Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи
статья по теме

Копайгора Елена Евгеньевна

         Применение данных упражнений позволяет улучшить у ребенка речь,память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематических выполнений кинезиологичесикх упражнений у ребёнка исчезают явления дислексии,дисграфии и  развиваются межполушарные связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

детского сада общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

(АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

Доклад

на тему:

«Кинезиологические упражнения                         в работе с детьми дошкольного возраста            с нарушением речи»

 на педагогическом совете

Подготовила и провела:

Учитель-логопед-

Копайгора Е.Е

г. Долгопрудный

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие, а также стимуляцию интеллектуального развития, возможно, осуществлять при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения

Ещё одна методика, которая позволяетвыявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его   мозга - КИНЕЗИОЛОГИЯ.

          Кинезиология –наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

         Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи.

         Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Возраст до 10 лет благоприятный период для интеллектуального развития, так как кора больших полушарий ещё до конца не сформирована. Р.Е. Левина в своих работах выделяет, что речевая активность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, которые протекают в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.

 Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти оптимальные пути воздействия на психические процессы, которые участвуют в образовании речевого нарушения. Многие психические процессы будут формироваться благодаря развитию пальчиковой моторики.

В исследовательских работах И.М. Сеченова, П.Н. Анохина, А.Р. Лурия, В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, было доказано влияние манипуляций рук, мелкой моторики на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Следовательно, направление развивающей работы должно быть от движения к мышлению, а не наоборот.

А.Л. Сиротюк указывает, что под влиянием кинезиологических упражнений (двигательные, дыхательные упражнения, растяжки, пальчиковая гимнастика и т.д.) в организме проходят положительные структурные изменения. При этом, изменения будут более значительными, если будут интенсивные нагрузки (но оптимальна для данных условий).

Успех в обучении детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, которые учитывают индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий.

Функциональная асимметрия полушарий — это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левыми полушариями.

Психофизиологии выделяют 32 типа функциональной организации мозга. А.Р.Лурией было выделено три основных типа организации мозга:

- левополушарный тип — определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие отвечает за письмо, счёт, способность к анализу, абстрактное, концептуальное, двумерное мышление. Информация, которая поступает в левое полушарие, обрабатывается достаточно медленно.

 - правополушарный тип — определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения.

- равнополушарный тип — отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одарённости.

Основой развития интеллекта является интегрированное межполушарное взаимодействие, которое служит для передачи информации из одного полушария в другое.

В последнее время возросло количество детей с различными дефектами в развитии, с трудностями в обучении и адаптации. Необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы для устранения нарушений, которые у детей имеются, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Использование данного метода в работе позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Применение кинезиологических тренировок на логопедических занятиях помогает улучшить почерк, повысить работоспособность, активизировать интеллектуальные и познавательные процессы.

Польза кинезиологических упражнений:

  повышают стрессоустойчивость

  •  улучшают мыслительную деятельность, внимание и   память
  •  синхронизируют работу полушарий
  •  формируют пространственные представления  
  •  развивают речь, а также мелкую и крупную моторику
  •  снижают утомляемость  
  •  повышают способность к произвольному контролю
  •  гармонизируют работу головного мозга  
  •  облегчают процесс чтения и письма

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков
  •  занятия проводятся в доброжелательной обстановке
  •  от детей требуется точное выполнение движений и приёмов
  •  упражнения проводятся стоя или сидя за столом
  •  алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия

Все упражнения  нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и  сложность. Продолжительность комплекса упражнений может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день, в зависимости от возраста

Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:

  • Растяжки
  •   Дыхательные упражнения
  •   Глазодвигательные  упражнения  
  •   Телесные упражнения
  •   Упражнения для развития мелкой моторики
  •   Упражнения на релаксацию
  •   Массаж пальцев рук и ушных раковин

В работе учителя-логопеда особое значение уделяется работе с кистями рук, поскольку  кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга

  • Колечко
  • Кулак—ребро—ладонь
  • Лезгинка
  • Зеркальное рисование 
  • Ухо—нос
  • Горизонтальная восьмерка 

Таким образом:

Регулярное выполнение кинезиологических  упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий.

 Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта , улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а главное  способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.

 Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми шестилетнего возраста, имеющих нарушения речи»часть1

данная презентация содержит кинезиологические упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях логопеда...

ЗНАЧЕНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Здоровье сберегающие технологии. ПОДБОРКА ПРОСТЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ....

Практическое применение кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.

Кинезиологические упражнения помогают педагогам дошкольного воспитания повышать стрессоустойчивость организма у детей, синхронизировать работу полушарий головного мозга, улучшать мыслительную деятельн...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.

Данная презентация позволит читателям не только просмотреть материал, но и некоторые кинезиологические упражнения проделать самим. Получить положительный опыт, а через некоторое время почувствовать се...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи и умственных способностей

Использование кинезиологических упражнений  в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи и умственных способностей...

"Использование технологии кинезиологического тейпирования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи"

В данной статье речь идет о применении кинезиологических тейпов  для детей с нарушениями речи с целью коррекции и устранения речевых нарушений. Данная  методика доказала свою эффективность н...

Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.

Современный мир не требует от детей особых усилий, поэтому моторные навыки ослабляются, дети плохо держат карандаш, кисточку, плохо владеют ножницами. Неуспешность в овладевании данных предметов ведет...