывут по небу.
Что хочется сделать под такую музыку? Звучат лесные голоса.
Это лесные звери зовут нас поиграть. Смотрите, они спрятались в сказочном лесу. Дети подходят к плакату.
Кто же в нем прячется? Назовите.
Подумайте, что одинакового в названии жителей сказочного леса?
Какой одинаковый звук в названии жителей вы слышите?
Какой звук начинает слово «слон»? «сова»? «стрекоза»? «собака»? «свинья»?
Что же общее в названии всех жителей сказочного леса? (название всех жителей начинается со звука С).
II. 1. Ой, поезд трогается. Садитесь скорее по своим местам. Продолжим наш разговор в поезде. Давайте послушаем звук С. Посмотрите в зеркало.
Воздух свободно проходит? (нет)
Что ему мешает? (язык, зубы)
Как расположились губы? Зубы? (улыбка, заборчик)
Что делает язычок? (дует ветерком)
Если звук С нельзя пропеть, значит он какой? (согласный)
Что делает наш голосок? Спит или проснулся? (спит)
Итак, расскажите, какой звук С.
2. Не устали сидеть? Расправьте плечи, посмотрите в окошко. Нам еще долго ехать. Давайте поиграем в игру «Узнай звук». Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук С.
ма са ты бу су гу пы ши сы кы бы со то
•
Ребята, мы с вами путешествуем на поезде. На чем еще можно путешествовать? Назовите другой транспорт. Вот мы доехали до аэропорта. Какой здесь транспорт вы видите? (самолет) Это самолет не пассажирский, а грузовой. Посмотрите как много груза. Но мы с вами погрузим только те предметы в названии которых есть звук С. Дети проговаривают слова, выделяя звук С и загружая самолет.
Какой же груз полетит на самолете? (дети называют предметы)
Смотрите, на этой станции что-то есть.
Что это? Как назвать одним словом? (игрушки).
Но они все разные. Есть из дерева. Как сказать про такие игрушки? Они какие? (деревянные)
Есть игрушки из меха. Они какие? (меховые)
А есть игрушки из резины. Какие они? (резиновые)
Пока поезд стоит, давайте поиграем. Сейчас зазвучит веселая музыка и мы с вами побежим по кругу. Как только музыка затихнет, нужно поднять меховую игрушку. Звучит музыка.
Аналогично: пластмассовую, деревянную, резиновую.
III. 1. Садитесь по своим местам, путешествие продолжается. Ребята, скажите, какие игрушки мы поднимали? (меховые резиновые, …). А бывают игрушки стеклянные? (нет). Почему? (опасно, могут разбиться, можно поранится).
Назовите мне стеклянные предметы. Как можно назвать эти предметы одним словом? (посуда).
Какую еще посуду вы знаете?
Если солонка сделана из стекла, то она какая? (стеклянная)
Если кастрюля сделана из металла, то она какая? (металлическая)
Если поднос сделан из пластмассы, то он какой? (пластмассовый)
Ответьте полным предложением. Что насыпают в стеклянную солонку? (в стеклянную солонку насыпают соль)
Что мама сварила в металлической кастрюле?
Что принесли на пластмассовом подносе?
2. Откройте тетради. Начертите схему слова «стакан».
Подумайте, где спрятался звук С: в начале, в середине, в конце слова?
Где нарисуете кружок?
Каким цветом?
Аналогично: «кастрюля», «поднос».
•
Остановка. Давайте выйдем поиграем с пальчиками.
Са-са-са, са-са-са. Кулачки. Вращать большими пальчиками.
Укусила в нос оса. Указательными пальчиками потрогать нос.
Со-со-со, со-со-со. Кулачки. Вращать большими пальчиками.
Нос мой стал как колесо. Ладошки соединить в кольцо.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы. Кулачки. Вращать большими пальчиками.
Не боимся мы осы. Кулачки. Указательными пальчиками покачать влево, вправо.
Су-су-су, су-су-су. Кулачки. Вращать большими пальчиками.
Я осу в руке несу. Ладошки соединить в коробочку.
IV. Садитесь по местам. Смотрите, к нам подсел Мальчик – Хулиганчик. Он хочет с нами поиграть. Но ни как не может прочитать слово. Помогите ему. Дети читают.
Выложите у себя это слово.
Теперь он предлагает закрыть всем глаза. Откройте глазки.
Что изменилось?
Какое слово получилось?
Выложите у себя и т.д.
Сом сок сук суп суд сад
•
Вот мы и добрались до Сказочной Страны. Звучит музыка.
Кто же здесь живет?
Мы узнаем, если сложим правильно карточки, которые сильный ветер разбросал. Надо сложит так карточки, чтобы получилось слово
Звучит музыка, дети складывают слова. Из слов- карточек собирают осколочную картинку.
Кто же живет в Сказочной Стране? (сова)
Ребята, оказывается в Сказочной Стране имена жителей и названия всех предметов обязательно со звуком С и произносить его надо правильно. Вот смотрите, что делает Сова в Сказочной Стране (сова сторожит сундук с сокровищами). Что-то он не открывается. Надо произнести волшебные слова. А волшебными словами являются все слова со звуком С. Чтобы сундук открылся, вспомните и назовите все слова со звуком С. Теперь Коля попробуй открыть сундук. Какие же там сокровища? (сладкие). Угощайтесь, ребята. Звучит музыка.
Кому что досталось? (Дети произносят название конфет: сливовая, кокосовая, ананасовая, снежинка, сказка, ласточка, пастила, буревестник, маска).
На этом наше путешествие закончилось. Спасибо. До новых встреч.
Звучит музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Звук и буква У"
Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...
Конспект занятия "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...
Конспект занятия "Звук и буква О"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...
Конспект занятия "Звук и буква Ы"
Конспект по звукопроизношению в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Звук и буква Ы»...
Конспект занятия Звук и буква «М»
Данный конспект разработан для детей старшей логопедической группы....
Конспект занятия. Звук и буква П.
Данный конспект занятия позволит детям закрепить произношение звука [П], а также познакомить с печатным написанием буквы П....
Конспект занятия "Звук и буква "И"
ЗВУК И...